Решение по делу № 33-345/2019 от 01.02.2019

Судья Михайлов Д.А. Дело № 33-345/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2019 г. г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе

председательствующего: Адаева И.А.,

судей: Мальгиной М.И., Анашкиной М.М.,

при секретаре: Никандровой М.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Красногородского района на решение Пыталовского районного суда Псковской области от 06 декабря 2018 г., которым постановлено:

«Иск заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации Красногородского района Псковской области о разработке проекта рекультивации земель, проведении работы по рекультивации (восстановлению) нарушенного земельного участка, удовлетворить.

Обязать Администрацию Красногородского района Псковской области в срок до 01 января 2020 г. обеспечить разработку проекта рекультивации земель для земельного участка с кадастровым номером (****), расположенного в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск).

Обязать Администрацию Красногородского района Псковской области провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенного земельного участка, с кадастровым номером 60:06:0080104:94, расположенного в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск), на котором осуществляется размещение отходов производства и потребления, в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в срок, установленный проектом рекультивации».

Заслушав доклад судьи Анашкиной М.М., объяснения представителя Администрации Красногородского района – Егоровой Т.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сурусова А.Е. и представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Псковской области – Васильева Д.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), к Администрации Красногородского района об обязании в срок до 01 января 2020 г. обеспечить разработку проекта рекультивации земель для земельного участка с кадастровым номером (****), расположенного в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск), и обязании провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенного указанного земельного участка в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в срок, установленный проектом рекультивации.

В обоснование заявленных требований указано, что проверкой соблюдения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объекта размещения отходов, расположенного на территории Красногородского района установлено, что для размещения отходов производства и потребления на территории Красногородского района используется земельный участок с кадастровым номером (****), расположенный в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск).

08 июня 2007 г. между Администрацией Красногородского района и МУП «Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «КРМПЖКХ») заключен договор аренды указанного земельного участка для организации свалки ТБО. Срок действия договора с 18 июня 2007 г. по 18 июня 2056 г.

МУП «КРМПЖКХ» осуществляло эксплуатацию свалки ТБО, однако решением Арбитражного суда Псковский области предприятие признано несостоятельным (банкротом), отрыто конкурсное производство. У предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в настоящее время не осуществляется эксплуатация свалки.

15 февраля 2018 г. конкурсный управляющий МУП «КРМПЖКХ» уведомил Администрацию Красногородского района о расторжении договора аренды. 12 июля 2018 г. было подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка.

Администрацией Красногородского района на земельный участок право собственности не оформлено, при этом каких-либо действий, направленных на прекращение размещения отходов и проведение рекультивации земель, не выполняется.

Указанное бездействие создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, возможность заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.

Помощник Псковского природоохранного межрайонного прокурора Родионова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации Красногородского района Егорова Т.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что Администрация Красногородского района собственником земельного участка, на котором была расположена свалка, не является, к полномочиям администрации в соответствии с Уставом относится только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает для муниципальных образований полномочий по восстановлению нарушенных земель. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона Псковской области от 26 декабря 2014 г. № 1469-ОЗ с 01 января 2016 г. полномочия Администрации Красногородского района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям, именно поэтому соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 18 июня 2017 г. было заключено между конкурсным управляющим МУП «КРМПЖКХ» и Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям, а не с Администрацией Красногородского района.

Представитель МУП «КРМПЖКХ» принадлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Представитель Управления Росприроднадзора по Псковской области Иванова Т.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рыбина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Администрацией Красногородского района ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду несогласия с ним.

В обоснование жалобы, приводя доводы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, в обоснование своей позиции, указано, что земельный участок, на котором расположена свалка, не является собственностью Администрации Красногородского района, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Выражается несогласие с выводом суда о том, что меры, направленные на прекращение размещения отходов, не предпринимались, поскольку этот вопрос в ходе судебного заседания не рассматривался.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Закона Псковской области от 26 декабря 2014 г. № 1469-ОЗ, указано, что с 01 января 2016 г. полномочия Администрации Красногородского района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям, в связи с чем соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 18 июня 2007 г. конкурсным управляющим МУП «КРМПЖКХ» было заключено с указанным комитетом.

Обращено внимание, что к полномочиям Администрации Красногородского района в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ и Уставом МО «Красногородский район» относится только «участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых коммунальных отходов на территории муниципального района», именно этой деятельностью Администрация района и занималась.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились представители третьих лиц – МУП «КРМПЖКХ», Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям. Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в заседание суда лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п.5 ст.13 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что для размещения производства и потребления на территории Красногородского района используется земельный участок с кадастровым номером (****), земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для организации свалки твердых отходов, расположенный в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск). Сведения о правах на указанный участок не зарегистрированы.

Согласно договору аренды земельного участка от 18 июня 2007 г. между Администрацией Красногородского района и МУП «КРМПЖКХ» для организации размещения свалки твердых отходов. Срок действия договора определен сторонами с 18 июня 2007 г. до 18 июня 2056 г.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 января 2018 г. МУП «КРМПЖКХ» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Приказом конкурсного управляющего МУП «КРМПЖКХ» № 9 от 19 февраля 2018 г., с указанной даты прекращено осуществление предприятием деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также иной лицензируемой деятельности, связанной с размещением (захоронением, обезвреживанием) твердых бытовых отходов.

12 июля 2018 г. между Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям и конкурсным управляющим МУП «КРМПЖКХ» подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 18 июня 2007 г. МУП «КРМПЖКХ» в настоящее время не осуществляет эксплуатацию свалки.

Объект размещения отходов, расположенный в урочище Алексино Красногородского района (в 1,5 км. от п. Красногородск), не включен в государственный реестр объектов размещения отходов по причине отсутствия проектной документации (из объяснений заместителя главы Администрации Красногородского района Федорова И.И. от 27 апреля 2018 г.).

Объем размещенных на территории полигона ТБО за 2017 г. составил 3180 куб. м. в схеме обращения с ТКО, разработанной Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и ЖКХ, указанный полигон ТБО в качестве объекта размещения отходов, использовать не планируется.

В связи с чем имеются основания для проведения рекультивации указанного земельного участка – комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, направленных, в том числе, на улучшение условий окружающей среды.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, и возлагая на Администрацию Красногородского района обязанность по обеспечению разработки проекта рекультивации земель для земельных участков, занятых полигоном твердых бытовых и промышленных отходов, а также по проведению таких работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земельных участков, в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации на указанной территории, суд первой инстанции обоснованно исходил из полномочий, закрепленных за органом местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также того обстоятельства, что неисполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

При этом суд учел, что свалка размещена на территории Красногородского района, образовалась в результате длительного вывоза ТБО.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрет на размещение отходов в границах населенных пунктов установлен пунктом 5 статьи 12 указанного Закона.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее по тексту Правила), которыми установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Правил).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).

Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ (пункт 9 Правил).

Положениями пункта 26 Правил установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство; реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими, земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями пункта 1 части 3 статьи 2 Закона Псковской области от 26 декабря 2014 г. № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», пункта 3.2.6 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 17 августа 2009 г. № 306, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории муниципального образования «Красногородский район», с 01 января 2016 г. возложены на указанный выше Комитет.

Между тем, из анализа положений Закона Псковской области от 26 декабря 2014 г. № 1469-ОЗ, раздела 3 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 14 октября 2013 г. № 465, не следует обязанность Администрации Псковской области либо указанных Комитетов в рамках предоставленных им полномочий по проведению рекультивации земельного участка на территории муниципального образования «Красногородский район».

С учетом изложенного, осуществление рекультивации земельного участка на территории Красногородского района, ранее отведенного органом местного самоуправления под размещение санкционированной свалки, не входит в полномочия вышеуказанных органов, следовательно, оснований для возложения на них таких обязанностей не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что рекультивация свалки твердых бытовых отходов относится к полномочиям Комитета Псковской области по имущественным отношениям, являются несостоятельными, поскольку организовать работы по рекультивации земельного участка после прекращения складирования отходов производства обязан пользователь земельного участка в лице Администрации Красногородского района.

Доводы апелляционной жалобы, которые фактически сводятся к тому, что Администрация Красногородского района не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.

По смыслу положений статьи 42 Земельного кодекса РФ, статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязанность по восстановлению нарушенных земель может быть возложена не только на собственников земельных участков и организаторов несанкционированных свалок, но и на лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Пыталовского районного суда Псковской области от 06 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногородского района – без удовлетворения.

Председательствующий: . И.А. Адаев

Судьи: . М.И. Мальгина

. М.М. Анашкина

.

.

33-345/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора
Ответчики
Администрация Красногородского района
Другие
ГК Псковской области по делам строительства и ЖКХ
ГК Псковской области по имущественным отношениям
Управление Росприроднадзора по Псковской области
МУП "Красногородское районное многоотраслевое предприятие ЖКХ"
Суд
Псковский областной суд
Судья
Анашкина Марина Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
26.02.2019Судебное заседание
18.03.2019Передано в экспедицию
18.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
26.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее