Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.06.2024 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием помощника прокурора
Октябрьского района г.Самары Шевченко П.А.,
при секретаре судебного заседания Приходько С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2806/2024 по иску ФИО1 к МВД России о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что 26 мая 2023г. Следователь ССО по ИТТ СУ Управления МВЛ России по г. Самаре ФИО4 предъявил ему обвинение в совершении преступлений предусмотренных ч.1 ст. 159, ч.1 ст. 159 п. «г», ч. 3 ст. 158 УК РФ. Вышеуказанное обвинение было предъявлено 26.05.2023г. в помещение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. В этот день 26.05.2023г. после предъявления обвинения следователь ССО по ИТТ СУ Управления МВЛ России по г. Самаре ФИО4 допросил его в качестве обвиняемого по уголовному делу №.... До начала проведения 26.05.2023г. вышеуказанных следственных действий указал следователю на свое плохое самочувствие, однако факт плохого самочувствия следователем был проигнорирован. Врача следователь не вызвал, истец был лишен квалифицированной медицинской помощи, в связи с чем он испытывал сильные головные боли. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 120 000 руб.
В судебном заседании, проведенном посредством ВКС с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель МВД РФ, ГУ МВД России по Самарской области Тихонова Д.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований.
Следователь ФИО6, представитель УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Судам следует учитывать, что моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ),
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, в силу пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 ГК РФ подлежит компенсации независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, сами по себе не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
На основании части 6 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (часть 21 статьи 2 Закона № 323-Ф3).
В силу части 1 статьи 26 Закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок № 285).
Пункта 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.
Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 02.09.2021) утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласно пункту 127 которых подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
Амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного (пункт 128 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы).
С 06.07.2022 введены в действие Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (ред. от 03.04.2023), в которых имеются аналогичные положения об оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
В пункте 128 названных Правил указано, что медицинской организацией УИС совместно с администрацией СИЗО организуется круглосуточное оказание медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в неотложной или экстренной форме.
В пункте 129 названных Правил указано, что случае, если медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым не может быть оказана в СИЗО, указанные лица направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС либо в медицинскую организацию государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которой такая медицинская помощь может быть оказана.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – Правила № 1466), согласно пункту 10 которых медицинский работник учреждения уголовно-исполнительной системы в срок, не превышающий 2 часов с момента определения показаний для проведения консультации, информирует о необходимости ее проведения руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы, которому представляет в письменной форме соответствующий запрос в медицинскую организацию.
В пункте 11 Правил № 1466 указано, что руководитель учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 1 рабочего дня с момента определения показаний для проведения консультации обеспечивает с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных передачу в медицинскую организацию запроса в письменной форме, в том числе при необходимости посредством использования факсимильной либо электронной связи.
Согласно подпункту «б» пункта 12 Правил № 1466 руководитель медицинской организации обеспечивает направление врача-специалиста в учреждение уголовно-исполнительной системы в течение 3 дней со дня поступления запроса, если необходима консультация в рамках оказания медицинской помощи в плановой форме.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи» (далее – Постановление Пленума № 47), судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В пункте 13 Постановления Пленума № 47 разъяснено, что суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 17 Постановления № 47).
Из материалов дела следует, что ФИО1, дата года рождения, содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области с 12.01.2023 по настоящее время.
Согласно ответа на судебный запрос ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН РОССИИ сообщил, что лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-1, медицинская помощь оказывается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России. При поступлении в учреждение ФИО1 жалоб на состояние здоровья не предъявлял, телесные повреждения в ходе осмотра не выявлены. Наличие хронических заболеваний отрицал. За период содержания в учреждении ФИО1 за медицинской помощью к медицинским работникам филиала МЧ-12 не обращался, в том числе и 26.05.2023. На диспансерном учете по поводу хронических заболеваний ФИО1 не состоит.
27.04.2024 ФИО1 вызван активно на прием. ***
Жалоб и претензий от ФИО1 на медицинское обеспечение в период содержания в ФКУ СИЗО -1 не поступало.
В период содержания в учреждениях УФСИН России по Самарской области ФИО1 медицинской помощью обеспечен в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», а также в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи по профильным заболеваниям, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Из искового заявления следует, что 26 мая 2023г. Следователь ССО по ИТТ СУ Управления МВЛ России по г. Самаре ФИО4 предъявил ФИО1 обвинение в совершении преступлений предусмотренных ч.1 ст. 159, ч.1 ст. 159 п. «г», ч. 3 ст. 158 УК РФ.
В этот день 26.05.2023г. после предъявления обвинения следователь ССО по ИТТ СУ Управления МВЛ России по г. Самаре ФИО4 допросил ФИО1 в качестве обвиняемого по уголовному делу №.... До начала проведения 26.05.2023г. вышеуказанных следственных действий ФИО1 сообщил следователю о своем плохом самочувствии.
В обосновании своей позиции истец ссылается на протокол судебного заседания по уголовному делу №...г. Красноглинского районного суда г. Самары, в котором указано, что в ходе судебного заседания в качестве свидетеля был допрошен свидетель следователь ФИО4, который показал, что 26.05.2023г. в качестве обвиняемого он допрашивал ФИО1. который в ходе допроса стал жаловаться на плохое самочувствие, при этом, по мнению следователя, он не был болен и симулировал, пытался затянуть время проведения предварительного расследования.
Оценивая представленные доказательства, суд принимает во внимание пояснения ФИО1 показавшего, что его самочувствие ухудшилось в момент предъявления ему обвинения и после окончания допроса он вернулся в свою камеру, недомогание прошло, за медицинской помощью он не обращался.
В соответствии с ч. 1 ст. 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.
Согласно ст. 172 УПК РФ обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле. Следователь извещает обвиняемого о дне предъявления обвинения и одновременно разъясняет ему право самостоятельно пригласить защитника либо ходатайствовать об обеспечении участия защитника следователем в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса. Обвиняемый, содержащийся под стражей, извещается о дне предъявления обвинения через администрацию места содержания под стражей. Обвиняемый, находящийся на свободе, извещается о дне предъявления обвинения в порядке, установленном статьей 188 настоящего Кодекса. Следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. При этом следователь разъясняет обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные статьей 47 настоящего Кодекса, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения. В случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника. В случае отказа обвиняемого подписать постановление следователь делает в нем соответствующую запись. Следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. Копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору.
Установлено, что ФИО1 имел возможность находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области получить квалифицированную медицинскую помощь, однако за ее получением не обращался. Таким образом, его право на получение медицинской помощи нарушено не было, право на получение компенсации морального вреда обусловленного ее не оказанием не возникло. Утверждение истца о том, что он вернувшись в камеру, принял имевшуюся у него таблетку и боль прошла, суд оценивает критически, поскольку нахождение в СИЗО-1 не предполагает наличие свободного доступа к лекарственным средствам.
Таким образом, в ходе рассмотрения исковых требований судом не установлено нарушение прав истца со стороны МВД, истец в установленном законом порядке не обращался за медицинской помощью.
Таким образом, у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к МВД России о возмещении морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 19.06.2024г.
Судья: Т.А. Орлова