Решение от 31.05.2023 по делу № 2-686/2023 (2-5978/2022;) от 10.11.2022

39RS0001-01-2022-007114-38 Дело № 2-686/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2023 года                            г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Громовой Е.Ю., с участием:

представителя администрации городского округа «Город Калининград» - Сидаш Е.В.,

представителей третьего лица Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - Кузюры В.О. и Белканова А.В.,

представителей соответчиков Гарт М.В. и Гарта М.В.Штока Я.А.,

рассмотрев материалы гражданского дела по искам Администрации городского округа «Город Калининград» к Гарту М. В. и Гарт М. В. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании снести данные объекты капитального строительства или привести их в соответствие с установленными требованиями, третье лицо: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация) обратилась в суд с иском Гарт М.В. о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (ориентир: <адрес>В) самовольной постройкой и обязании Гарт М.В. снести указанную самовольную постройку или привести в соответствие с установленными требованиями (в соответствие с параметрами, установленными разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ ) в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, приводя в обоснование следующие доводы.

Министерством регионального контроля (надзора) <адрес> в Администрацию направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие таких признаков: выявлен факт строительства нежилого здания (магазина) на земельном участке с кадастровым номером (ориентир <адрес>) не соответствующего параметрам, указанным в разрешении на строительство, что подтверждается актом о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ № ДСН-2/172.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером площадью 600 м2 с видом разрешенного использования «магазины» находится в собственности Гарт М. В..

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (утверждены Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 ред. от 28.01.2022, с изм. от 05.09.2022) указанный земельный участок расположении в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, в которой допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 500 кв.м.

Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство) Гарт М. В. выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ магазина (общая площадь - 291,6 кв.м, количество этажей - 2, площадь застройки - 162, 6 кв.м, высота – 8,45 м) в пределах указанного земельного участка. Срок действия до 02.11.2023 года. Приказом Агентства от 06.10.2020 года предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>В, в части сокращения минимального отступа здания до границ земельного участка с северо-западной стороны с 3,0 метров до 0,0 метров.

По результатам проверки выездного обследования по состоянию на 5.10.2022 года было установлено, что спорное здание переменной этажности (3-4 этажа), со следующими характеристикам: высота 3-го этажа составляет 9,93 м, высота 4-го этажа - 12,40 м, площадь застройки - 160,49 кв.м, строительный объем 1688,242 кв.м.

Впоследствии, в ходе рассмотрения дела, характеристики строящегося задания были изменены, высота здания составила 9,6 м и 10,5 м (две надстройки над вторым этажом по краям здания), этажность соответствует разрешению на строительство. Указанные надстройки подлежат учету при определении высоты здания, поскольку они отстоят менее чем на 3 метра от наружных стен здания.

Ссылаясь на положения пункта 1 части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) и часть 1 статьи 222 ГК РФ, истец указывает, что установлен факт строительства здания, не соответствующего параметрам, указанным в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. , в части количества этажей, высоты и строительного объема, и соответственно, указанное строение является самовольной постройкой, поскольку его строительство осуществляется с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Также Администрация обратилась в суд с иском Гарту М.В. о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 39:15:000000:101 площадью 600 кв.м. самовольной постройкой и обязании Гарта М.В. снести указанную самовольную постройку или привести в соответствие с установленными требованиями (в соответствие с параметрами, установленными разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ -RU) в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, приводя в обоснование следующие доводы.

Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в Администрацию направлено уведомление от 27.10.2022 № 78 о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие таких признаков: выявлен факт строительства нежилого здания (магазина) на земельном участке с кадастровым номером (ориентир <адрес>) не соответствующего параметрам, указанным в разрешении на строительство, что подтверждается актом о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 26.10.2022 № ДСН-2/175.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером площадью 600 кв.м. с видом разрешенного использования «магазины» находится в собственности Гарта М. В..

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (утверждены Решением городского Совета депутатов Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ N 339 ред. от 28.01.2022, с изм. от 05.09.2022) указанный земельный участок расположении в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, в которой допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 500 кв.м.

Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию <адрес> (далее - Агентство) Гарту М. В. выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ магазина (общая площадь - 291,6 кв.м., количество этажей - 2, площадь застройки - 162,6 кв.м., высота - 8,45 м, строительный объем - 1235,0 куб.м.) в пределах указанного земельного участка. Срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Агентства от 06.10.2020 года предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>А, в части сокращения минимального отступа здания до границ земельного участка с юго-восточной стороны с 3,0 метров до 0,0 метров.

По результатам проверки выездного обследования по состоянию на 21.10.2022 года было установлено, что спорное здание переменной этажности (3-4 этажа), со следующими характеристикам: высота 3-го этажа составляет 9,93 м, высота 4-го этажа - 12,40 м.

Впоследствии, в ходе рассмотрения дела, характеристики строящегося задания были изменены, высота здания составила 9,6 м и 10,5 м (две надстройки над вторым этажом по краям здания), этажность соответствует разрешению на строительство. Указанные надстройки подлежат учету при определении высоты здания, поскольку они отстоят менее чем на 3 метра от наружных стен здания.

Ссылаясь на положения пункта 1 части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) и часть 1 статьи 222 ГК РФ, истец указывает, что установлен факт строительства здания, не соответствующего параметрам, указанным в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. 39-RU, в части количества этажей, высоты и строительного объема, и соответственно, указанное строение является самовольной постройкой, поскольку его строительство осуществляется с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Указанные иски Администрации были объединены судом в одно производство.

Представитель Администрации в судебном заседании иски поддержала, изложила доводы аналогичные описанным в исках Администрации, пояснила, что спорные здания соответствуют градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны, однако не соответствуют параметрам, указанным в разрешениях на строительство.

Представитель соответчиков Шток Я.А. в судебном заседании иски Администрации не признал, указав на то, что спорные здания не являются самовольными постройками, поскольку возводятся на основании разрешений на строительство, в которые были внесены изменения и проект зданий утвержден уполномоченным органом именно в том виде, и с такими размерами, которые фактически существуют на данный момент. Параметры задний не нарушают градостроительных и строительных норм. Проверка соответствия возведенных зданий установленным требованиям будет производиться уполномоченным органом по завершении строительства, при сдаче объектов в эксплуатацию. Просил в исках отказать.

Представители третьего лица Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - Кузюра В.О. и Белканов А.В., в судебном заседании поддержали иски Администрации, указав на то, что уполномоченным должностным лицом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области были проведены проверки, которыми было установлено несоответствие спорных объектов параметрам, указанным в разрешении на строительство. При этом измерение производилось без доступа на огороженный земельный участок, дистанционно, с помощью геодезической аппаратуры; проект зданий не изучался, за нулевую отметку был принят уровень поверхности земли в месте нахождения контролирующего лица (за пределами участков соответчиков).

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером (далее - КН) , площадью 600 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования «магазины», категория земель «Земли населенных пунктов» и находится в собственности Гарт М. В..

На указанном земельном участке ведется строительство здания магазина на основании разрешения на строительство от 02.11.2021 выданного Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Краткие проектные характеристики для строительства объекта капитального строительства (магазин): общая площадь - 291,6 кв.м., количество этажей - 2, площадь застройки - 162,60 кв.м., высота - 8,45 м. строительный объем – 1 235,00 куб.м.

Приказом Агентства по Архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 06.10.2020 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства применительно к земельному участку кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>В, в части сокращения минимального отступа здания до границ земельного участка с северо-западной стороны с 3,0 метров до 0,0 метров.

Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 19.01.2023 года в разрешение на строительство от 02.11.2021 года были внесены изменения в п.3.2: подтверждено соответствие изменений от 13.01.2023 года, внесенных ООО «Ампир» в проектную документацию, требованиям ГрК РФ. Как следует из обозревавшегося в судебном заседании фрагмента указанного проекта, в проекте задание изображено в том виде, и с теми, размерами, которые существуют в настоящее время.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с КН , площадью 600 кв.м. расположен по адресу: <адрес>» 2а, имеет вид разрешенного использования «магазины», категория земель «земли населенных пунктов» и находится в собственности Гарт М. В..

На указанном земельном участке ведется строительство здания магазина на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выданного Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, сроком действия до 02.11.2023. Краткие проектные характеристики для строительства объекта капитального строительства (магазин): общая площадь - 291,6 кв.м., количество этажей - 2, площадь застройки - 162,60 кв.м., высота - 8,45 м. строительный объем – 1 235,00 куб.м.

Приказом Агентства по Архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 06.10.2020 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства применительно к земельному участку кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, в части сокращения минимального отступа здания до границ земельного участка с юго-восточной стороны с 3,0 метров до 0,0 метров.

Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 19.01.2023 года № 18 в разрешение на строительство от 02.11.2021 года были внесены изменения в п.3.2: подтверждено соответствие изменений от 13.01.2023 года, внесенных ООО «Ампир» в проектную документацию, требованиям ГрК РФ. Как следует из обозревавшегося в судебном заседании фрагмента указанного проекта, в проекте задание изображено в том виде, и с теми, размерами, которые существуют в настоящее время.

По результатам проведенных Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области проверок, Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в Администрацию направлены уведомления о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие таких признаков: от 10.10.2022 по зданию на земельном участке с кадастровым номером , от 27.10.2022 по зданию на земельном участке с кадастровым номером , по факту не соответствия указанных объектов параметрам, указанным в разрешении на строительство, в части количества этажей, высоты и строительного объема.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст.51 ГрК РФ).

Из изложенных норм закона следует, что проведение работ по строительству спорных объектов капитального строительства, допускается только по разрешению на строительство. Указанные разрешения соответчиками получены, однако истец ссылается на то, что объекты не соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство, в этой связи являются самовольными постройками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Для указанной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 39 установлены следующие предельные параметры строительства (в части, оспариваемой истцом): предельная высота - 15 м, максимальная этажность – в пределах установленного значения высоты ОКС.

Таким образом, спорные здания, как в параметрах, указанных в иске на момент его подачи (высота 12.40 м, этажность 4 этажа), так и в параметрах, указанных истцом в настоящее время (высота 9,60 м, этажность 3), не нарушают требований градостроительных регламентов, установленных для данной территориальной зоны, и соответственно только по этому основанию не могут быть признаны самовольными постройками. Данные здания строятся на основании разрешений на строительство, и не превышают установленных градостроительных норм. На нарушение иных строительных норм и правил, истец не ссылается, и доказательств наличия таковых нарушений не приводит.

При таких обстоятельствах, требования о приведении строящихся зданий в соответствие с параметрами, указанными в разрешениях на строительство, являются необоснованными, поскольку в ходе строительства происходит изменение параметров строящегося объекта и допускается изменение проектной документации и внесение изменений в разрешения на строительство (указанным правом и воспользовались соответчики, изменив проект и обратившись за внесением изменений в разрешение на строительство). Строящийся объект должен соответствовать требованиям разрешения на строительство на момент окончания строительства, а не в каждый момент в течении строительства, поскольку в ходе строительства могут возводиться вспомогательные сооружения, дополнительные временные строения и т.п. Проверка соответствия построенного объекта параметрам указанным в разрешении на строительство производится при сдаче объекта в эксплуатацию, что подтверждено письмом Министерства градостроительной политики Калининградской области, которое уполномочено выдавать разрешения на строительство и принимать объекты в эксплуатацию.

Законом не предусмотрено такого способа защиты нарушенного права, как приведение параметров строящегося на законных основания объекта капитального строительства в соответствии с параметрами, указанными в разрешении на строительство, в отсутствие признаков самовольной постройки. Как было указано выше, спорные объекты самовольными постройками не являются.

Вышеизложенное является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске, поскольку спорные объект не возводятся с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, установленных на дату начала их возведения и действующими на дату выявления постройки (ст. 222 ГК РФ).

Также истцом не приведено доводов и не представлено доказательств нарушения прав истца, как публичного образования, возведением спорных построек, поскольку, как было указано выше, данные постройки не нарушали и не нарушают требований градостроительных регламентов и строительных норм и правил, и не создают каких-либо угроз правам и законным интересам публичного образования или неограниченного круга лиц.

Кроме того, суд находит не подтвержденными и не доказанными доводы истца о превышении допустимой высоты и этажности спорных объектов, поскольку исследования объектов и соотнесения их с проектной документацией не производилось, проверки были проведены без доступа на земельный участок и соответственно на объект, выводы об этажности сделаны на основании внешнего осмотра, и а измерение высоты – геодезическим способом, при этом без каких-либо оснований, за нулевую отметку был принят уровень грунта за пределами спорных земельных участков. Данные выводы должностных лиц основаны на предположениях, а не на объективных данных. При этом, истец, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не ходатайствовал о проведении соответствующей судебной экспертизы для исследования объекта и соотнесения его с проектной документацией.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что в обозревавшемся в судебном заседании фрагменте утвержденного проекта спорные задания отображены в виде и размерах, существующих в настоящее время.

Учитывая перечисленные обстоятельства, и принимая во внимание, что в законе установлена презумпция добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений (п.5 ст. 10 ГК РФ), суд приходит к выводу, что истцом не опровергнута данная презумпция, и допустимыми и бесспорными доказательствами не подтверждено, что соответчики при возведении спорых зданий отступили от требований проектов и разрешений на строительство.

На основании изложенного, в исках надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░: ) ░ ░░░░░ ░. ░. (░░░░░ ) ░ ░░░░ ░. ░. (░░░░░ ) ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

2-686/2023 (2-5978/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Администрация городского округа «Город Калининград»
Ответчики
Гарт Михаил Владимирович
Гарт Марина Владимировна
Другие
Министерство регионального конрроля (надзора) Калининградской области
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Ушакова О.В.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2022Передача материалов судье
16.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2022Предварительное судебное заседание
10.01.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2023Предварительное судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее