Решение по делу № 2-60/2018 (2-1665/2017;) от 22.08.2017

Дело № 2- 60/2018

(2-1665/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.

при секретаре Добрынинской И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 15 января 2018 года гражданское дело по иску Ногтевой О.И. к администрации МО МР «**********», Управление финансов МР «**********» о признании незаконным бездействия по неисполнению судебного постановления, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Ногтева О.И. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия по неисполнению судебного постановления, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что решением ********** городского суда ********** от **.**.** на администрацию МР «**********» возложена обязанность вне очереди предоставить Ногтевой О.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее №... кв. метров. Определением ********** городского суда от **.**.** был изменен способ и порядок исполнения решения суда, с администрации МР «**********» в пользу Ногтевой О.И. в счет компенсации была взыскана рыночная стоимость жилого помещения в сумме №... рублей, а также судебные расходы в сумме №... рублей.

В связи с длительным неисполнением определения суда от **.**.** определением ********** городского суда от **.**.** с администрации МР «********** за счет казны МР «**********» в пользу Ногтевой О.И. взыскана индексация присужденных денежных сумм за период с **.**.** по **.**.** в размере №... руб. Исполнительный лист №... от **.**.** был предъявлен для исполнения в Управление финансов МР «**********», однако в установленные сроки решение суда было исполнено частично.

Истец считает, что ответчиками не были приняты все меры для исполнения судебного решения, а именно: не предприняты действия по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, в целях увеличения ассигнований на исполнение решения суда. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись главой администрации МО МР «**********» может быть произведено в порядке перераспределения доходов внутри одного вида (статьи, раздела), то есть с соблюдением целевого назначения бюджетных средств.

По мнению заявителя, ответчики, своим бездействием причиняют ей значительные нравственные страдания, и просит суд признать незаконным бездействия Управления финансов МР «**********» и администрации МР «**********» по неисполнению судебного определения от **.**.**, и обязать ответчиков исполнить определение суда в течение десятидневного срока после вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере №... рублей, по №... рублей с каждого ответчика.

Заявлением от **.**.**. представитель истца Пашина Т.В., действующая на основании доверенности (****), уточнила исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации МО МР «**********» и Управления финансов МР «**********», выразившееся в неприятии мер по исполнению исполнительного листа №... №..., выданного **.**.**, обязать ответчиков исполнить требования исполнительного документа, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере №... рублей, судебные издержки в размере №... рублей (****).

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (****).

В судебном заседании представитель истца Пашина Т.В., действующая на основании ордера и нотариально удостоверенной доверенности от **.**.**. ****), на уточненных исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика администрации МР «**********» - Вьялицына Ю.В., действующая на основании доверенности от **.**.** (****), в судебном заседании уточненные требования не признала в полном объеме, поддержала правовую позицию, изложенную в возражениях на иск (****).

В судебное заседание представитель Управления Финансов МР «**********» не явился, в представленном отзыве с требованиями не согласился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (****, ****

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.    Порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок регламентирован ст. 242.2 БК РФ.

Из обстоятельств дела следует, что решением ********** городского суда ********** по делу №... от **.**.** на администрацию муниципального образования муниципального района «**********» возложена обязанность предоставить вне очереди Ногтевой О.И. по договору социального найма на состав семьи **** человека, включая Б.К.Е. М.В.Н., М.И.Н.. благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее №... кв. метров.

Решение вступило в законную силу **.**.**, истцу был выдан исполнительный лист.

В связи с длительным неисполнением решения суда Ногтева О.И. обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения, просила взыскать с должника в его пользу денежную компенсацию.

Определением ********** городского суда ********** от **.**.** изменен способ и порядок исполнения решения ********** городского суда от **.**.** в части возложения обязанности предоставить вне очереди Ногтевой О.И. по договору социального найма на состав семьи **** человека, включая Б.К.Е. М.В.Н. М.И.Н. благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее №... кв. метров. С администрации МР «**********» взысканы денежные средства в размере №... рублей, а также судебные расходы в сумме №... рублей.

Ранее выданный исполнительный лист серии №... от **.**.**, отозван.

Определением ********** городского суда от **.**.** с администрации МР «**********» за счет казны МР «**********» взыскана индексация присужденных денежных сумм по определению ********** городского суда от **.**.**, за период с **.**.** по **.**.** в размере №... руб., судебные расходы в размере №... руб. (****).

**.**.** данное определение вступило в законную силу.

**.**.** ********** городским судом выдан исполнительный лист серии №... №... для принудительного исполнения требований судебного акта (****).

Согласно положениям части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

В силу п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно Положению об Управлении финансов MP «**********», утвержденного распоряжением главы администрации MP «**********» от **.**.** №...-р, управление финансов MP «**********» является отраслевым (функциональным) органом администрации MP "**********", является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в пределах своей компетенции и полномочий.

В соответствии с разделом 3 Положения установлены функции Управления финансов MP «**********», в том числе: составляет и утверждает сводную бюджетную роспись бюджета МО MP; ведет сводную бюджетную роспись, вносит в нее изменения бюджета МО MP в соответствии с действующим законодательством; организует исполнение и исполняет бюджет МО MP, обеспечивает контроль за исполнением бюджета МО MP; организует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета МО MP, по искам к МО MP о возмещении вреда, причиненного гражданину пли юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета МО MP по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений в соответствии со статьями 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из представленных ответчиками документов следует, что за **.**.** год в Управление финансов МР «**********» поступило №... исполнительных документов на сумму №.... В пользу взыскателей за указанный период перечислены денежные средства в пределах утвержденных ассигнований в размере №....

За **.**.** год в Управление финансов МР «**********» поступило №... исполнительных документа на сумму №.... В пользу взыскателей перечислено всего №....

За период с **.**.**. в Управление финансов МР «**********» поступило №... исполнительных документов на сумму №.... По состоянию на **.**.**, предусмотренные бюджетные ассигнования освоены в полном объеме, а общая задолженность МО МР «********** по исполнительным документам составляет №.... (****).

**.**.** заявитель представила в Управление финансов МР «**********» исполнительный лист серии ФС №... от **.**.**. с приложением необходимых документов, в том числе реквизиты банковского счета (****).

Согласно акту сверки взаимных расчетов остаток задолженности по исполнительному листу ФС №... от **.**.**. по состоянию на **.**.** составил №... руб. (****).

В материалы дела представлены платежные поручения №... от **.**.** на сумму №... рублей, №... от **.**.**. на сумму №... рублей о перечислении денежных средств по исполнительному листу ФС №... от **.**.**. (****).

Из отзыва Управления финансов МР «**********» следует, что остаток задолженности по исполнительному листу ФС №... от **.**.**. перед Ногтевой О.И. по состоянию на **.**.** составляет №... руб. (****).

Согласно имеющимся в материалах дела документам Управление финансов МР «**********» в целях исполнения требований исполнительного документа предпринимало необходимые меры для получения дополнительных ассигнований для погашения задолженности по предъявленному исполнительному листу (****).

Исходя из заявленных требований, Ногтева О.И. просит признать незаконным бездействие ответчиков по неисполнению судебного постановления от **.**.**., указав, что ответчиками не предприняты действия по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, в целях увеличения ассигнований на исполнение решения суда.

В силу требований части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Пунктом 5 ст. 242.2 ГПК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае, в частности, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п.1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

В силу п.2 ст.219.1 Бюджетного кодекса РФ утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи производится в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МР «**********» и местных бюджетов поселений, утвержденных начальником управления финансов МР «Печора» **.**.** №...-п.

В адрес главы MP «**********» - председателя Совета района, главы администрации MP «**********» Управлением финансов MP «********** регулярно направляются письма с информацией о ходе исполнения судебных актов с отражением суммы по поступившим и неоплаченным исполнительным листам и предложением провести анализ исполнения, определить приоритеты в расходах. В том числе, с момента представления в Управление финансов MP «**********» Ногтевой О.И. заявления о направлении исполнительного листа, в адрес главы MP «**********» - председателя Совета района направлены следующие письма: №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**; главы администрации MP «**********» - №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** (****).

Действия Управления соответствуют положениям бюджетного законодательства, в том числе, статье 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, и эти показатели могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в закон (решение) о бюджете при исполнении судебных актов лишь в пределах объема бюджетных ассигнований.    

Между тем, в Управлении имеются на исполнении другие исполнительные документы, по состоянию на **.**.** задолженность администрации МР «**********» перед взыскателями составляла №... руб., сумма взысканий превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования муниципального района «********** на **.**.** год (размер ассигнований на **.**.** год – №... руб.), то есть существовали обстоятельства, объективно не позволявшие финансовому управлению своевременно исполнить требования исполнительного документа.

Финансовое управление при поступлении спорного исполнительного документа (документ поступил **.**.**., когда бюджет на **.**.**. уже был принят) с учетом существующей очередности производило все необходимые действия для его исполнения, в частности, обращалось в адрес главы МР «**********» - председателя Совета района с информацией о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, были подготовлены проекты о внесении изменений в бюджет, также обращалось в Министерство финансов ********** с просьбой о выделении финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на оплату судебных решений, финансовым органом производилось приостановление операций на лицевых счетах администрации МР «**********» по расходованию средств, в связи с неисполнением требований исполнительных документов, возобновление операций по расходованию средств производилось в связи с поступившим от администрации МР «********** ходатайством об увеличении бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов за счет перераспределения ассигнований. Длительность неисполнения исполнительного документа связана с тем, что средств в бюджете МО МР «********** недостаточно для исполнения судебных актов.

Иное перераспределение расходов в целях погашения задолженности перед истцом привело бы к неисполнению других исполнительных документов.

Принимая во внимание представленные доказательства, незаконного бездействия Управления финансов МР ********** администрации МР «********** по исполнению определения ********** городского суда ********** от **.**.**, судом не установлено, а поэтому данные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда.

В силу положений абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в абз. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** N 10 "Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Статья 1069 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применительно к правовому характеру настоящего спора в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец должен доказать наличие состава правонарушения: противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

Поскольку судом не установлены нарушения со стороны ответчиков администрации МО МР «**********», Управления финансов МР «********** при исполнении судебного постановления (взыскатель Ногтева О.И.), исковые требования Ногтевой О.И. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда и судебных издержек удовлетворению не подлежат.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и на которых представитель истца настаивала в судебном заседании (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Ногтевой О.И. к администрации МО МР «**********», Управлению финансов МР «********** о признании незаконным бездействия по неисполнению судебного постановления, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ********** через ********** городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья С.К.Литвиненко

    Мотивированное решение изготовлено 19 января 2018 года.

2-60/2018 (2-1665/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ногтева О.И.
Ответчики
Администрация МО МР "Печора"
Управление финансов МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
22.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2017Передача материалов судье
24.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2017Предварительное судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее