Дело № 33-3574/2021 докладчик Огудина Л.В.
(суд 1 инстанции № 2-469/2021) судья Тельцова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Огудиной Л.В. и Михеева А.А.
при секретаре Гольцовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 06.10.2021 гражданское дело по апелляционной жалобе Мацкевич В. К. на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 24.06.2021, которым Мацкевич В.К. отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владимире Владимирской области (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Мацкевич В.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика - Отделения Пенсионного фонда РФ по Владимирской области как правопреемника ГУ – УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) - Усачевой С.А., судебная коллегия
установила:
Мацкевич В.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (далее – ГУ УПФР), в котором, с учетом изменения предмета иска (л.д. 49), просила включить в стаж для расчета страховой части пенсии и ее валоризации следующие периоды: по уходу за ребенком с 01.07.1987 по 08.12.1987, учебы в институте с 01.09.1982 по 04.12.1985, работу в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) с 10.06.1996 по 31.12.2001; включить в расчет пенсионного капитала периода с 2002 по 2012 г.г. – 9018,36 руб., перечисленных взносов на страховую часть пенсии и не учтенных ответчиком при расчете; обязать ответчика произвести расчет пенсионного капитала согласно ст. 29.1 Федерального закона №173-ФЗ, как сумму пенсионного капитала (периодов до 2002 г. + валоризация + период с 2002 г. по 2014 г.) и произвести индексацию общей суммы пенсионного капитала в соответствии с требованиями п. 6 ст.17 Федерального закона № 173-ФЗ (не разбивая индексацию пенсионного капитала на периоды).
В обоснование требований указано, что ответчиком истцу начислена пенсия в размере 9112 руб., с которым она не согласна, поскольку в расчет стажа не были включены периоды по уходу за ребенком с 01.07.1987 – 08.12.1987, учебы в институте с 01.09.1982 по 04.12.1985, индивидуальная трудовая деятельность с 10.06.1996 по 31.12.2001. Указано о несогласии с примененным к размеру трудовой пенсии расчетом по п. 3 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ. Сумма страховых взносов до 2009 г. включительно согласно письму ПФ РФ составляет 44544,09 руб., а согласно данным ГУ УПФР - 39649,09 руб., разница – 4850 руб. Сумма выплаченных истцом страховых взносов в 2012 г. составляет 10789,74 руб., а в расчет взята сумма 6621,38 руб. (на сумму 10789,74 руб. ответчик посчитал солидарную часть). В связи с чем недостающая сумма в размере 9018,36 руб. должна быть включена в расчет пенсионного капитала. Также, по мнению истца, при индексации пенсионного капитала применены не все коэффициенты индексации, утвержденные Правительством РФ, поэтому расчет пенсионного капитала произведен с нарушением закона. Так произведение всех индексов за период с 2002 г. по 2014 г. составляет 5,6148, а ГУ УПФР применяет 4,2959, так как пропущен индекс за 2002 г. – 1,307, а для 2012 г. применен только индекс за 2014 г., пропущен индекс за 2013 г. Кроме того, ожидаемый период для выхода на пенсию ГУ УПФР применяет 19 лет, однако в 2012 г. он должен быть 8 лет, в 2013 г. – 9 лет и так далее. По мнению истца, данное обстоятельство существенно снизило размер страховой пенсии и её валоризацию.
В судебном заседании суда первой инстанции Мацкевич В.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений и расчетов (т.1 л.д. 3-6, 46-49, 113-116, 180-182). Дополнительно пояснила, что включение в стаж периодов временной нетрудоспособности предусмотрено ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 ФЗ № 213), а Конституция РФ дает право сидеть и ухаживать за ребенком. В качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) истец зарегистрирована с 1996 г., в 2003 г. ГУ УПФР зарегистрировал ее в качестве страхователя, выплачивающего страховые взносы в виде фиксированного платежа. Ответчик знал о регистрации истца в качестве ИП, однако никаких претензий ей по уплате страховых взносов не предъявлял. В протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. указано, что задолженность по уплате страховых взносов отсутствует. Считала, что не должна повторно доказывать уплату страховых взносов на пенсионное страхование.
Представители ответчика – ГУ УПФР - Усачева С.А., Малыгина Т.Н. (по доверенностям) иск не признали, представили мотивированный отзыв и расчеты (т.1 л.д. 109-111, 120-122, 138-139). Указали, что ГУ УПФР учел в составе пенсии как не страховой период - 5 месяцев 8 дней с 01.07.1987 по 08.12.1987; период ухода за ребенком до достижения 1,5 лет был взят в расчет. В случае замены данного периода полностью периодом ухода за ребенком из общего стажа был бы исключен период работы с 27.06.1986 по 30.06.1987, что привело бы к уменьшению размера пенсии. Согласно данным о стаже период обучения истца с 01.09.1982 по 03.12.1985 был учтен в общий стаж. Период обучения не учитывается при расчете размера пенсии. Продолжительность общего трудового стажа, учтенного на 01.01.2002, составила 9 лет 3 месяца 25 дней, что менее 20 лет, требуемых для женщин. Включение периодов учебы в средних специальных и высших учебных заведениях п.3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ не предусмотрено. Вместе с тем, при назначении пенсии был выбран наиболее выгодный вариант её расчета по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Относительно периодов работы истца как ИП указано, что в качестве страхователя истец зарегистрировалась в УПФР 06.03.2003. По данным МИФНС №12 в г. Владимире ИП Мацкевич В.К. с 10.06.1996 по 31.12.2001 находилась на общей системе налогообложения; за указанный период информация об уплате истцом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР в архивных и информационных базах отсутствуют. Поскольку данных об осуществлении ею индивидуальной трудовой деятельности в ГУ УПФР не имелось, указанные периоды не включены в общий трудовой стаж истца. Сообщили, что период с 24.09.2001 по 31.12.2001 учтен ГУ УПФР в общий стаж истца, двойной учет периодов работы действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.
По пенсионному капиталу указали, что в силу ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» тарифы страховых взносов в ПФР установлены в размере 26 %. С учетом изменений в ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ тариф страховых взносов разделялся на солидарную часть (10 %) и индивидуальную часть (16 %). В связи с этим в 2012 г. на лицевом счете Мацкевич В.К. было учтено 16 % от тарифа страховых взносов, что составило 6621,38 руб. Сумма в размере 4850 руб. уплачена 16.07.2010 за 2009 г., поэтому учтена на лицевом счете в 2010 г. ПФР указывал, что по состоянию на 30.06.2011 сумма страховых взносов за предыдущие годы равна 44544,09 руб. На тот момент сумма 4850 руб. уже поступила в распоряжение Пенсионного фонда, поэтому в предоставляемой выписке ПФР спорная сумма за 2009 г. отражена.
Третье лицо ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ во Владимирской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, каких-либо ходатайств не представило.
Представитель третьего лица – Пенсионного фонда РФ - Кощеева Л.И. (по доверенности) с иском не согласилась, поддержав правовую позицию ответчика и отзыв ПФР от 11.06.2021 (т.1 л.д. 198-200). Пояснила, что страховые взносы за 2009 г. истец уплатила в 2010 г., поэтому они правильно учтены в РПК в том периоде, в котором они фактически поступили в ПФР, т.е. в 2010 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мацкевич В.К. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. В качестве доводов указано, что судом не приняты во внимания нормы действующего законодательства и обстоятельства дела; указано, что судом не учтена ответственность пенсионного органа за регистрацию и сбор взносов в Пенсионный фонд, возложенную на него государством и закрепленную законами, исходя из которой ответчик обязан представить суду доказательства административного правонарушения истца, которые соответствуют Законам РФ, согласно ст. 60 ГПК РФ в подтверждение своих заявлений об отсутствии регистрации и уплаты взносов; указано, что налоговый орган, который также ответственен за сбор налогов и сборов, подтвердил регистрацию и платежи истца в ПФ РФ; указано о несогласии с выводом суда о том, что истец согласился и не оспаривал возможный факт различия между сроками выписки из лицевого счета и зачисления средств на лицевой счет; указано, что обжалуемым решением суда нарушается право истца на справедливую защиту в суде.
В возражениях на апелляционную жалобу Мацкевич В.К. – ответчик полагает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционное рассмотрение в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие не прибывших представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ГУ – УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР по Владимирской области) в порядке процессуального правопреемства (реорганизация в форме присоединения).
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность судебного постановления в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя следующего.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), согласно ч. 3 ст. 36 которого со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В пункте 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) приведена формула, одной из составляющей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 3 или с п. 4 ст. 30 данного Закона.
Пунктами 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
На основании п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии (РП) по желанию пенсионера может определяться по следующей формуле: РП = ЗР х СК, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за 20 лет общего трудового стажа у женщин и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, наравне с периодами работы засчитывается периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности.
Согласно ч. 12 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного периода составляет: - 1,8 балла - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; 3,6 балла - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; 5,4 балла - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Из положений ч. 9 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст. 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – Правила) /аналогичные положения содержит п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555/ в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Действующим законодательством определено, что период деятельности (работы и ухода за ребенком до достижения 1,5 лет) учитывается при расчете пенсии либо как страховой период, влияющий на стажевый коэффициент и величину пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002, либо как нестраховой период, учитываемый отдельно для начисления пенсионных коэффициентов (баллов) по п.3 ч.1 ст. 12 и п.12 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ.
Установлено судом и следует из материалов дела, что Мацкевич В.К. с 21.06.2021 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 9112,37 руб. (с учетом устранения ошибки 9080 руб. (т.1 л.д. 89,123-125)).
30.07.2020 истец обратилась в ГУ УПФР с заявлением о выполнении расчета начисленной ей пенсии и предоставлении его в письменном виде. В письме от 28.08.2020 № М-1166 17290 ответчик предоставил мотивированный расчет начисленной пенсии в размере 9112,37 руб. (т.1 л.д. 15, 18-21).
Истец, не согласившись с исчислением страхового стажа, валоризацией и индексацией средств, перечисленных на страховую часть пенсии, которые применил ГУ УПФР при расчете размера её страховой пенсии, неоднократно обращалась в ПФР с соответствующими заявлениями. Ответы на обращения содержат, в том числе, разъяснения по вопросу индексации страховых взносов за период с 01.01.2002 до 31.12.2014, исчисления стажевого коэффициента (т.1 л.д. 17, 21-22, 78-81). Произведенный ГУ УПФР расчет размера страховой пенсии по старости был проверен Отделением ПФР по Владимирской области, нарушений не установлено (т.1 л.д. 63-68).
Согласно записям в трудовой книжке Мацкевич В.К. работала с 20.06.1985 по 14.08.1985 в УНР-672 Стройтреста 94 (производственная практика), с 04.12.1985 сторожем в детском саду № 42, откуда 30.06.1987 уволена в связи с окончанием срока договора; с 09.12.1987 по 14.04.1992 инженером в УКС Облисполкома, с 15.04.1992 по 01.09.1992 ведущим специалистом группы развития производства в АО «Мост-Владимир».
В период с 1982 г. по 1987 г. обучалась во Владимирском политехническом институте, что подтверждается дипломом от 26.06.1987 № 1256; до поступления в учебное заведение истец не была трудоустроена.
Из свидетельства о рождении от 01.07.1986 следует, что у истца 27.06.1986 родилась дочь Ксения, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись № 2827.
06.03.2003 истец подала извещение о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, уплачивающего страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Согласно свидетельству о внесении сведений в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, сообщения МИФНС №12 по Владимирской области Мацкевич В.К. была зарегистрирована в качестве ИП администрацией г. Владимира 10.06.1996 до 04.12.2012 (т.1 л.д. 9-13, 24, 169).
Из документов пенсионного дела Мацкевич В.К. (т.1 л.д. 89-105) усматривается, что в страховой стаж для определения размера пенсии по п. 3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ учтены следующие периоды работы и иной деятельности: с 04.12.1985 по 30.06.1987 - период работы (1 год 6 месяцев 27 дней), с 09.12.1987 по 01.09.1992 - период работы (4 года 8 месяцев 23 дня), с 02.09.1992 по 01.12.1992 - период работы (3 месяца), с 03.12.1992 по 29.06.1994 - период работы (1 год 6 месяцев 27 дней), с 29.09.1994 по 03.01.1995 - период получения пособия по безработице (3 месяца 5 дней), с 04.02.1995 по 28.09.1995 - период получения пособия по безработице (7 месяцев 25 дней), с 24.09.2001 по 31.12.2001 - период работы (3 месяца 8 дней).
Итого стаж на 31.12.2001 составил 9 лет 3 месяца 25 дней (т.1 л.д. 95-97).
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в стаж для расчета страховой части пенсии и ее валоризации периода ухода истца за ребенком с 01.07.1987 по 08.12.1987, а также периода учебы в институте с 01.09.1982 по 04.12.1985, суд первой инстанции, проанализировав нормы пенсионного законодательства, установленные обстоятельства и расчеты размера пенсии, представленные истцом и ответчиком, оценив доказательства в совокупности с доводами сторон, руководствуясь Федеральным законом №400-ФЗ, исходил из того, что указанные спорные периоды не подлежали включению в страховой стаж при оценке пенсионных прав истца по ч.1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, поскольку устанавливая право на назначение страховой пенсии по основания, указанным в данной норме, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в которых подлежат включению лишь периоды, предусмотренные ч.1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона и, что перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений его ч.8 ст. 13.
При этом судом принято во внимание, что в составе пенсии истца период с 01.07.1987 по 08.12.1987 учтен как нестраховой – перерыв в работе, когда истец не состоял в трудовых отношениях с работодателем, величина ИПК за который составила 0,79 (0,75 за 5 месяцев (1,8 / 12 месяцев х 5 месяцев) + 0,04 за 8 дней (1,8 / 360 дней х 8 дней), а в случае замены периода работы периодом ухода за ребенком до 1,5 лет из общего трудового стажа следует исключить период работы с 27.06.1986 по 30.06.1987, что повлечет уменьшение размера пенсии.
Данный вывод суда согласуется с п. 48 Правил, предусматривающих, что в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
При этом нормами Федерального закона №400-ФЗ не предусмотрена возможность учета при определении расчетного размера трудовой пенсии одного и того же периода как периода работы и как периода ухода за ребенком.
С учетом изложенного, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком (с 01.07.1987 по 08.12.1987) не может быть учтен при подсчете страхового стажа, поскольку при оценке прав на пенсионное обеспечение по указанному основанию учитываются лишь периоды трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы и период временной нетрудоспособности работника.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей)x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается законодательством Российской Федерации на 01.01.2002; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом.
При этом расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 данного Закона.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Период учебы не включается в стаж по данному варианту.
В силу п. 4 ст. 30 данного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Период учебы включается в стаж по данному варианту.
По делу установлено, что истцу исчисляется и выплачивается пенсия по старости с учетом оценки её пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 по наиболее выгодному для неё варианту (по п. 3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ). Размер пенсии с учетом перерасчета с 21.06.2020 составил 9080,47 руб., с 01.01.2021 и по дату принятия решения суда составлял 9652,57 руб. (т.1 л.д. 124, 125).
При этом судом обоснованно указано, что определение расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (с учетом включения периода учебы) приведет к уменьшению размера получаемой истцом пенсии и ущемлению ее пенсионных прав, размер пенсии составлял бы 8536,14 руб.
Принимая во внимание, что действующим законодательством одновременное применение положений пунктов 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ не предусмотрено, оснований для включения в страховой стаж для расчета страховой пенсии и валоризации периода обучения истца в учебном заведении у суда первой инстанции также не имелось.
Доводы жалобы истца в указанной части и приводимые расчеты основаны не неправильном толковании норм материального права, были предметом оценки суда, и его выводы не опровергают.
Разрешая требование Мацкевич В.К. о включении в стаж для расчета страховой части пенсии и её валоризации периода с 10.06.1996 по 31.12.2001, суд установив, что истец зарегистрирована в качестве ИП с 10.06.1996 по 04.12.2012 (т.1 л.д. 13), в системе государственного пенсионного страхования как ИП зарегистрирована 06.03.2003 с указанием даты государственной регистрации 10.06.1996, и будучи зарегистрированной в качестве ИП с 10.06.1996 по 31.12.2001, применяла общую систему налогообложения, её доходы от предпринимательской деятельности составили: за 1996 г. – 1126800 руб., за 1997г. -5415000 руб., за 1998 г. – 3680 руб., за 1999 год – 2393 руб., за 2000 год – 6692 руб., за 2001 г. – 0,00 руб., с которых уплачен налог на доходы, и отсутствуют доказательства уплаты страховых взносов, в том числе за 2001г. – доказательства уплаты единого социального налога (т.1 л.д. 24, 118-119, 163-165), отказал в удовлетворении требований в данной части.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия учитывает, что согласно п.1 ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ, действовавшего до 01.01.2015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сходная по смыслу норма содержалась и в ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до принятия Закона о трудовых пенсиях, согласно которой в общий трудовой стаж включалась индивидуальная трудовая деятельность в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, индивидуальные предприниматели относятся к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 1).
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2).
В соответствии с абзацем 2 п. 4 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (далее – Порядок), лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
В соответствии с п. 4.7 Порядка граждане, которые являются самостоятельными плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы и т.д.) уплачивают страховые взносы в ПФР с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
Вступивший в законную силу на всей территории Российской Федерации с 01.01.1997 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» также возложил обязанность на индивидуальных предпринимателей производить самостоятельно оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14, ст.28). Исходя из п.3 ст.28 данного Федерального закона, с учетом разъяснений в Определениях Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 №164-О, от 12.05.2005 №183-О, женщины 1956 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в размере, установленном ст. 28 Федерального закона №167-ФЗ, в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
На основании п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
К уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности за период с 1998 года до 1 января 2002 года - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Данные взносы имеют неналоговый индивидуально-возмездной характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности. При этом законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.
Между тем, материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих, что истец, будучи ИП, оплачивала своевременно и в полном объеме страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в период с 10.06.1996 по 31.12.2001 (ЕСН за 2001г.), не содержат. Из представленных документов усматривается, что при осуществлении предпринимательской деятельности истец производила уплату налогов на доходы (подоходный налог). При этом период с 24.09.2001 по 31.12.2001 был учтен ГУ УПФР в общий трудовой стаж истца (т.1 л.д. 85-88, 95, 126).
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обязанность ответчика по контролю за уплатой страховых взносов и их принудительному взысканию не опровергают выводы суда и являются несостоятельными, поскольку приведенным выше законодательством на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы самостоятельно, в связи с чем неисполнение ими данной обязанности не может быть возложено на пенсионный фонд, как контролирующий орган.
Доказательств исполнения обязанности в качестве плательщика страховых взносов и по предоставлению сведений (индивидуального) персонифицированного учета апеллянтом не представлено, а регистрация истца в качестве застрахованного и уплата налогов, на что сделана ссылка в жалобе, не доказывают надлежащую уплату страховых взносов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о включении заявленного периода в стаж истца для расчета страховой части пенсии и её валоризации у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам жалобы, разрешая требования Мацкевич В.К. о включении в расчет пенсионного капитала периода с 2002г. по 2012г. перечисленных взносов на страховую часть пенсии в размере 9018,36 руб., суд первой инстанции, всесторонне исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон и проанализировав нормы материального права, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований в этой части.
Согласно данным Отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями ГУ УПФР Мацкевич В.К. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФ за периоды: с 01.01.2003 по 31.12.2011 уплачены в полном объеме; с 01.01.2012 по 04.12.2012 – частично; с 01.01.2002 по 31.12.2002 – не уплачены. Задолженность по страховым взносам в размере 2582,41 руб. признана безнадежной к взысканию и списана 05.06.2018 (л.д.152).
Как следует из сведений о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть индивидуального лицевого счета) за 2010 г. сумма страховых взносов составляет 438,76 руб., за предыдущие периоды – 44544,09 руб. (т.1 л.д. 54-55).
По делу установлено, что Мацкевич В.К. уплатила 16.07.2010 страховые взносы (фиксированный платеж) по требованию налогового органа в счет погашения задолженности за 2009г. в размере 4850 руб. (т.1 л.д. 152-166). Поскольку указанный платеж произведен за предыдущий период – 2009 г., сумма страховых взносов в размере 4850 руб. включена в извещение ПФР о страховых взносах за предыдущие годы (период до 2010 г.).
Соответственно, исходя из ч. 6 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ, в которой приведен порядок индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости, в соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ об индексации пенсионного капитала, Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (абз.2 п.5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407, учитывая, что истец оплатила страховые взносы в размере 4850 руб. за 2009г. – 16.07.2010, ответчиком правомерно, в соответствии с п. 5 указанных Правил данная сумма включена в расчетный пенсионный капитал и учтена на индивидуальном лицевом счете именно в 2010 г.
Доводы истца о том, что не в полном объеме учтены страховые взносы, уплаченные ею в 2012г., в размере 10789,74 руб., правомерно отклонены судом, как основанные на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как это следует из ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Структура тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая начиная с 01.01.2012 включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 01.01.2015 - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац девятый ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Соответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; пункт 1 ст. 14, пункт 2 ст. 15 и пункт 1 ст. 16 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 15 и 16 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2012 году тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 26%.
Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что для страхователей, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), применяется тариф страхового взноса 26%, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2.2 ст. 22 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей в расчетные периоды), при исчислении страхового взноса в фиксированном размере применяются тарифы страховых взносов в размере 26%, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов (10% - солидарная часть тарифа, 16% - индивидуальная часть тарифа).
В связи с этим на лицевом счете учитывалась только индивидуальная часть 16%, то есть 6621,38 руб. (16% от поступившей суммы). Правовых оснований для учета всех взносов на лицевом счете не имеется, в Федеральном законе №212-ФЗ приведена таблица, в которой также указано, каким образом разделяются 26%. В связи с чем, вопреки доводам жалобы ответчиком правильно выполнен расчет. Оснований для включения в расчет пенсионного капитала за период с 2002г. по 2012 г.г. перечисленных взносов на страховую часть пенсии в размере 9018,36 руб., не имеется.
Вопреки доводам жалобы требования истца об обязании произвести расчет пенсионного капитала согласно ст. 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, как сумму пенсионного капитала (периодов до 2002 + валоризация + период с 2002 по 2014) и произвести индексацию общей суммы пенсионного капитала в соответствии с требованиями п. 6 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ (не разбивая индексацию пенсионного капитала на периоды), верно отклонены судом, с чем соглашается судебная коллегия, полагая приведенные в жалобе расчеты истца ошибочными, сделанными при неправильном толковании законодательства.
Согласно п. 1 ст. 29.1 Федерального закона №173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица ПК = 428214,41 (248548,39 +34796,77 +144869,25), из расчета
ПК1 = 44266,65 х 5,6148 = 248548,39
СВ = 14% = 34796,77
ПК2 = 144869,25
На дату назначения пенсии общий трудовой стаж, учтенный на 01.01.2002, составил 9 лет 3 месяца 25 дней (л.д. 126, 127), что менее 20 лет, требуемых для женщин.
Отношение среднемесячного заработка 3977,34 руб. за период работы с 01.07.1988 (л.д. 128) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период составило 0,943 (максимальное отношение — 1,2).
В силу п. 2 ст. 29.1 Федерального закона № 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В целях индексации расчетного пенсионного капитала применяются постановления Правительства РФ об утверждении соответствующего коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на первое число предшествующего года. Например, 1,307 – коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определенного по состоянию на 01.01.2002, на основании постановления Правительства РФ от 13.03.2003 № 152.
Сумма начисленных и проиндексированных страховых взносов Мацкевич В.К. за период с 01.01.2002 до 31.12.2014 составляет 144869,25 руб.
Трудовой стаж, выработанный до 01.01.1991, составил полных 4 года, соответственно, размер валоризации составил 14% (10% + 4% за стаж до 01.01.1991) от величины расчетного пенсионного капитала, установленного на 01.01.2002. Расчетный размер страховой части трудовой пенсии по старости при требуемом стаже для женщин 20 лет составил 866,66 руб. (0,55 х 0,943 х 1671 руб.).
Пенсионный капитал на 01.01.2002 при требуемом стаже для женщин - 20 лет составил 94998,48 руб., исходя из расчета (866,66 руб. – 450 руб.) х 228, где 228 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Так как по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж Мацкевич В.К. составил менее требуемых 20 лет для женщин, пенсионный капитал (ПК 01.01.2002) исчислялся пропорционально имеющемуся стажу (9 лет 3 месяца 25 дней) и составил 44266,65 руб., из расчета: 94988,48 руб. х 0,46597222, где 0,46597222 — отношение имеющегося стажа к требуемому стажу.
Пенсионный капитал на 01.01.2002 с учетом валоризации составил 50463,98 руб. (44266,65 руб. + 14%).
Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 31.12.2014 с учетом сумм валоризации и страховых взносов составил 428214,41 руб., то есть: 50463,98 руб. х 5,6148 + 144869,25 руб., где: 5,6148 – суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31.12.2014 составил 1878,13 руб. (428 214,41 руб./228).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента на 01.01.2015 определяется как:1878,13 руб. / 64,10 руб. = 29,3, где 64,10 руб. – стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015.
Величина ИПК за периоды работы после 01.01.2015 составила 0,812 (0,599 + 0,213) из расчета:
ИПК за 2019 г. составляет 0,599 и рассчитывается: (11013,10 руб. / 184000 руб.) х 10 =, где: 11013,10 руб. – сумма страховых взносов за 2019г., начисленная исходя из индивидуальной части тарифа 16% (согласно сведениям индивидуального лицевого счета); 184000 руб. – нормативный размер страховых взносов в 2019 г.
ИПК за 2020 г. составляет 0,213 и рассчитывается: (4402,26 руб. / 206720 руб.) х 10 = 0,213, где: 4402,26 руб. – сумма страховых взносов за 2020 год, начисленная исходя из индивидуальной части тарифа 16% (согласно сведениям индивидуального лицевого счета); 206720 руб. – нормативный размер страховых взносов в 2020 г.
В соответствии с п. 3, п. 6 ч. 1 ст. 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 400-░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 6 ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 80 ░░░.
1,8 — ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 80 ░░░;
1,8 – ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ 01.07.1987 ░░ 08.12.1987 (5 ░░░░░░░ 8 ░░░░ — ░░░░░░░ ░ ░░░░░░) — ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 0,79 (0,75 ░░ 5 ░░░░░░░ (1,8 / 12 ░░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░░) + 0,04 ░░ 8 ░░░░ (1,8 / 360 ░░░░ ░ 8 ░░░░);
- ░ 23.06.2016 ░░ 31.07.2019 (3 ░░░░ 1 ░░░░░ 9 ░░░░) — ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5,595 (5,4 ░░ 3 ░░░░ (1,8 ░ 3 ░░░░) + 0,15 ░░ 1 ░░░░░ (1,8 / 12 ░░░░░░░) + 0,045 ░░ 9 ░░░░ (1,8 / 360 ░░░░ ░ 9 ░░░░)).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ 01.01.2015 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 36,497 (29,3 + 0,812 + 0,79 + 5,595).
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ 21.06.2020 (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ 3394,22 ░░░. (36,497 ░93 ░░░., ░░░ 93 ░░░. – ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 01.01.2020 ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 5686,25 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 21.06.2020 ░░░░░░░░ 9080,47 ░░░. (3 396,22 + 5 686,25), ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. 6 ░░. 17 ░ ░░. 29.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 173-░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░.░░. 60, 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 24.06.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13.10.2021.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░