Дело № 2а-2881/2019
УИД: 48RS0003-01-2019-002674-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Ситниковой Н.Е.,
при секретаре Земцовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по иску прокурора Левобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Левобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что проведена проверка Интернет-сайтов, содержащих материалы, нарушающие требования федерального законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии террористической деятельности, в ходе которой выявлены сайты с адресами: http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www.read.in.ua/book 61984/, на которых размещен информационный материал «Бомба из Хозмага», содержащий инструкции по изготовлению в домашних условиях из общедоступных химических веществ и материалов взрывчатого вещества-диперекиси ацетона и самодельных взрывных устройств. При этом вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсу не требуется. Ознакомиться с содержанием Интернет-сайта и скопировать материалы в электронном виде может любой пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Просит признать информацию, размещенную на страницах Интернет-сайтов по адресам: http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo, http://ru.b-ok.org/ book/87409/ed25bd, http://www.read.in.ua/book61984/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Определением суда к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В судебное заседание представитель прокуратуры Левобережного района г. Липецка не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не извещен.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области, представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен. Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области Врио руководителя Управления Р.В. Бирюков, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений ч.ч. 1,2 ст. 5 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее - ФЗ № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из ч. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12.03.2002 № 5 закреплено, что под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
В свою очередь, информация о способах изготовления взрывчатых веществ может использоваться при совершении уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки), ч. 3 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств), ст. 222.1 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств), ст. 223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств) и др.
Таким образом, действующим федеральным законодательством запрещено распространение на территории РФ информации любым способом, в т.ч. посредством использования сети "Интернет", о самодельном изготовлении взрывчатых веществ и взрывных устройств, так как данная информация может быть использована для совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-Ф3 (далее по тексту - ФЗ от 06.03.2006 № 35-Ф3) одним из проявлений террористического акта является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. По смыслу пп. "а", "г", "д" п. 2 ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 №35-Ф3 террористическая деятельность включает в себя, в том числе обучение, информационное пособничество в подготовке или реализации террористического акта.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 № 114-ФЗ (далее по тексту - ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ) предоставление учебной базы, оказание информационных услуг, способствующих осуществлению террористической деятельности, является формой проявления экстремизма. При этом в силу ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством РФ в области связи.
Так, согласно ч. 5 ст. 46 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных ст.ст. 15.1 - 15.4 указанного ФЗ требований.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).
Из акта осмотра интернет - страниц помощника прокурора Левобережного района г. Липецка В.М. Макеева от 24.06.2019 года следует, что в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты с адресами: http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/. При переходе по вышеуказанным ссылкам для обозрения и скачивания открывается информационный материал «Бомба из Хозмага», содержащий инструкции по изготовлению в домашних условиях из общедоступных химических веществ и материалов взрывчатого вещества-диперекиси ацетона и самодельных взрывных устройств.
Из представленной суду справки об исследовании № 1593 от 22.06.2017 года усматривается, что диперекись ацетона, относится к категории инициирующих взрывчатых веществ и является чрезвычайно опасным взрывчатым веществом, требующим особо осторожного обращения. Указанное взрывчатое вещество способно к детонации (взрывному превращению со скоростью детонации от 3750 до 5300 м/сек.) с образованием ударной волны и характерному бризантному (дробящему) действию вещной обстановки или корпуса взрывного устройства.
В ходе проверочных мероприятий установить правообладателей страниц сайтов http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/, не представилось возможным. Оборудование, на котором осуществляется хостинг Интернет- ресурса расположено за пределами РФ.
В целях ограничения доступа к странице сайтов: http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/, содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
На момент проверки указатели сайтов http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/, в этом реестре отсутствуют.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действии нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в связи с чем, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Учитывая, что указанные выше материалы, предназначенные для всеобщего пользования, содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд находит требования прокурора Липецкого района Липецкой области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Левобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайты http://bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo#download, https:// bookshake.net/b/bomba-iz-hozmaga-avtor-neizvesten-voennoe-delo,http://ru.b-ok.org/book/87409/ed25bd, http://www. read.in.ua/book 61984/, содержащие указанную информацию в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецком областном суде путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е. Ситникова
Решение в окончательной форме изготовлено 02.09.2019 года.