г. Сыктывкар Дело № 2-2-152/2024 (33-4158/2024)
УИД 11RS0002-02-2024-000045-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2024 года дело по апелляционной жалобе Абдиева М.Х. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 марта 2024 года, по которому
иск Абдиева М.Х. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о включении периодов работы в специальный стаж по Списку № 2, назначении пенсии, выплате неполученной суммы, удовлетворен частично.
Обязано Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми включить Абдиеву М.Х. в специальный стаж по Списку № 2 периоды работы с 01.02.1991 по 27.08.1992, с 15.01.2013 по 11.04.2013, с 20.12.2018 по 21.12.2018, с 21.01.2019 по 30.01.2019, с 04.02.2019 по 05.02.2019, 18.02.2019, 27.01.2019, 05.07.2022.
В остальной части исковые требования Абдиева М.Х. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Фотиевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Абдиев М.Х. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о включении периодов работы в специальный стаж по Списку № 2, назначении пенсии, выплате неполученной суммы. В обоснование указал, что 17.03.2023 он обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Республике Коми ему было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. Считает, что в специальный стаж работы по Списку № 2 ответчиком необоснованно не были включены периоды работы: с 01.02.1991 по 27.08.1992 в качестве горнорабочего поверхности шахты «Кок-Янгак» п/о «Средазуголь»; с 19.10.1993 по 01.07.1996 в качестве зольщика шахты «Кок-Янгак» Госконцерна «Кыргызкомур»; с 15.01.2013 по 11.04.2013 в качестве машиниста конвейера, машиниста установок обогащения ЦОФ «Печорская»; с 30.07.2015 по 18.12.2018 в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования ЦОФ «Печорская» ООО «Хорс»; периоды курсов повышения квалификации с 20.12.2018 по 21.12.2018, с 21.01.2019 по 30.01.2019, с 04.02.2019 по 05.02.2019, 18.02.2019, 27.01.2019, 05.07.2022.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных письменных возражениях просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «ЯмалСпецСервис» в судебном заседании указал, что считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо АО «Воркутауголь» надлежащим образом извещено о судебном заседании, представителя не направило.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласен с решением суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 30.07.2015 по 18.12.2018 и возложении обязанности на ответчика назначить страховую пенсию.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца, третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абдиев М.Х., <Дата обезличена> года рождения 17.03.2023 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с выполнением работы, предусмотренной Списком № 2.
Истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования» - 28.04.2009 года.
Решением ОСФР по Республике Коми от 23.03.2023 в назначении пенсии Абдиеву М.Х. отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работ по Списку № 2 и отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
На дату обращения (17.03.2023) для права на пенсию ответчиком истцу исчислен следующий стаж:
- страховой стаж – 28 лет 08 дн.,
- стаж работ с тяжелыми условиями труда – 04 г. 02 мес.,
- стаж работ с вредными условиями труда – 02 г. 01 мес. 12 дн.,
- стаж работы с тяжелыми условиями труда с учетом стажа работы с вредными условиями труда – 06 лет 03 мес. 13 дн.,
- стаж работы в районах Крайнего Севера – 11 лет 11 мес. 15 дн.
Из расчета стажа, имеющегося в материалах пенсионного дела следует, что Абдиеву М.Х. отказано во включении в специальный стаж периодов: с 01.02.1991 по 27.08.1992, с 19.10.1993 по 01.07.1996, с 15.01.2013 по 11.04.2013, с 30.07.2015 по 18.12.2018, так как работодателем указанные периоды отражены без кода, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости; периоды с 20.12.2018 по 21.12.2018, с 21.01.2019 по 30.01.2019, с 04.02.2019 по 05.02.2019, 18.02.2019, 27.01.2019, 05.07.2022 отражены как курсы повышения квалификации.
Установив фактические обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, а также ст. ст. 187, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, возложив на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы истца периоды работы с 01.02.1991 по 27.08.1992, с 15.01.2013 по 11.04.2013, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.12.2018 по 21.12.2018, с 21.01.2019 по 30.01.2019, с 04.02.2019 по 05.02.2019, 18.02.2019, 27.01.2019, 05.07.2022.
Поскольку при рассмотрении дела не было добыто доказательств, что характер работы и условия труда, выполняемой истцом в период с 19.10.1993 по 01.07.1996 в качестве зольщика соответствуют характеру и условиям труда работ по профессии «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы», дающей право на назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ, суд отказал в удовлетворении требований в указанной части иска.
В отношении периода работы истца с 30.07.2015 по 18.12.2018 в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в подразделение Паросилового хозяйства «Печорская ЦОФ» ООО «Хорс» (в настоящее время реорганизовано путем присоединения к ООО «ЯмалСпецСервис») суд исходил из отсутствия доказательств занятости истца как электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования паросилового хозяйства «Печорской ЦОФ» полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) на обслуживании котельного оборудования, оборудования топливоподачи, учитывая, что в должностные обязанности истца входит и выполнение иных работ.
При этом, суд указал, что в рамках настоящего дела требований к ООО «ЯмалСпецСервис» относительно правомерности его действий по непредставлению в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о льготном страховом стаже в спорный период истцом не предъявлено, пенсионный орган по такому требованию (при наличии действующего работодателя) надлежащим ответчиком признан быть не может.
В удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии суд отказал, посчитав, что специальный стаж работы истца по Списку № 2 с учетом включенных судом и ответчиком периодов на дату назначения составит 8 лет 1 месяц 24 дня, что менее требуемого – 12 лет 6 месяцев.
Ответчиком решение суда в части удовлетворения исковых требований не оспаривается; также не оспаривается истцом решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 19.10.1993 по 01.07.1996, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия проверяет решение суда только в оспариваемой истцом части невключения периода работы с 30.07.2015 по 18.12.2018 и возложения обязанности назначить страховую пенсию и выплатить недоплату.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с подп. «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г., применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Так, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. N 3 "О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18, по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
Согласно пункту 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11- 17 настоящих Правил.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 11, 12 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В исковом заявлении истец указал, что в период с 30.07.2015 по 18.12.2018 работал в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования СП «Печорская ЦОФ», что подтверждается сведениями в трудовой книжке и дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
При рассмотрении дела третьим лицом ООО «ЯмалСпецСервис», являющимся работодателем истца в спорный период, представлены: карта специальной оценки условий труда № 6А от 05.05.2016 по профессии электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования СП «Печорская ЦОФ» АО «Воркутауголь» участка паросилового хозяйства, согласно которой имеется право на досрочное назначение трудовой пенсии по Списку № 2, позиция 2140000а-18455 (строка 040, п. 6); справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, подтверждающая занятость истца в течение полного рабочего дня на работах предусмотренных позицией 2140000а-18455 Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10; справка об использовании СП «Печорская ЦОФ» твердого вида топлива – каменный уголь.
В письменном отзыве ООО «ЯмалСпецСервис» просил удовлетворить исковые требования истца, указывая, что в 2016 года Управлением ПФР в городе Воркуте был проверен перечень профессий (должностей) ООО «ХОРС», работа в которых дает право на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Согласно акту документальной проверки Перечня от 15.04.2016 должность электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в подразделение Паросилового хозяйства «Печорская ЦОФ» за периоды работы истца с 30.07.2015 по 18.12.2018 в перечень профессий и должностей, имеющих льготный характер работы, не включены.
ОСФР при разрешении настоящего спора обстоятельства, указанные истцом и третьим лицом о занятости истца в спорный период в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела добыты достоверные доказательства, свидетельствующие о занятости истца в спорный период в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.
Суждения суда первой инстанции о том, что в рамках настоящего дела требований к ООО «ЯмалСпецСервис» относительно правомерности его действий по непредставлению в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о льготном страховом стаже в спорный период истцом не предъявлено, а пенсионный орган по такому требованию (при наличии действующего работодателя) надлежащим ответчиком признан быть не может, являются ошибочными, поскольку при рассмотрении данного дела установлено, что работодателем не были переданы сведения о льготном характере работы истца в спорный период именно по указанию пенсионного органа, о чем свидетельствует акт документальной проверки от 15.04.2016. Сам работодатель не оспаривает факта работы истца в спорный период в тяжелых условиях труда, соответственно спора между работодателем и работником не имеется.
Суждения суда первой инстанции об отсутствии доказательств занятости истца в тяжелых условиях более 80% рабочего времени, поскольку в должностные обязанности истца входило выполнение иных работ, также нельзя признать обоснованными, учитывая разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 о том, что в рабочее время (не менее 80%) включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Представленные в деле документы не содержат сведений о выполнении истцом своей работы по сокращенному рабочему времени или сокращенной рабочей неделе, о совмещении с работой по иной профессии, что опровергает довод пенсионного органа о недоказанности факта занятости истца на работе с тяжелыми условиями труда на условиях полного рабочего дня.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что должность, занимаемая истцом в спорный период с 30.07.2015 по 18.12.2018 относится к позиции 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, а занятость истца в тяжелых условиях труда составляет более 80% рабочего времени, соответственно указанный период работы должен быть включен в специальный стаж работы по Списку № 2 при определении права на пенсию за исключением периодов отвлечений с 01 по 11 июня 2018 года.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы истца следует признать частично обоснованными, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа во включении в специальный стаж работы по списку № 2 периода работы с 30.07.2015 по 18.12.2018.
Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением и выплатить недоплату, не имеется, поскольку на дату обращения (17.03.2023) стаж работы истца с тяжелыми условиями составит 11 лет 05 месяцев 07 дней (с учетом включенных периодов судом первой инстанции и судебной коллегией в настоящем определении – л.д. 22, т.2), тогда как требуемый в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стаж по Списку № 2 – 12 лет 6 месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 марта 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж работы по Списку № 2 периода работы с 30.07.2015 по 18.12.2018.
Принять в указанной части новое решение, которым:
Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обязанность включить Абдиеву М.Х. в специальный стаж по Списку № 2 период работы с 30.07.2015 по 18.12.2018 за исключением периода отвлечений с 01.06.2018 по 11.06.2018.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 марта 2024 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: