Решение по делу № 2-384/2019 от 10.01.2019

        № /2019

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск                                                                              25 февраля 2019 года

Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Логиновой М.В.,

при секретаре Носковой А.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № /2019 по иску Тобольского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации г.Тобольска о возложении обязанности принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества,

    - с участием прокурора Бачининой В.И.,

     - с участием представителей ответчика администрации г.Тобольска Девятнина Л.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, и Ефремова В.А. , действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

    - с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Сумкино» Кононовой М.С. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

    - с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО «Тобольскгаз» Елтышева В.А. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

        УСТАНОВИЛ:

Тобольский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Тобольска о возложении обязанности принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: газопровод подземный, наземный по адресу: <адрес> и обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного газопровода подземного, наземного, расположенного по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что прокурором по обращению ООО «Сумкино» проведена проверка и установлено, что администрацией г.Тобольска не принимаются меры к постановке на регистрационный учёт объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования г.Тобольска Тюменской области имеется объект жилищно-коммунальной инфраструктуры, не имеющий собственника: газопровод подземный, надземный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> м. В соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ года между ООО «Сумкино» и ЗАО «Тобольскгаз» на техническое обслуживание и аварийное прикрытие внутридомовых газопроводов и газового оборудования, ЗАО «Тобольскгаз» приняло на себя обязательства по выполнению технического обслуживания и аварийного прикрытия внутридомового газопровода и газового оборудования домов, в том числе по адресам: <адрес> Согласно акту эксплуатационной ответственности газопроводов, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью до запорного устройства в квартире, что соответствует п.9 Правил № 491. По информации ООО «Сумкино», газораспределительный шкаф (ГРПШ), расположенный на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес> является точкой присоединения к сетям газораспределения многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>. Газопровод от ГРПШ до запорных кранов (отключающих устройств) не относится к общему имуществу многоквартирных домов. Данный объект в реестре муниципальной собственности не состоит. По сведениям АО «Газпром газораспределение Север» и ЗАО «Тобольскгаз» указанный газопровод не числится на балансе данных организаций. Таким образом, данный объект жилищно-коммунальной инфраструктуры не имеет собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть является бесхозяйным. Со стороны администрации г.Тобольска мер по постановке на учёт данного объекта жилищно-коммунального хозяйства не принято. Дальнейшее бездействие со стороны администрации г.Тобольска может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение объектов жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные затраты.

    В судебном заседании, состоявшемся по делу ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Газпром газораспределение Север», ООО «Сумкино», ЗАО «Тобольскгаз» (л.д.60).

    В судебном заседании прокурор Бачинина В.И. требования уточнила и просила возложить на администрацию г.Тобольска обязанность принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: газопровод от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес> а также обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества: газопровода от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес> Письменное заявление прокурора об уточнении исковых требований приобщено к материалам дела (л.д.58-59).

Представители ответчика администрации г.Тобольска Девятнин Л.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.134), и Ефремов В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.125), возражали против удовлетворения заявленных требований по изложенным в письменном отзыве основаниям (л.д.120-122).

    Представитель третьего лица ООО «Сумкино» Кононова М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.82), поддержала заявленные прокурором требования, представила письменный отзыв на заявленные требования (л.д.79-81).

    Представитель третьего лица ЗАО «Тобольскгаз» Елтышев В.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.133), пояснил, что спорный газопровод является бесхозяйным имуществом, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью у подъездов домов.

    Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Север» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, поступил отзыв на иск прокурора (л.д.126).

    Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на территории муниципального образования городской округ город Тобольск имеется действующий газопровод - от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес>, который не имеет собственника, в реестре муниципальной и государственной собственности не значится, и не обслуживается. При этом, оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось и мер по постановке на учёт данного бесхозяйного недвижимого имущества в регистрирующем органе подачей соответствующего заявления органами местного самоуправления не принято.

ООО «Сумкино» является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес>

ООО «Сумкино» неоднократно обращался в администрацию г.Тобольска по вопросу постановки вышеуказанного газопровода на учёт в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного объекта.

Данные обстоятельства подтверждаются: обращением ООО «Сумкино» в прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ года и информацией ООО «Сумкино» от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10,13-18); информацией АО «Газпром газораспределение Север» от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.12,19-21,53-54,123-124,128); информацией ЗАО «Тобольскгаз» от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.22); информацией администрации г.Тобольска в адрес прокурора от ДД.ММ.ГГГГ года и в адрес ООО «Сумкино» от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.23-24,29-33); уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведения от ДД.ММ.ГГГГ года и информацией ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.55,56); уведомлением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.57); договорами управления многоквартирных домов (л.д.83-119).

ДД.ММ.ГГГГ года между ООО «Сумкино» и ЗАО «Тобольсгаз» заключен договор № на техническое обслуживание и аварийное прикрытие внутридомового газопровода и газового оборудования домов, в том числе домов по <адрес> области (л.д.25-28).

По информации АО «Газпром газораспределение Север» от ДД.ММ.ГГГГ года газопроводы от границ ответственности АО «Газпром газораспределение Север» до первого запорного устройства у многоквартирных жилых домов № и № по ул.Мира и № по ул.<адрес> на балансе АО «Газпром газораспределение Север» не состоят (л.д.123).

Администрацией г.Тобольска основывает свои возражения относительно заявленных прокурором требований на том, что газопровод от ГРПШ до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес> по определению являются сетями газопотребления и входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположены на придомовой территории и не относятся к опасным производственным объектам.

Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 16 Закона № 131 к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69), организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного.

В соответствии с правилами ст. 130 ГК РФ по своим техническим характеристикам участок газопровода относится к недвижимого имуществу.

Давая оценку установленным обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с действующим законодательством не заявляет. Исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, спорный газопровод - от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: Тюменская <адрес> и <адрес>, является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Указанные выше положения закрепляют общий порядок постановки на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.

В данном случае речь идёт о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества объекта системы газоснабжения, в связи с этим решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учётом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Учитывая, что спорный газопровод расположен в административных границах муниципального образования городской округ город Тобольск, бездействие администрации г.Тобольска по решению вопроса о постановке данного газопровода на учёт в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

Наличие у указанного газопровода статуса бесхозяйного имущества и отсутствие его ненадлежащего содержания и эксплуатации свидетельствует о бездействии администрации г.Тобольска по применению мер, направленных на принятие данного газопровода в муниципальную собственность, и влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга, поскольку газопровод в настоящее время используется, но его техническое обслуживание не осуществляется, поэтому создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием данного газопровода.

Отсутствие титульного владельца участка газопровода, а также режима бесхозяйного имущества, сопряжено с нарушением прав неопределенного круга лиц и связано с неисполнение муниципальным органом возложенных законом обязанностей.

В связи с изложенным и руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на администрацию г.Тобольска обязанности принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: газопровод от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес>, а также обязанности обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанного газопровода.

Доводы представителя администрации г.Тобольска о том, что газопровод от ГРПШ до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес> по определению являются сетями газопотребления и входят в состав общего имущества многоквартирных домах, расположен на придомовой территории многоквартирных домов, суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 5 и 9 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Из представленной в материалы дела схемы газопровода (л.д.54) и объяснений представителя ЗАО «Тобольскгаз», данных в судебном заседании, следует, что первое запорное устройство на сетях газопровода в домах по адресам: <адрес> и <адрес> расположено на вводе в многоквартирные дома (у каждого подъезда дома), что является внешней границей сетей газопровода, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, с внешней газораспределительной сетью. Спорный газопровод является самостоятельным объектом недвижимого имущества от места присоединения к распределительному газопроводу – ГРПШ до запорных устройств на сетях газопровода на вводе в многоквартирные дома. Отнесение спорного газопровода к сети газопотребления не свидетельствует о том, что указанный газопровод является общим имуществом многоквартирных домов, так как внешней границей общего имущества многоквартирных домов является первое от домов запорное устройство, в данном случае расположенное на вводе в дома. Представители администрации г.Тобольска не верно толкуют вышеприведенные положения действующего законодательства. При этом собственники помещений многоквартирных домов прав на спорный газопровод не заявили. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств нахождения бесхозяйного газопровода в границах принадлежащих собственникам земельных участков.

Доводы представителя администрации г.Тобольска о том, что бесхозяйный газопровод не относятся к опасным производственным объектам суд также отклоняет, так как обязанность по организации газоснабжения населения, включающая в том числе, вопросы оформления бесхозяйных сетей газопровода и их обслуживания, законом возложена на органы местного самоуправления вне зависимости от степени опасности, поэтому подлежит безусловному исполнению.

Другие доказательства суду не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

    Возложить на администрацию г.Тобольска обязанность принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: газопровод от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> до ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес>

    Возложить на администрацию г.Тобольска обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества: газопровода от кранового узла подземного газопровода в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> ввода в многоквартирные дома по адресам: <адрес> и дом <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2019 года.

Судья                                                                                                  М.В.Логинова

2-384/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тобольская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация города Тобольска исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
Другие
АО «Газпром газораспределение Север»
Закрытое акционерное общество "Тобольскгаз"
ООО "Сумкино"
Суд
Тобольский городской суд Тюменской области
Судья
Логинова М.В.
Дело на сайте суда
tobolskygor.tum.sudrf.ru
10.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2019Передача материалов судье
15.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2019Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее