Судья Козлов А.А. Дело № 33а-1197/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2018 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.
судей: Холиковой Е.А., Савушкиной О.С.,
с участием прокурора Павленко Н.В.,
при секретаре Трищенкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника Сафоновского межрайонного прокурора Илларионова Д.А. на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 06 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области об установлении административного надзора в отношении Ильина П.С. удовлетворить.
Установить в отношении Ильина П.С., административный надзор на срок <данные изъяты> года, определив следующие административные ограничения:
1) обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 часов до 06-00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;
4) запрещение выезда за пределы территории муниципального образования, выбранного местом жительства или пребывания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Ильина П.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения»,
установила:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Ильина П.С. на срок <данные изъяты> года, указав, что Ильин П.С. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, постановлением начальника исправительного учреждения от (дата) был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что в силу ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является основанием для установления в отношении данного лица административного надзора.
В судебное заседание административный истец – представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области, административный ответчик Ильин П.С. не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Сафоновским районным судом Смоленской области 06.02.2018 вынесено вышеназванное решение, которое в апелляционном представлении просит изменить в части установленного ограничения в виде запрета выезда за пределы населенного пункта помощник Сафоновского межрайонного прокурора Илларионов Д.А.
В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области и административный ответчик – Ильин П.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон № 64-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в частности, тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона № 64-ФЗ.
Материалами дела установлено, Ильин П.С. на основании приговора Рославльского городского суда Смоленской области от (дата) отбывает наказание за совершение тяжкого преступления.
Срок окончания отбытия наказания Ильиным П.С. – (дата) .
В соответствии с п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 1 и 2) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного Ильиным П.С. преступления и способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Вместе с тем, законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части дополнить, установив в отношении Ильина П.С. ограничение в виде запрета выезда за пределы территории Смоленской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Кроме того, в соответствии п.п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица устанавливается обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу изложенного, подлежит дополнению установленное судом административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии п.п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица устанавливается запрет на пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток
Соответственно, подлежит дополнению установленное судом административное ограничение в виде запрета пребывания в местах вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22-00 часов до 06-00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установленные в отношении Ильина П.С. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы; последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм ст. 9 Закона № 64-ФЗ ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также - о частичной отмене административных ограничений.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление помощника Сафоновского межрайонного прокурора Илларионова Д.А. удовлетворить.
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 06 февраля 2018 года изменить.
Изложить пункт первый абзаца второго резолютивной части решения в следующей редакции: обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Изложить пункт третий абзаца второго резолютивной части решения в следующей редакции: запрещение пребывания в местах вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 часов до 06-00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой.
Изложить пункт четвертый абзаца второго резолютивной части решения в следующей редакции: запретить выезд за пределы территории Смоленской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: