Дело №а-6501/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесчастная С.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха о признании решения незаконным, об обязании принять решение о предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с административном иском и просили:
- Признать незаконным и отменить решение администрации городского округа Балашиха об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ №№.
- Обязать администрацию городского округа Балашиха предоставить истцам Государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» на основании заявления №№.
В обоснование иска, истцы указали, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 780 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, микрорайон Никольско-Архангельский, <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный земельный участок принадлежит истцам на праве общей долевой собственности, по ? доле каждому, на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, номер в реестре нотариуса: 2006, зарегистрированного в Балашихинском комитете по земельным ресурсам и землеустройству за регистрационной записью ДД.ММ.ГГГГ-75, и учтенного в материалах <адрес> бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под №, инвентарное дело №. С момента приобретения в собственность земельный участок огорожен капитальным забором. В 2020 году в результате работ по определению границ участка в соответствии с действующим законодательством было установлено, что фактически используемый ими с 1997 года земельный участок по площади превышает площадь участка, находящегося у итцов в собственности. Для устранения выявившегося в результате кадастровых работ несоответствия площадей они обратились в администрацию городского округа Балашиха с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 176 кв.м, находящегося в государственной собственности, с целью его дальнейшего перераспределения с принадлежащим им земельным участком. Решением администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцам отказано в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Кроме этого, истцы указывают на то, что расположение формируемого спорного земельного участка в двух территориальных зонах (Ж-2 и О-1) обусловлено тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов городского округа <адрес> № утверждены изменения в решение Совета депутатов городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>». В результате принятых изменений в Правила землепользования и застройки не только предполагаемый к перераспределению земельный участок государственной собственности площадью 176 кв.м, но и принадлежащий им на праве собственности земельный участок частично находится в многофункциональной общественно-деловой территориальной зоне О-1, что в соответствии действующим законодательством недопустимо. В связи с чем, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Истцы ФИО1 и ФИО2, в судебное заседание явились, доводы изложенные в иске поддержали, дополнительно суду пояснили, что им гарантировано право о перераспределении принадлежащих им земель, они изготовили заключение, и предоставили в администрацию. На текущий момент их участок делится на две зоны Ж-2 и О-1, они обращались в администрацию о перераспределении этих зон, на что администрация написала, что они должны обратиться в комитет земельных отношений, который находится в городе Железнодорожный, но они пока не успели обратиться, но обратятся. Считают, что в решении об отказе Администрации, есть еще несколько пунктов, которые нарушают их права и они хотели бы чтоб суд вынес по ним свою резолюцию.
Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха ФИО6 явилась, поддержала, доводы изложенные в письменных возражениях. Суду пояснила, что истцами неверно выбран способ защиты права. Сначала истцы должны обратиться в администрацию в установленном законном порядке, с просьбой о проведении публичного слушания, для перевода части земельного участка из категории О-1 в категорию Ж-2, после чего уже устанавливать границы земельного участка в соответствии с ГПК РФ. Порядок перевода земельных участков из одной категории в другую производится на основании статьи 33 градостроительного кодекса.
Заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха, Министерство имущественных отношений <адрес>, о дате судебного заседания извещались надлежаще, представителей не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы, дела суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 названного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление как оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, так и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования, что соответствует и положениям статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 780 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, микрорайон Никольско-Архангельский, <адрес>.
Указанный земельный участок принадлежит нам на праве общей долевой собственности, по 1/2 доле каждому, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы обратились в Администрацию г.о. Балашиха о предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Решением администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцам отказано в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Разъясняя причину отказа в предоставлении государственной услуги, Администрацией г.о. Балашиха указано: «Согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки территории городского округа Балашиха в случае формирования земельного участка он будет расположен в границах двух территориальных зон (частично в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2, частично в многофункциональной общественно-деловой территориальной зоне О-1), что не допускается в соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в перераспределении земельных участков принимается в случае наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, в том числе пунктом 6 которой установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. В нарушение указанной нормы закона образование земельного участка в указанных на схеме расположения координатах приведет к нарушению установленных и признанных федеральными законами прав третьих лиц - собственников (правообладателей) земельных участков, относящихся к соседнему домовладению по адресу: <адрес>, мкр.Никольско-Архангельский, <адрес>, которые до настоящего времени возможно не оформили права на земельные участки, относящиеся к вышеуказанному домовладению, или оформивших права на такие участки, но не установивших границы земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства. Соответственно, до формирования (образования) всех земельных участков, относящихся к соседнему домовладению по адресу: <адрес>. мкр.Никольско-Архангельски л, <адрес>, а также до установления границ таких земельных участков, перераспределение земельных участков невозможно. Кроме того, образование земельного участка в указанных на схеме расположения координатах ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером 50:15:0020615:34, а также земельный участок формируется по границам земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020615:504, не принадлежащего истцам, и, соответственно, образование земельного участка в координатах, указанных в схеме расположения земельного участка, может привести также к нарушению возможных прав третьих лиц, то есть к нарушению требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами.
Оспариваемое решение об отказе было принято с учетом сводного заключения Министерства имущественных отношений <адрес> по согласованию проектов отрицательных решений.
Истцам рекомендовано обратиться в администрацию в установленном законном порядке, с просьбой о проведении публичного слушания, для перевода части земельного участка из категории О-1 в категорию Ж-2, после чего устанавливать границы земельного участка в соответствии с ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
При этом, предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 ГрК РФ).
Истцы в установленном законом порядке не обращались, о проведении публичного слушания, для перевода части земельного участка из категории О-1 в категорию Ж-2, также судом установлено, что истцы границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством по фактическому пользованию не устанавливали.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий административного органа, права истцов не нарушено. Истцами выбран неверный способ защиты права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха о признании решения незаконным, об обязании принять решение о предоставлении государственной услуги – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья С.А. Бесчастная
Решение принято в окончательной форме 07.12.2021
Судья С.А. Бесчастная
Дело №а-6501/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесчастная С.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха о признании решения незаконным, об обязании принять решение о предоставлении государственной услуги,
Руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха о признании решения незаконным, об обязании принять решение о предоставлении государственной услуги – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья С.А. Бесчастная