Дело № 2-7312/2021
УИД 35RS0010-01-2021-009946-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | « | 12 | » | октября | 2021 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Чурбановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рысь С. Ю. к Администрации г. Вологда об оспаривании распоряжения,
установил:
Рысь С.Ю. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 16.06.2021 года Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды № истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, по основанию предусмотренному ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) – намеренное ухудшение своих жилищных условий и по основанию предусмотренному абз.4 п.12 Порядка предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О Ветеранах» и «Социальной защите инвалидов в РФ», утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 года № 945 – утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение единовременной денежной выплаты.
С указанным распоряжением не согласна, поскольку на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий состоит с дочерью ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, муж умер 13.02.2009, фактически дочь собственником квартиры по адресу: <адрес> площадью 68,4 кв.м. по завещанию не была, она получила ее в наследство от бабушки ФИО2 (матери истца) для того, чтобы после продажи по поручению наследодателя распределить денежные средства между детьми ФИО2
ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м. Иных жилых помещений в собственности, либо в пользовании они не имеют.
Просит суд признать распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 16.06.2021 года № «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения» незаконным. Признать за истцом право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Протокольным определением суда от 05.08.02021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, Департамент строительства Вологодской области.
В судебное заседание истец Рысь С.Ю. не явилась, извещена надлежаще, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором исковые требования увеличила, просила признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 16.06.2021 года № и № от 20.09.2021 о снятии ее с учета как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Сослалась при этом на законность оспариваемых распоряжений.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Департамента строительства Вологодской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части (ст. 6 закона).
Законом Вологодской области от 12.04.2010 г. № 2263-03 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах», статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является предоставление им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности (Письмо Минстроя России от 07.08.2017 N 28068-ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 №258-О-О, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу приведенной статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем (Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 02.06.2021 №64-КАД21-1-К9).
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2972-О, от 26 марта 2019 года N 727-О, от 29 сентября 2020 года N 2134-О, от 25 ноября 2020 года N 2810-О, от 26.04.2021 №749-О и др.
Установлено, что семья ФИО3 в составе 3 человек, включая супругу Рысь С.Ю., дочь ФИО1 с 23.12.2004 включена в список инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». ФИО3 умер 13.02.2009, и ФИО4 имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается бессрочным удостоверением серии № от 15.10.2009).
С 23.12.2004 семья Рысь С.Ю., включая ФИО1, учитывается в списке членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
20.05.2021 года истец обратилась в Администрацию города Вологды с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды № от 16.06.2021 года Рысь С.Ю. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В приложении к распоряжению начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды приведены причины отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, в именно утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение указанной выплаты: не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок (изменение порядка пользования жилым помещением: до 07.08.2019 года дочь ФИО1 на основании свидетельства о правые на наследство по завещанию являлась собственником жилого помещения общей площадью 68,4 кв.м. по адресу: <адрес>.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, ФИО1 являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 68,4 кв.м. в период с 29.01.2019 до 07.08.2019.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в период с 04.02.2010 года по 14.10.2019 года у Рысь С.Ю. находилась в собственности <данные изъяты> доли в праве на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 17,5 кв.м.
Согласно лицевому счету квартиросъемщика № в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1 и Рысь С.Ю.
Действительно, установлено, что в период с 29.01.2019 до 07.08.2019 года у ФИО1 находилась в собственности квартира, общей площадью 68,4 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>.
Однако, продажу жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес> нельзя рассматривать как ухудшение жилищных условий.
Как следует из показаний свидетеля ФИО5, допрошенной в судебном заседании, установлено, что квартира по адресу: <адрес> принадлежала матери Рысь С.Ю. – ФИО2, которая обсуждала с ней вопрос, что делать с квартирой в случае ее смерти, так как там также был зарегистрирован ее сын – ФИО6, который там не проживал, был склонен к злоупотреблению спиртными напитками, пил запоями. По ее совету ФИО2 написала завещание на внучку ФИО1 После смерти ФИО2 дети умершей квартиру продали и поделили деньги.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение. Однако в данной ситуации нуждаемость в жилом помещении у истца осталась и после совершенных ее дочерью указанных действий.
Денежные средства, полученные ФИО1 были вложены в приобретение жилого помещения, в котором она и Рысь С.Ю. проживают.
При указанных обстоятельствах, нет оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у нее права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признания действий ответчика по снятию истца с соответствующего учета незаконными.
В силу приведенных правовых норм не любое отчуждение принадлежащего заявителю жилого помещения может повлечь отказ в предоставлении единой социальной выплаты, а лишь такое, которое ухудшило его жилищные условия настолько, что привело к возникновению оснований для предоставления такой выплаты.
Доказательств недобросовестного поведения либо злоупотребления истцом своими правами ответчиком, в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено.
Таким образом, распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 16.06.2021 года № «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», а также распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды № от 20.09.2021 о снятии Рысь С.Ю. с учета как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма нельзя признать законными.
Согласно пункту 4 чатси 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки такие как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, в силу которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Пунктом 4 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, а также супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей с несовершеннолетним ребенком.
Федеральным законом от 18.07.2009 №186-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что финансовое обеспечение расходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» также осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, истец, будучи супругой умершего ветерана и инвалида боевых действий, обладает правом на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ, так как согласно справке из Жилищного отдела Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды семья истца была внесена в соответсвующий список 23.12.2004, то есть до 01.01.2005.
Пунктом 6 статьи 23.2 Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ установлено, что форма предоставления мер социальной поддержки, в том числе по улучшению жилищных условий, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Вологодской области от 12.04.2010 №2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего закона области, является предоставление им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
Статьей 3 названного Закона области предусмотрено, что предоставление единовременных денежных выплат осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области в случае наделения данных органов законом области соответствующими полномочиями, что не противоречит нормам федерального законодательства, а именно пункту 12 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ.
Согласно Порядку предоставления органами местного самоуправления единовременных денежных выплат на строительлство или приобретение жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных катергирй граждан в соответсвии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», уствержденному Постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945 (Далее Порядок) органы муниципальной власти надлежяются полномочиями по принятию решений о предоставлении гражданам единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилья.
Кроме того, оснований, которые указаны в статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», при наличии которых истец и члены ее семьи могли бы быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования Рысь С.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Рысь С. Ю. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды № от 16.06.2021 года «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Рысь С. Ю.» и № от 20.09.2021 о снятии Рысь С.Ю. с учета как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию г. Вологды предоставить Рысь С. Ю. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2021.