Дело № 2а-53/2022
64RS0018-01-2021-001683-45
Решение
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,
при секретаре судебного заседания Рот Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное дело по административному иску Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области к Краснокутскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Краснокутского РОСП Апаршиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о признании постановления судебного пристава незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
административный истец Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с административным иском к Краснокутскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Краснокутского РОСП Апаршиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о признании постановления судебного пристава незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора. Свои требования мотивирует тем, что решением Краснокутского районного суда Саратовской области по делу № 2-235/2019 возложена обязанность установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), на основных путях движения – тактильную направляющую полосу в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2001 № 605, в срок до 10.01.2020 года, а на администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области возложена обязанность финансировать оплату расходов, направленных на установку информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), на основных путях движения – тактильной направляющей полосы в срок до 10.01.2020 года. Заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Апаршиной Н.В. рассмотрены материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного Апаршиной Н.В. на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-235/2019 от 07.05.2019 года, предмет исполнения: Иной вид исполнения неимущественного характера, в отношении должника: администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области, в пользу взыскателя: Прокуратура Краснокутского района. Административным ответчиком установлено, что исполнительный документ, должником Администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Ответчик постановил взыскать исполнительный сбор в размере <данные изъяты> рублей. 08.12.2021 года в адрес администрации поступило требование заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Апаршиной Н.В. об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления указанного требования. В тот же день (08.12.2021 года) в адрес администрации поступило постановление заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Апаршиной Н.В. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Таким образом, административный ответчик вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока не соблюдая сроки, которые необходимы администрации для дачи пояснений или исполнения требования. Просит признать постановление о взыскании исполнительского сбора вынесенного заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Апаршиной Н.В. в размере <данные изъяты> рублей – незаконным; освободить администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области от уплаты исполнительского сбора.
Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 17.01.2022 года прекращено производство по делу по административному иску Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области к Краснокутскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Краснокутского РОСП Апаршиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, в части: признать постановление о взыскании исполнительского сбора вынесенного заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Краснокутского РОСП УФССП России по Саратовской области Апаршиной Н.В. в размере <данные изъяты> рублей – незаконным, прекращено.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно заявлению просит рассмотреть дело без его участия.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 27 марта 2019 года по гражданскому делу № 2-235/2019: обязать муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу № 1 г. Красный Кут Саратовской области установить при входе в здание указанного учреждения информационную мнемосхему (тактильную схему движения), а также на основных путях движения – тактильную направляющую полосу в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2001 № 605, в срок до 10.01.2020 года; обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области финансировать муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу № 1 г. Красный Кут Саратовской области оплату расходов, направленных на установку при входе в здание указанного учреждения информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), а также на основных путях движения – тактильной направляющей полосы, в срок до 10.01.2020 года.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 09.09.2021 года, заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Краснокутского РОСП Апаршиной Н.В, возбуждено исполнительное производство № №ИП в отношении Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области.
Постановлением о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 06.12.2021 года, в отношении должника Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области установлен срок для исполнения требований исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей до 13.12.2021 года.
Согласно выписке из бюджета Краснокутского муниципального района по ведомственной структуре расходов бюджета Краснокутского муниципального района образовательным учреждениям на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 г.г. выделены денежные средства на муниципальную комплексную программу «Развитие системы образования Краснокутского муниципального района Саратовской области программа «Развитие системы дошкольного образования», программа «Развитие системы общего и дополнительного образования» в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).государственных полномочий.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа. Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не возможно по не зависящим от должника причинам.
Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя от 06.12.2021 года о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области к Краснокутскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Краснокутского РОСП Апаршиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить должника Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя от 06.12.2021 года о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области.
Срок изготовления решения в окончательной форме 21 января 2022 года.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья: Н.В. Ходжаян