УИД 76RS0021-01-2022-001679-02
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 год город Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
судьи Стародыновой Л.В.,
при секретаре Петрунчак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Константиновского сельского поселения ТМР ЯО к Шишкину С.Р. о прекращении права собственности на земельный участок, возложение обязанности,
у с т а н о в и л :
Администрация Константиновского сельского поселения ТМР ЯО с учетом уточнений иска обратилась в суд с исковыми требованиями к Шишкину С.Р. и просила:
-признать земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования -индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, территорией общего пользования.
-признать отсутствующим право собственности Шишкина С.Р. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м.,
-прекратить регистрационную запись о праве собственности Шишкина С.Р. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов,
-включить земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в реестр муниципальной собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Требования мотивировала тем, что Администрация Константиновского сельского поселения обратилась в Тутаевский городской суд с исковым заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> относится вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве собственности Шишкину С.Р. (запись регистрации № от 27.11.2013).
Согласно карте градостроительного зонирования правилам землепользования и застройки Константиновского сельского поселения ТМР ЯО, утвержденным Решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района ЯО от 24.06.2021 № 121-г, земельный участок расположен в территориальной зоне Т-зона транспортной инфраструктуры. Зона выделена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, обслуживания транспорта и сопутствующего сервиса. Нахождение в данной территориальной зоне спорного земельного участка подтверждает, что участок используется как дорога общего пользования.
Спорный земельный участок относится к территориям общего пользования, является единственным подъездным путем к земельным участкам и домовладениям, находящимся по адресу: <адрес>, и является территориальной общего пользования - автомобильной дорогой общего пользования в границах сельского поселения. Нахождение земельного участка в частной собственности с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» нарушает императивные нормы законодательства и права и законные интересы правообладателей земельных участков и расположенных на них объекта недвижимости.
Нахождение земельных участков в частной собственности препятствует Администрации КСП исполнять свои обязанности по ремонту и содержанию дорог, обеспечению безопасности дорожного движения. Иск о признании права отсутствующим является в данной ситуации единственно возможным способом судебной защиты.
Обязанность по ремонту и содержанию дорог возложена на собственника земельного участка. У Администрации Константиновского сельского поселения такая обязанность отсутствует, а Шишкин СР. свои обязанности по содержанию и ремонту дороги общего пользования не исполняет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Устинова О.С. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в 2017 г. Шишкин С.Р. обращается в Администрацию ТМР ЯО за изменением территориальной зоны с Ж-1 на Т-1.. Далее Администрация ТМР ЯО выносит заявление на комиссию, протоколом комиссии принято решение рекомендовать Шишкину С.Р. подготовить проект планировку территории для дальнейшего внесения изменений в правила землепользования и застройки, относительно спорного земельного участка. Далее Шишкин С.Р. начинает проводить работы, которые ему были рекомендованы Администрацией ТМР ЯО, и не доводит их до конца. В это время люди пользуются спорным земельным участком, как дорогой. В 2021 г. Администрацией ТМР ЯО вносятся изменения в правила землепользования и застройки Константиновского сельского поселения, где зона Ж-1 меняется на зону Т-1, на спорном земельном участке. Все время данным земельным участком пользуются как дорогой. Считает, что земельный участок, в соответствии действующим законодательством не может находится в частной собственности, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Дмитриева Т.А. исковые требования с учетом уточнения не признала, представила письменные возражения, которые поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что Шишкин С.Р. готов передать спорный земельный участок Администрации, но за денежную компенсацию, истец отказывается от решения вопроса подобным способом. Считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют т.к. решения муниципального совета о включении спорного участка в качестве дороги местного значения истцом не представлено, кроме того истцом не соблюдена процедура изъятия земельного участка. Просила в иске отказать.
В судебном заседании ответчик Шишкин С.Р. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признал, пояснил, что он готов передать спорный земельный участок истцу при условии, что истец компенсирует его затраты понесенные с образованием и содержанием участка.
В судебном заседании представитель третьего лица Галиева О.С. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, представила письменную позицию на иск, которую озвучила в судебном заседании, пояснила, что дорога общего пользования не может находится в собственности физического лица, рыночная стоимость земельного участка, когда переводилась из зоны Ж-1 на Т-1, возросла в кратном размере. Шишкин С.Р. сам обратился в Администрацию с целью перевода, обязался по соглашению содержать данную дорогу. Дорога не может находиться в собственности частного лица, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации ТМР не явилась, извещен надлежащим образом, ранее просил рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв в котором указала, что у ответчика отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный земельный участок т.к. запрещено передавать в частную собственность земли общего пользования.
В судебном заседании по ходатайству истца были допрошены свидетели ФИО1, ФИО2
Свидетель ФИО1 пояснила, что она приобрела у Шишкина С.Р. земельный участок по ИЖС. При покупке было разъяснено и показано, где проходит дорога. По инициативе Шишкина С.Р. проходили частные собрания всех собственников, где обсуждались вопросы о вложении денежных средств в дорогу. Потом собрания прекратились, и уже каждый сам вкладывался в дорогу. Стали обращаться в Администрацию ТМР ЯО по вопросам освещения и чистки дороги в зимний период времени, получили отказ, поскольку земля находится в частной собственности.
Свидетель ФИО2 пояснил, что он приобрел у Шишкина С.Р. земельный участок по ИЖС. Свидетельство получил в 2013 г.. Изначально, когда приобретались земельные участки, дорог не было. По инициативе Шишкина С.Р. проходили частные собрания всех собственников, где обсуждались вопросы о вложении денежных средств в дорогу. Деньги передавались Шишкину С.Р., он на них проводил благоустройство дороги. Был разговор о том, что мы благоустраиваем дорогу, и потом Шишкин С.Р. передаст эту дорогу Администрации. О том, что дорога в частной собственности он узнал после покупки земельного участка. Дорога должна находиться в собственности Администрации.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.12.2009 года Шишкину С.Р. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 48875 кв.м., право собственности 1/3 доли, расположенный по адресу:<адрес>(л.д.6).
20.11.2009 года согласно соглашения участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № в результате межевания, был выделен один земельный участок с кадастровым номером № площадью 48875 кв.м., расположенный по адресу :<адрес> примерено в 300 метров от д.<адрес>. Настоящим соглашением стороны договорились, что ФИО3 в собственность переходит 1/3 доли в праве, Шишкину С.Р. 2/3 доли в праве (л.д.63).
ФИО3 на основании договора дарения от 10.12.2009 года передала Шишкину С.Р. 1/3 доли в праве на земельный участок площадью 48875 кв.м., расположенный по адресу:<адрес> (л.д.57-59)
В выписке из Генерального плана от 2013 г. указано, что изменен разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 48875 кв.м. с земель сельскохозяйственного назначения на земли для индивидуального жилищного строительства (л.д.60-61)
Шишкин С.Р 02.11.2017 г. обратился с заявлением к начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации ТИР-главному архитектору ТМР с заявлением о внесении изменения в Правила землепользования и застройки Константиновского сельского поселении ЯО в отношении земельного участка расположенного по адресу:<адрес> с кадастровым номером № изменить территориальную зону Ж1 на Т1(л.д.15).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2013 года Шишкину С.Р. выданного на основании выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; Постановления Главы Администрации г. Тутаева и Тутаевского района «О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли (паи) членам-пайщикам ТОО «Волна-2» от 13.07.1994 года № 352; Свидетельства о праве на наследство по закону от 03.04.2008 года; Соглашения участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № о выделе в общую долевую собственность в счет своих земельных долей земельного участка с кадастровым номером № и определении долей на них от 20.11.2009 года; Договора дарения от 10.12.2009 года, решения собственника о разделении земельного участка от 20.11.2013 г., Шишкину С.Р. принадлежит земельный участок, категория земель:земли населенных пунктов; разрешённое использование: ИЖС, общей площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.158).
Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, рассмотрено заявление Шишкина С.Р. о внесении изменения в ПЗиЗ Константиновского сельского поселения Ярославской области в отношении земельного участка с кадастровым номером:№ по адресу: <адрес>, примерно 300м по направлению на запад, изменив территориальную зону Ж1 на территориальную зону Т1. Принято решение: рекомендовать Шишкину СР. подготовить проект планировки территории для дальнейшего внесения изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером:№ по адресу: <адрес>, примерно 300м по направлению на запад, по изменению территориальной зоны Ж1 на территориальную зону Т1 (л.д.160).
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 48875 кв.м. в соответствии с решением собственника о разделении земельного участка от 20.11.2013 года (л.д.51-55,122-123),
Государственная регистрация права собственности Шишкина С.Р. на земельный участок с кадастровым номером № произведена, внесена в ЕГРН запись о ее правах № от 11.01.2023 года, кадастровый номер участку присвоен 15.11.2013 г.(л.д.67-90, л.д.100-102).
Решением муниципального совета ТМР от 26.09.2013 № 37-Г утверждены изменения в Генеральный план Константиновского сельского поселения ТМР, которым исключены проектируемые автомобильные дороги общего пользования местного значения 4-й категории на территории земельных участков, включенных в границы населённых пунктов Генеральным планом Константиновского сельского поселения (л.д.9-11).
Решением муниципального совета ТМР от 21.08.2014 № 80-Г земельный участок с кадастровым номером № площадью 48875 кв.м. переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов Константиновского сельского поселения (л.д. 13).
02.11.2017 года Шишкин С.Р. обратился с заявлением к начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации ТМР-главному архитектору ТМР о внесении изменений в правила землепользования и застройки Константиновского с/п в отношении земельного участка с кадастровым номером № изменив территориальную зону Ж1 на Т1 (л.д.15).
Решением собственника от 20.11.2013 г. земельный участок № площадью 48875 кв.м. разделен на 23 земельных участка (л.д.51-55).
На обращение ФИО4 в прокуратуру, заместителем прокурора был дан ответ в том, что проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Шишкину С.Р., Администрация мероприятий направленных на прекращение права собственности физического лица и изъятие земельного участка для муниципальных нужд, не осуществило (л.д.95).
Согласно протокола общего собрания от 31.05.2014 собственниками земельных участков обсуждался вопрос о строительстве дороги.
Налоговым уведомлением, локальной сметой от 10.03.2014 г., договором № «О снятии ограничений по использованию земельного участка», договором № ПД-135 от 19.06.2008 года, платежными документами, подтверждены затраты Шишкина С.Р. понесенные по освоению земельных участков.
Из искового заявления следует, что земельный участок принадлежащий на праве собственности Шишкину С.Р., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию, так как используется как дорога общего пользования.
Понятиетерриторийобщегопользованияиземельныхучастковобщегопользованияприведено в п.12 ст.1ГрК РФ и ч.1 ст.262Гражданского кодекса Российской Федерации соответственно.
В соответствии с п.12 ст.1 ГрК РФ территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектовобщегопользования, скверы, бульвары).
Согласно ч.1 ст.262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые дляобщегодоступаземельныеучастки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться ииспользоватьимеющиеся на этихучасткахприродные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующегоземельногоучастка.
Указанные нормы закона не содержат положений, исходя из которых земельные участки находящиеся в собственности у физических лицмогут быть признаныисключительно объектамиобщегопользования.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляются при подготовке проектов планировки территории.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, с уверенностью можно говорить о том, что земельный участок является землями общего пользования только при совокупности всего ряда условий:
1) участок находится в государственной или муниципальной собственности;
2) он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории;
3) он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования.
При этом действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, соответственно, собственник земельного участка физическое лицо не вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка "территории общего пользования".
Согласно статьи 1 дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской Конвенции по правам человека) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Основания возникновения прав на землю установлены в ст.25 ЗК РФ, согласно которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено достаточно доказательств нахожденияземельногоучасткас кадастровым номером № в границахтерриторийобщегопользования, или же отнесения данногоучасткакземельнымучасткамобщегопользования.
В судебном заседании установлено, что до 2021 года Шишкин С.Р. надлежащим образом выполнял обязанности по содержанию спорного земельного участка. Доводы истца и третьего лица о том, что спорный земельный участок (дорога) принадлежит Шишкину СР. в нарушение закона противоречат подписанным в 2013 году соглашениям по освоению земельного участка в целях жилищного строительства.
12.02.2013 года Администрация Тутаевского MP и Шишкин С.Р. заключили соглашение по освоению земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с п. 1.1., 1.2. которого обязалась осуществить подготовку изменений в Генеральный план Константиновского сельского поселения Тутаевского MP - включить участок площадью 48 875 кв.м. в границы населенного пункта <адрес>, а Шишкин С.Р. обязался осуществить малоэтажную жилую застройку земельного участка. В соответствии с п.п. 2.1., 2.2. указанного Соглашения Шишкин С.Р. обязался осуществить малоэтажную жилую застройку земельного участка и обеспечить территорию участка необходимой инженерной, транспортной и бытовой инфраструктурой. Условий о передаче дорог, подъездов в собственность администрации Константиновского СП ТМР ЯО соглашение не содержит. До заключения указанного Соглашения Шишкин С.Р. предоставлял в управление архитектуры и градостроительства администрации ТМР ЯО концепцию развития спорного участка, которая включала в себя эскиз планировки территории с указанием жилых зон, дорог, проездов, общественно-деловых зон, расчет потребности в учреждениях социально-бытового обеспечения, мощности потребления энергетических ресурсов (электричество, газ, тепло), водопотребления и водоотведения, характеристику жилой застройки, расчет стоимости обеспечения участка инженерной, транспортной и социально-бытовой инфраструктурами. После предоставления указанных документов было заключено соглашение о сотрудничестве по освоению земельного участка 12.02.2013г.. Согласно изменения в Генеральный план Константиновского сельского поселения, утвержденных решением муниципального совета Тутаевского MP 21.08.2014 года № 80 исключены проектируемые автомобильные дороги общего пользования местного значения 4-й категории на территории земельных участков, включенных в границы населенных пунктов Генеральным планом Константиновского сельского поселения. То есть, проектируемые автомобильные дорого местного значения были исключены на участке с кадастровым номером № который включался в границы населенного пункта Константиновского СП. Решение муниципального совета о включении спорного участка в качестве дороги местного значения Константиновского СП истцом не представлено. Обращение Шишкина С.Р. в 2017 году с заявление об изменении функциональной зоны участка с кадастровым номером № на Т1 не означает, что Шишкин С.Р. отказался от своих прав на земельный участок, а у истца возникло право требовать передачи участка в свою собственность.
Доводы истца и третьего лица о том, что дорога принадлежит Шишкину С.Р. в нарушение закона противоречат подписанным в 2013 году соглашениям по освоению земельного участка в целях жилищного строительства.
Что касается заявленных требований о признании право собственности Шишкина С.Р. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отсутствующим и прекращении регистрационной записи Шишкина С.Р. на указанный земельный участок, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи209 ГК РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По правилам пункта 1 статьи131 ГК РФправо собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи1Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями130,131,132,133.1и164Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи1Закона № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи1Закона N 218-ФЗ).
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что земельный участок с кадастровым номером № является учтенным объектом недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности на земельный участок принадлежит Шишкину С.Р.. Право собственности на спорный объект зарегистрировано на основании следующих документов: на основании выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от 22.04.2008 года; Постановления Главы Администрации г. Тутаева и Тутаевского района «О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли (паи) членам-пайщикам ТОО «Волна-2» от 13.07.1994 года № 352; Свидетельства о праве на наследство по закону от 03.04.2008 года; Соглашения участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № о выделе в общую долевую собственность в счет своих земельных долей земельного участка с кадастровым номером № и определении долей на них от 20.11.2009 года; Договора дарения от 10.12.2009 года, решения собственника о разделении земельного участка от 20.11.2013 г., Шишкину С.Р. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов; разрешённое использование: ИЖС, общей площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.158).
Таким образом, заявляя требования о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № и признании зарегистрированного права собственности Шишкина С.Р. на данный земельный участок отсутствующим, Администрация применяет исковые способы защиты, направленные с одной стороны на исключение спорного земельного участка как объекта недвижимости из гражданского оборота, а с другой стороны - на оспаривание права собственности.
Между тем, избранный Администрацией предусмотренный абзацем 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" способ защиты в виде признания зарегистрированного права отсутствующим имеет узкую сферу применения и не может заменять виндикационный, негаторный, реституционный или иные прямо предусмотренные законом иски, поэтому допустим только при объективной невозможности защитить нарушенное право иными средствами.
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22).
Возможность обращения с таким исключительным способом защиты предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом с нарушением закона (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Аналогичная позиция отражена в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты права собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», в котором также указано, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, владеющему этим имуществом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений об их применении следует, что иск Администрации о признании права собственности Шишкина С.Р. на спорный земельный участок отсутствующим мог быть удовлетворен только в случае подтверждения того, что Администрация является правообладателем и владельцем данного участка, а оспариваемое право Шишкина С.Р. зарегистрировано незаконно, при этом последний не владеет этим участком, вследствие чего к нему не может быть предъявлен виндикационный иск.
Между тем, данные обстоятельства материалами дела не подтверждены.
Напротив, право собственности Шишкина С.Р. на спорный земельный участок зарегистрировано на основании следующих документов: на основании выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от 22.04.2008 года; Постановления Главы Администрации г. Тутаева и Тутаевского района «О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли (паи) членам-пайщикам ТОО «Волна-2» от 13.07.1994 года № 352; Свидетельства о праве на наследство по закону от 03.04.2008 года; Соглашения участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № о выделе в общую долевую собственность в счет своих земельных долей земельного участка с кадастровым номером № и определении долей на них от 20.11.2009 года; Договора дарения от 10.12.2009 года, решения собственника о разделении земельного участка от 20.11.2013 г., Шишкину С.Р. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов; разрешённое использование: ИЖС, общей площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
При этом, в случае удовлетворения требований Администрации в части признания отсутствующим зарегистрированного права Шишкина С.Р. на земельный участок с кадастровым номером №, судом по существу был бы рассмотрен спор о недействительности выше указанных решений без обсуждения вопроса о применении последствий недействительности указанных сделок. В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения указанных требований.
Истцом также заявлены требования о включении земельного участка с кадастровым номером № площадью 6289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в реестр муниципальной собственности Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района. Фактически истец заявляет об изъятии находящегося в собственности Шишкина С.Р. земельного участка для муниципальных нужд. По данному требованию суд приходит к следующему выводу.
Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст.35 КонституцииРФ).
Согласно п.1 ст.279 ГК РФизъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (пп. 3.2 п.2 ст. 235 ГК РФ).
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).
Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.
До 1 апреля 2015 г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 1 апреля 2015 г. необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ).
С 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее, чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 1 апреля 2015 г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.
Размер возмещения за изымаемые земельные участки определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных положениями ЗК РФ.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В связи с существующей неопределенностью в понимании того, что включает в себя понятие государственных и муниципальных нужд, важным этапом в регулировании этого вопроса стало принятие Верховным Судом РФ Определения от 27.10.2015 N 309-КГ15-5924 по делу N А07-21632/2013.
В Определении ВС РФ указал, что под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту.
Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Кроме того, Верховный Суд РФ в упомянутом Определении со ссылкой на правовую позицию КС РФ, согласно которой в случаях принудительного изъятия имущества у собственника (независимо от оснований такого изъятия) должен осуществляться эффективный судебный контроль, который служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности, указал, что осуществление такого контроля подразумевает, в частности, необходимость проверки действительного наличия оснований, установленных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
ВС РФ отметил, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности не уведомление правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка, является основанием для отказа в удовлетворении требования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского Муниципального района Ярославской области (ИНН №, ОГРН №) к Шишкину С.Р. (паспорт №) о прекращении права собственности на земельный участок, изъятии земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова