ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6050/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Ковалевской В.В.,
Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 54RS0003-01-2021-002237-10 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Улан-Удэоб обязании ликвидировать несанкционированную свалку
по кассационной жалобе администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2022 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф., пояснения прокурора Козлицкой О.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным искомк администрации г. Улан-Удэ, в котором просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на площади 816,18 кв.м., расположенную на <адрес> границах земель кадастрового квартала № на площади 806,55 кв.м., и в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером № единого землепользования с кадастровым номером № на площади 9,63 кв.м., по географическим координатам.
Требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходовна территории г. Улан-Удэ. Установлено, что в границах городского округа «Город Улан-Удэ» по адресу: <адрес> выявлено несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, государственная собственность на земельный участок не разграничена. Обследованием указанного места установлено, что отходы накапливаются все специально оборудованных мест для их размещения. В ходе проверки собственники отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках не установлены, в связи с чем собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данные земельные участки. Непринятие администрацией г. Улан-Удэ мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, в качестве третьих лиц - ООО «ЭкоАльянс», Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Иванова С.Б., Маркусеев С.В.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэот 28 сентября 2022 г. исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
На администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на площади 816,18 кв.м., расположенную на <адрес> границах земель кадастрового квартала № на площади 806,55 кв.м., и в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером № единого землепользования с кадастровым номером № на площади 9,63 кв.м., по географическим координатам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г. решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрацияг. Улан-Удэ обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебное постановление об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судебное решение принято без учета полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами; действующее законодательство не предполагает возложение на орган местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов; полномочия органов местного самоуправления в области обращения отходов ограничены созданием и содержанием площадок накопления твердых коммунальных отходов, определением схемы их размещения и организацией экологического воспитания, формированием экологической культурыв названной сфере; обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возложены на регионального оператора.
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив судебные акты на предмет их законности в порядке статей 379.6, 390 ГПК РФ, кассационный суд не нашел оснований для их отмены, в связи со следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами № 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В статье 1 Закона № 89-ФЗ указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
В силу пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (части 2, 3 статьи Закона № 131-ФЗ).
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом названный Федеральный закон допускает накопление отходов только в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В части 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010 № 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Согласно пункту 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 № 393, собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001. установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Пунктом 18 Правил № 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Судами установлено по материалам дела, что в ходе прокурорской проверки зафиксировано фактическое наличие на указанных в иске земельных участках в черте г. Улан-Удэ несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
При этом выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности физических или юридических лиц, о чем составлена справка экологического обследования от 20 июня 2022 года. По ведениям публичной кадастровой карты номер участка №.
В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, а также земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлен.
Согласно выписке из ЕГРН от 28 июля 2022 года правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является Республика Бурятия, имеются сведения о регистрации ограничения прав и обременение объекта недвижимости - договор аренды сроком с 27 апреля 2017 года по 27 апреля 2027 года, заключенный с Ивановой С.Б.; договор субаренды земельного участка сроком с 13 июня 2018 года по 27 апреля 2027 года, заключенный между Ивановой С.Б. и Маркусеевым С.В.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела 27 июля 2022 года государственным инспектором РБ в области окружающей среды составлено заключение выездного обследования, согласно которому произведен осмотр территории вблизи <адрес>, на земельном участке имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и строительного мусора (из битого кирпича, шифера, кусков цемента, цементных блоков и т.д.). Свалка состоит из разрозненных куч мусора, имеются следы от автотранспорта, составлена фототаблица. Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок располагается в кадастровом квартале №, на границе с кадастровым участком №.
По справке Управления Росреестра по РБ от 09 августа 2022 года несанкционированная свалка ТКО, расположенная по адресу: <адрес>, находится в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» в границах кадастрового квартала № на неразграниченной территории.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходя из того, что фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, несанкционированная свалка отходов образовались на земельном участке, расположенном на территории городского округа «Город Улан-Удэ», который является неразграниченным, правомерно возложил ответственность по надлежащему содержанию земельных участков на администрацию г. Улан-Удэ, удовлетворив исковые требования.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, прийдя к выводу о том, что несанкционированная свалка образовалась на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, осуществляющего полномочия собственника указанного неразграниченного земельного участка, которым меры по ликвидации свалки отходов не приняты.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и правильно примененных судами, основаны на представленных суду доказательствах, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ в совокупности со всеми доказательствами по делу.
Довод жалобы, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на регионального оператора, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен по основаниям подробно изложенным в обжалуемых постановлениях, с указанием норм права, регулирующих спорные правоотношения, на основании которых суды пришли к верному выводу, что органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий несанкционированных свалок на территории муниципального образования, реализуя полномочия собственника земельного участка.
Аргументы жалобы выводы судов не опровергают, свидетельствуют о неверном толковании норм права, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам жалобы, выводы судов по доводам кассатора мотивированы, в том числе, в отношении полномочий администрации г. Улан-Удэ по ликвидации несанкционированных свалок, со ссылкой на нормативные акты, регулирующие полномочия органов исполнительной власти.
Не согласиться с выводами судов у судебной коллегии не имеется оснований, поскольку разрешая спор, судебные инстанции правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иные доводы жалобы также были рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Поскольку существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на результат рассмотрения спора, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2022 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи