Дело №а-4605/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года город Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Павловой А.В.,
при секретаре Карамовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административным исковым заявлениям Министерства природных ресурсов Забайкальского края к контрольной инспекции городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита» о признании незаконными и отмене предписаний,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края (далее - Минприроды Забайкальского края) поступило предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» (далее Контрольная инспекция) № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Министерству предписано в целях устранения нарушений п.(п) 3.4 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых Решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. выразившихся в наличии несанкционированной свалки в районе Мемориала боевой и трудовой славы Забайкальцев (от <адрес>). Предписано принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на указанном земельном участке в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Информацию о ходе выполнения предписания предоставить письменно ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что предписание вынесено с нарушением порядка и в отношении ненадлежащего субъекта. Просит суд признать незаконным и отменить предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство природных ресурсов Забайкальского края обратилось в суд с аналогичным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края поступило предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Министерству предписано в целях устранения нарушений п.(п) 3.4 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых Решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. выразившихся в наличии несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 75:32:030643:141, расположенном по адресу: <адрес>, принять меры по ликвидации несанкционированной свалке на указанном земельном участке в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Информацию о ходе выполнения предписания предоставить письменно ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что предписание вынесено с нарушением порядка и в отношении ненадлежащего субъекта. Просит суд признать незаконным и отменить предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суд от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, административные дела по указанным искам объединены в одно производство, административному делу присвоен №а-4605/2017.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о восстановлении срока для обращения с административными исками, при этом суд пришел к выводу о том, что срок административным истцом для оспаривания предписаний Контрольной инспекции городского округа «Город Чита» не пропущен. Указанным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо Контрольной инспекции городского округа «Город Чита» специалиста 2 разряда Екимова А.В..
В судебном заседании представитель административного истца Слюсарева И.А., административные исковые заявления поддержала полностью, просила их удовлетворить.
Представитель Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» Иванов С.Э., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административные исковые заявления, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик - Администрация городского округа «Город Чита» и заинтересованное лицо Екимов А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
В силу ст.151 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Думы городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ № приняты Правила благоустройства территории городского округа «Город Чита», которые устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организацию благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа «Город Чита».
Постановлением Мэра города Читы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита». Согласно указанному положению инспекция создана для осуществления контроля за исполнением постановлений, распоряжений администрации городского округа, правовых актов Думы городского округа. К задачам инспекции относятся, в числе прочего, организация и проведение проверок по исполнению гражданами, должностными и юридическими лицами требований Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», санитарного содержания и обеспечению чистоты территории округа.
В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Указанным Федеральным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Как следует из материалов дела, в контрольную инспекцию администрации городского округа «Город Чита» поступило обращение Стрюковой А.Г. по факту образования несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» было принято решение о проведении проверки по данному обращению, что подтверждается соответствующей резолюцией на письме от ДД.ММ.ГГГГ №
При этом, в нарушение требований ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ письменное распоряжение или приказ о проведении проверки начальником контрольной инспекции администрации городского округа «<адрес>» не издавались, до Министерства природных ресурсов Забайкальского края сведения о проводимой проверке не доводились.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе специалистов контрольной инспекции Екимовым А.В. и Тюнькиным М.С. произведен осмотр территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен соответствующий акт. Из акта следует, что на территории указанного земельного участка зафиксировано наличие большого скопления бытового и прочего мусора.
На основании указанного акта, специалистом 2 разряда контрольной инспекции Екимовым А.В. вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края г.Читы. В предписании предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на указанном земельном участке. При этом, акт проверки в нарушение требований ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ не составлялся.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в контрольную инспекцию администрации городского округа «Город Чита» поступило обращение Общероссийского общественного объединения «Народный фронт «За Россию» по факту образования несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: <адрес>, от <адрес>, до <адрес>.
Контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» было принято решение о проведении проверки по данному обращению. При этом, в нарушение требований ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ письменное распоряжение или приказ о проведении проверки начальником контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» не издавались, до Министерства природных ресурсов Забайкальского края сведения о проводимой проверке не доводились.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе специалистов контрольной инспекции Екимовым А.В. и Красноперовой Г.А. произведен осмотр территории земельного участка, в районе Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев, расположенного в <адрес> от <адрес>, до <адрес>, о чем составлен соответствующий акт. Из акта следует, что на территории указанного земельного участка обнаружена несанкционированная свалка.
На основании указанного акта, специалистом 2 разряда контрольной инспекции Екимовым А.В. вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края г.Читы. В предписании предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на указанном земельном участке. При этом, акт проверки в нарушение требований ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ не составлялся.
Из представленных суду материалов следует, что соответствующая проверка по правилам, предусмотренным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, к участию в проверке Министерство природных ресурсов Забайкальского края не привлекалось. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Представленное административным ответчиком в судебное заседание Кассационное определение Судебной коллегии Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, не может служить подтверждением законности действий Контрольной инспекции по вынесению оспариваемого предписания. Мероприятия по контролю осуществляются инспекцией посредством проведения рейдовых осмотров земельных участков (в том числе, и в случае с выявлением свалки отходов, которую предписывается ликвидировать Министерству).
Закон № 294-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного выше апелляционного определения, содержал норму о том, что положения указанного федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (пункт 1 части 3 ст. 1).
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 277-ФЗ указанное положение Закона № утратило силу. Ныне действующая редакция Закона № 294-ФЗ содержит статью 8.3, предусматривающую порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к которым, в частности, относятся плановые (рейдовые) мероприятия, а также статью 13.2 «Плановые (рейдовые) мероприятия», регулирующую, в том числе организацию и проведение рейдовых осмотров, обследований земельных участков.
Таким образом, в настоящее время к мероприятиям по контролю, осуществляемым Контрольной инспекцией Администрации городского округа «Город Чита» применяются положения Закона № 294-ФЗ, в частности, статья 17, по смыслу которой предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения, а также иные положения данного федерального закона, предусматривающие порядок организации и проведения проверки (в том числе, вынесение соответствующего распоряжения или приказа о проведении проверки руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального контроля, доведение его в соответствующие сроки до проверяемого лица и т.д.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Контрольной инспекцией нарушен порядок вынесения предписания.
Кроме того, из Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П следует, что вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению загрязнения на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Действующий в настоящее время Земельный кодекс РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать их захламление, осуществлять мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Как следует из пункта 3.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых Решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушение которых вменяется Минприроды Забайкальского края, на физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, возлагается обязанность обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, а также на основе договора аренды земельных участков, прилегающей территории в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами.
Судом установлено, что Минприроды Забайкальского края не осуществляет каких-либо вещных прав в отношении земельных участков, на которых ему в соответствии с предписаниями надлежит принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, не использует их на праве аренды, не имеет на данном участке каких-либо подведомственных ему зданий, сооружений и других объектов. Также, Минприроды Забайкальского края не является производителем отходов, самовольное размещение которых явилось причиной возникновения несанкционированной свалки ТКО.
Кроме того, разработанный в целях нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определяет, что в случае, когда собственник отходов не установлен, то собственниками отходов являются органы местного самоуправлении, на территории которого они находятся.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые предписания были вынесены с нарушением установленного порядка, являются неопределенными и неисполнимыми по своему содержанию, в связи с чем подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░, № ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.