УИД 68RS0002-01-2024-000531-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Мануйловой В.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова А.С. к Министерству здравоохранения Тамбовской области, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки г.Тамбова», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тамбовской области о признании права на бесплатное пожизненное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, возложении обязанности обеспечить бесплатно пожизненно расходными материалами к инсулиновой помпе,взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
02.02.2024г. Осипов А.С. обратился в суд с иском (в окончательной редакции от 11.07.2024г. – л.д.155-156) к Министерству здравоохранения Тамбовской области, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки» о признании права на бесплатное пожизненное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, возложении обязанности обеспечить бесплатно пожизненно расходными материалами к инсулиновой помпе,взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда (л.д.2-4, 18-19, 93-94).
В обоснование требований истцом указано, что у него возрасте ***, а именно в ***. был диагностирован ***.
в 2018г. в *** он был переведен на помповую инсулинотерапию – помпа ***, модель ***, ***. Последняя госпитализация истца в *** проходила с ***. по ***.
Указывает, что инсулиновая помпа интегрируется с ***. В связи с чем, у него, ***, достигнуто ***.
В соответствии с рекомендациями производителя инсулиновой помпы, а также согласно информационного письма ООО «Медтроник», для беспрерывной работы инсулиновой помпы ежемесячно необходимо: ***.
До совершеннолетия истец бесплатно обеспечивался ***. Однако по достижению им возраста 18-ти лет, ему было отказано в приобретении системы мониторинга инсулиновой помпы.
На его обращение от 23.10.2023г. в Министерство здравоохранения Тамбовской области им был получен ответ, о том, что в соответствии с Приказом Управления здравоохранения Тамбовской области от 24.01.2022г. №49 «Об организации обеспечения детей-инвалидов расходными материалами к системе непрерывного мониторинга глюкозы в кровь» на основании распоряжения администрации Тамбовской области от 21.01.2022г. №27-р «О выделении дополнительных бюджетных ассигнований» проводится дополнительное льготное обеспечение расходными материалами лиц до 18-ти лет. В связи с чем, его (Осипова А.С.) льготное обеспечение необходимыми медицинскими изделиями, в частности ***, не представляется возможным.
Отказ в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе Осипов А.С. считает незаконным, нарушающим его право на охрану здоровья, поскольку использование *** невозможно, он вынужден самостоятельно приобретать необходимые ему по состоянию здоровья медицинские изделия, стоимость которых является для него существенная.
Ссылаясь наположения Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановление Правительства РФ от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2018г. №3053-р, Осипов А.С., с учётом заявления об увеличении исковых требований в порядкестатьи39ГПК РФ, просил суд признать за собой право на бесплатное пожизненное обеспечение ***; обязать Министерство здравоохранения Тамбовской области обеспечить его бесплатно пожизненно расходными материалами к инсулиновой помпе ***, а также взыскать с Министерства здравоохранения Тамбовской области в свою пользу материальный ущерб на приобретение *** за свой счет в сумме 68 300,00 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100000,00 руб.
В ходе рассмотрения дела на основании ст.40 ГПК РФ в качестве соответчика по делу привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, на основании ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ, Министерство финансов Тамбовской области.
Истец Осипов А.С. и его представитель Осипова Е.А., допущенный к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, просили суд их удовлетворить. Представитель истца дополнила, что детский эндокринолог посоветовал им группу в месенджере WhatsApp под названием «Медтроник», администратором которой является Анастасия Ивановна Ш., у которой они и приобретали ***, что подтверждается чеками Сбербанк-Онлайн. Бесплатно *** ее сыну – Осипову А.С. выдавались по рецепту с 2018г. и до достижения сыном возраста 18-ти лет, однако в 2020г. из-за сложной обстановки Covid-19 предоставление *** было продлено до достижения сыном возраста 18,5 лет. Также пояснила, что ее сыну – Осипову А.С. в 2022г. не была установлена группа инвалидности, данное решение обжаловалось в вышестоящие организации, но решение было оставлено без изменения. В настоящее время у ее сына – Осипова А.С. не установлена какая-либо группа инвалидности. Также полагала, что надлежащим ответчиком по делу является непосредственно Министерство здравоохранения Тамбовской области, которое обязано бесплатно обеспечить истца необходимыми ему расходными материалами к инсулиновой помпе.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Тамбовской области по доверенности Сысоева А.В. в судебном заседании исковые требования Осипова А.С. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.43-46, 59-61), полагая, что истец Осипов А.С. не относится ни категории ***, ни к льготной категории, которым предусмотрено законодательством предоставление ***. В связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований Осипову А.С. к Министерству здравоохранения Тамбовской области отказать.
Представитель ответчика ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки г.Тамбова» по доверенности Майорова М.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования Осипова А.С. к Министерству здравоохранения Тамбовской области подлежат частичному удовлетворению, а именно в части обеспечения бесплатно истца *** постоянно, до отмены нуждаемости *** или ее замены на иное средство *** по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (л.д.47-48). Указав, что нуждаемость истца в обеспечении расходными материалами для инсулиновой помпы (инфузионной системой и резервуаром) установлена решением врачебной комиссии, что подтверждается протоколом ***., которое принято на основании рекомендаций ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава РФ, изложенных в письменном эпикризе из истории болезни №151322/С2023 на пациента Осипова А.С. На основании решения врачебной комиссии ГКБ письмом от 28.09.2023г. №4647 была направлена заявка в Министерство здравоохранения Тамбовской области на обеспечение Осипова А.С. необходимыми медицинскими изделиями, которая не была удовлетворена. В удовлетворении исковых требований Осипова А.С. к ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки» просила отказать, поскольку больница не оспаривает нуждаемость истца в запрашиваемых им *** и предприняла все возможные меры для обеспечения его данными *** материалами.
Представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области (сокращенно ТФОМС) по доверенности Краснослободцев И.О. в судебном заседании полагала, что исковые требования Осипова А.С. к ТФОМС не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.135-140). Пояснил, что ТФОМС является финансово-кредитным учреждением, которое не обеспечивает граждан напрямую лекарственными средствами, поскольку у ТФОМС отсутствует лицензия на осуществления подобной деятельности, в связи с чем, ТФОМС не имеет возможности закупать лекарства, расходные материалы и в последующем передать их пациенту. Из бюджета ТФОМС Тамбовской области не предусмотрено финансирование конкретного пациента и/или больницы для конкретного пациента. Разъяснил, что взаимодействие ТФОМС Тамбовской области и медицинских организаций осуществляется следующим образом: территориальный фонд ежегодно заключает со страховой медицинской организацией «СогазМед» гражданско-правовой договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого территориальный фонд ежемесячно перечисляет определенную сумму транша на счет страховой медицинской организации, которая в свою очередь, на основании заключенных ею договоров на оказание платной медицинской помощи по ОМС, оплачивает уже оказанную помощь медицинским организациям по тарифам, ежегодно установленным на территории Тамбовской области. В связи с чем, полагает, что Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» не предусмотрена возможность возложить на ТФОМС Тамбовской области обязанность обеспечить пациента лекарственными средствами или финансированием на их приобретение. Также полагал, что исковые требования Осипова А.С. в целом не подлежат удовлетворению, поскольку как федеральным, так и региональным законодательством предусмотрено обеспечение *** только граждан до 18-ти лет или граждан, признанных инвалидами. Просил в удовлетворении исковых требований Осипову А.С. отказать.
В судебном заседании 11.06.2024г. свидетель ФИО21. пояснила, что в настоящее время она работает в должности врио заведующей отделением – врачом-терапевтом участковым 1-го терапевтического отделения ТОГБУЗ «ГКБ им.Арх.Луки г.Тамбова», ранее она занимала должность врача-эндокринолога в указанном медицинском учреждении. С 07.07.2022г. она является лечащим врачом истца Осипова А.С., до нее осмотр истца ***. проводила врач - эндокринолог ФИО22 При обращении в ГКБ пациент являлся ***, то есть обеспечивался необходимыми лекарственными препаратами и расходниками к ним за счет федерального бюджета. 26.07.2022г. ТОГБУЗ «ГКБ им.Арх.Луки г.Тамбова» истцу было выдано направление на врачебную комиссию для решения вопроса о ***. Однако 06.09.202гг. в МСЭ ему было отказано в ***. В период с апреля 2022г. по дату ***.) пациенту было выписано устройство для ***, то есть истец был обеспечен необходимыми средствами до 07.01.2023г. После отказа в инвалидности, 09.12.2022г. Осипов А.С. явился в ТОГБУЗ «ГКБ им.Арх.Луки г.Тамбова» за выпиской рецептов на ***, на тот момент он уже не являлся ***, но заказ на 2022г. уже был, поэтому его снабдили данными техническими средствами вплоть до 09.03.2024г. После этого Осипов А.С. 10.04.2023г. пришел к ней на прием за выпиской лекарственных средств, ему был выдан рецепт, но в кабинете выписки больничных листов программа не пропустила выданный ему рецепт, так как он являлся теперь не федеральным, а региональным льготником. В связи с этим было принято решение направить пациента к главному внештатному эндокринологу ФИО23 для решения вопроса о дальнейшем обеспечении его ***. Неснова Н.В. осмотрела Осипова А.С. и приняла решение, а также дала рекомендации направить данного пациента в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» МЗ РФ для решения вопроса о дальнейшей тактике лечения. Пациенту Осипову А.С. ею лично было оформлено направление на ***. Был получен ответ, что 28.08.2023г. госпитализация Осипова А.С. в отделение *** по 04.09.2023г. После госпитализации Осипов А.С. 19.09.2023г. обратился к ней с выпиской, в соответствии с которой она выдала ему направление на ***, где врачебная комиссия заказала ему устройство ***. 06.10.2023г. с Областной детской поликлиники пришло сообщение о том, что могут выписать пациенту ***. Однако в устной форме было сообщено, что данному пациенту не положена выдача данных ***. На дополнительные вопросы пояснила, что истцу Осипову А.С. направление на высокотехнологичную медицинскую помощь в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава РФ выдавалось по рекомендации главного эндокринолога г.Тамбова. Также пояснила, что когда истец пользовался *** ***, она его как пациента не наблюдала. К ней на прием он обратился уже в то время, когда находился ***. Решение о переводе его обратно *** не смогла принять даже главный эндокринолог г.Тамбова. Для решения этого вопроса, пациент был направлен в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава РФ, откуда был получен ответ, что данный пациент нуждается именно в помповой инсулиновой терапии. Как врач, она настаивает на том, чтобы Осипов А.С. получал именно ***, поскольку перевод пациента на *** нецелесообразно, так как это снижает качество жизни пациента. У Осипова А.С. даже на ***, в связи с чем, она считает, что в данном конкретном случае и речи быть не может о переводе данного пациента ***. На данный момент пациент Осипов А.С. кодируется, как ***, поэтому ему не продлили ***. Если его перевести ***, возможно у него в будущем появятся серьезные осложнения со здоровьем, которые как раз могут привести к ***. Разъяснила, что на данный момент (момент допроса свидетеля - 11.06.2024г.) Осипов А.С. не является ***. Однако *** относится к социально значимым заболеваниям, к которым относятся все пациенты, получающие бесплатно лекарственные средства, вне зависимости от инвалидности.
Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ, Министерства финансов Тамбовской области в судебное заседание не явились извещена о времени и месте судебного надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, от Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ и от Министерства финансов Тамбовской области поступили письменные ходатайства о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие их представителей (л.д.77, 168).
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
В письменном отзыве представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, ссылаясь на положения ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.3, ч.1 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», указывает, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022г. №2497, утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Данный Перечень включает в себя, в том числе, комплексное лечение, включая установку суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена с системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа); комплексное лечение тяжелых форм сахарного диабета и гиперинсулинизма на основе молекулярно-генетических, гормональных и иммунологических исследований с установкой помпы под контролем систем суточного мониторирования глюкозы. Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 1.12.2018г. №3053-р. В соответствии со ст,33 Федерального закона №326-ФЗ и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998г. № 857, Федеральный фонд не имеет полномочий по осуществлению обеспечения медицинскими и, в том числе, расходными материалами к инсулиновой помпе (л.д.75-77).
В письменном отзыве представитель Министерства финансов Тамбовской области, ссылаясь на положения ст.6.1, ч.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1998г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указывает, что Осипов Артем Сергеевич, 09.02.2004 года рождения, имеет диагноз ***. ФГБУ НМИЦ Эндокринологии переведен ***. До совершеннолетия Осипов А.С. относился к категории ***», в связи с чем, имел право на льготное обеспечение *** Для пациентов ***, которым была установлена ***, Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» установлены гарантии - бесплатное обеспечение *** (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2023.№25-3/3088179-5969). Однако Осипов А.С. к категории *** не относится, в связи с чем, отсутствуют правовые основания на обеспечения из федерального бюджета медицинскими изделиями при предоставлении набора социальных услуг. Также указывают, что Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Тамбовской области от 29.01.2024г. № 38, установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области осуществляется проведение мероприятий по закупке датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы, минимальных сервисных наборов к ***, *** для обеспечения ***, страдающих ***, в соответствии с медицинскими показаниями. В связи с чем полагают, что *** к выдаче истцу не предусмотрены нормативными документами, поскольку он не относится к категории льготников, а поэтому в бюджете Тамбовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не предусмотрены средства на обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе данной категории лиц (л.д.163-164).
Суд, выслушав указанных выше лиц, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в феврале 2011 г. истцу Осипову А.С., *** года рождения, в возрасте ***ми лет диагностирован *** типа, в связи с чем, был госпитализирован в эндокринологическое отделение по месту жительства, инициирована ***
В 2018 г. в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ переведен на помповою инсулинотерапию – ***.
Из протокола заседания врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ №102 от 27.06.2023г. следует, что комиссия, рассмотрев по направлению ЛПУ представленные документы, приняла решение о наличии медицинских показаний для госпитализации Осипова А.С. на стационарное лечение для декомпенсации заболевания – *** (л.д.121).
Из выписного эпикриза из истории болезни №15132/С2023 на имя Осипова А.С. следует, что последний находился с 28.08.2023г. по 04.09.2023г. в отделении терапии диабета ***, госпитализирован в состоянии декомпенсации ***. С целью достижения стойкой компенсации ***, учитывая высокий риск ***, а также в связи с технической неисправностью использования *** в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (Постановление Правительства РФ от 28.12.2021г. №2505), пациенту (Осипову А.С.) выдан в безвозмездное пользование и установлен инсулиновый дозатор с функцией автоматического расчета доз болюсов «***» серийный номер NG3323836H. Осипову А.С. Рекомендована интенсифицированная терапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина *** «***». ***
Решением врачебной комиссии ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» Поликлиника №1 от 19.09.2023г. №177 Осипову А.С. рекомендованы: - ***. (л.д.31).
28.09.2023г. ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» направил в адрес Министерства здравоохранения Тамбовской области запрос о закупке для аптечного пункта поликлиники №1 из средств регионального бюджета на 2023г. для пациента Осипова А.С. препараты: - *** (л.д.32).
23.10.2023г. Осипова Е.А. – мать истца Осипова А.С. обратилась в Министерство здравоохранения Тамбовской области с заявлением обобеспеченииеё сына Осипова А.С. ежемесячными рецептами набесплатноеполучение расходногоматериаладляинсулиновойпомпы.
На указанное обращение Министерство здравоохранения Тамбовской области 20.11.2023г. дан ответ, в котором было разъяснено, что Осипов А.С. в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по категории заболевания «Диабет» обеспечивается за счет средств бюджета области бесплатно лекарственными препаратами и средствами диагностики. В соответствии с приказом Управления здравоохранения Тамбовской области от 24.01.2022г. №49 «Об организации обеспечения детей-инвалидов расходными материалами к системе непрерывного мониторинга глюкозы в крови» на основании распоряжения администрации Тамбовской области от 21.01.2022г. №27-р «О выделении дополнительных бюджетных ассигнований» проводится дополнительное льготное обеспечение расходными материалами лиц до 180-ти лет. В связи с чем, в настоящее время льготное обеспечение Осипова А.С. медицинскими изделиями, в частности ***, не представляется возможным (л.д.5-6).
Из пояснений представителя Министерства здравоохранения Тамбовской области в судебном заседании следует, что Осипову А.С. было отказано в льготном обеспечении ***.
Согласночасти 1 статьи39Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи41Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,КонституцияРоссийской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, являетсяФедеральный законаот 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силустатьи4Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья82Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи19Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи29Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи38Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласночасти 1 статьи43Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи43Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. N715 утвержденыпереченьсоциально значимых заболеваний ипереченьзаболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включён в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10)Е10 - Е14).
ВПеречнегрупп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённомпостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощипостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 декабря 2022г. N2497 утвержденаПрограммагосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее также - Программа).
Вразделе IIПрограммы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласноразделу IIIПрограммы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа), осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 66 раздела IПеречня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Пунктом 3 части 1 статьи16Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Тамбовской области постановлениемАдминистрации Тамбовской области от 30 декабря 2020 г. №1149 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, действовавшая в период оказания Осипову А.С. высокотехнологичной медицинской помощи по *** с 28.08.2023г. по 04.09.2023г. (далее также – Программа Тамбовской области).
Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (абзац 3 раздела 2 «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» Программы Тамбовской области).
Абзацем 13 раздела 1 «Общие положения» Программы Тамбовской области предусмотрено, что в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи населению программа включает, в том числе, порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Согласно п. 8 раздела 5 указанной программы за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Сходные положения о предоставлении гражданам бесплатной медицинской помощи закреплены в действующей с 1 января 2024г.Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утверждённойпостановлениемТамбовской области от 29 января 2024 г. №38.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установленыФедеральным закономот 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999г. N178-ФЗ).
Статьёй 61Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ определён исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии спунктом 1 части 1 статьи62названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии состандартамимедицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотреноперечнемжизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии сФедеральным закономот 12 апреля 2010года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждаетпереченьмедицинских изделий,переченьспециализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии спунктом 1 части 1 статьи62, ипорядкиформирования таких перечней (часть 2 статьи62Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ).
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2018г. N3053-р утвержденыПереченьмедицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, иПереченьмедицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована вПеречнемедицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
ВПереченьмедицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Осипов А.С. к числу лиц, указанных встатье 61Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.
Вместе с тем согласночасти 15 статьи37Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи80Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства Тамбовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, тообеспечениеегорасходнымиматериаламикинсулиновойпомпе, без которых функционирование этой помпы и применение её по назначению невозможно, также должно осуществлятьсябесплатно, за счёт соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемуюбезвзиманияплатыв соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость Осипова А.С. в ***) по медицинским показаниям подтверждена рекомендациями *** отраженными в выписном эпикризе из истории болезни №15132/С2023 (л.д.7-10), и в решении врачебной комиссии ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» Поликлиника №1 от 19.09.2023г. №177 (л.д.31), являющиеся фактическими заключениями врачебной комиссии, что подтверждается пояснениями представителя ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова» в судебных заседаниях.
В судебном заседании также установлено и следует из пояснений, как стороны истца, так и стороны ответчиков, что в отсутствие расходных материалов - инфузионного набора к инсулиновой помпе и резервуара к инсулиновой помпе - инсулиновая помпа работать не может.
Осиповым А.С. в исковом заявлении и в судебном заседании также приводились доводы о том, что *** являются её составной частью, использование *** невозможно. До установки ему по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии ***
Однако Министерством здравоохранения оставлены без внимания доводы Осипова А.С. о том, что отказ вобеспеченииего как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «***», за счёт соответствующих бюджетных *** установленной ему по решению врачебной комиссии по жизненным *** лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемуюбезвзиманияплаты.
Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Статьей 19 названного федерального закона предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантируемом объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве здравоохранения Тамбовской области, утвержденного постановлением главы Тамбовской области от 26 декабря 2022 г. №75, Министерство здравоохранения Тамбовской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Тамбовской области и входит в систему исполнительных органов Тамбовской области.
Из п.2.1 Положения следует, что основными задачами Министерства являются осуществление государственной политики в сфере охраны здоровья населения и определение стратегии развития здравоохранения на территории Тамбовской области; организация оказания медицинской помощи населению на территории Тамбовской области.
В соответствии с пунктами 3.1.14, 3.1.15 Положения в соответствии с основными задачами Министерство:
- организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии сподпунктами 3.1.9и3.1.17настоящего Положения;
- организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, а также организует обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Таким образом, по мнению суда, именно на Министерство здравоохранения Тамбовской области законодательством Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению бесплатно истца Осипова А.С., имеющего основное заболевание – ***, код по ***) *** постоянно, до отмены нуждаемости в ***.
Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 года №2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
По условиям государственных Программ 2023-2025 годов источниками финансового обеспечения Программ являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения и представителя третьего лица Министерства финансов Тамбовской области об отсутствии в бюджете области денежных средств, необходимых для оплаты истцу расходных материалов к инсулиновой помпе, суд признает несостоятельными.
По мнению суда, приведенные участниками процесса обстоятельства, объективно не являются препятствием для реализации в отношении Осипова А.С. положений государственной и региональной Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В свою очередь, Программа, утвержденная постановление Правительства РФ от 29.12.2022 года №2497, в равной степени подлежит реализации и исполнению на территории всех субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории Тамбовской области, поскольку иное привело бы к необоснованному ограничению права граждан на охрану здоровья, гарантированное, как положениями Конституции РФ, так и положениями ФЗ от 21.11.2011 года №323-ФЗ.
При этом суд полагает, что аналогичные требования истца Осипова А.С. к ответчикам ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки г.Тамбова», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тамбовской области удовлетворению не подлежат по выше изложенным основаниям.
Истцом Осиповым А.С. также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000,00 руб.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, в том числе в виде компенсации морального вреда, являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Исключения из этого правила установлены законом, в частности статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вредаопределяетсясудом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, ииндивидуальных особенностейпотерпевшего.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой в связи с некачественным оказанием медицинской помощи сотрудниками ответчика заявлено истцом, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (подпункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В судебном заседании установлено, что Министерство здравоохранения Тамбовской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Тамбовской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Также в рамках настоящего дела судом установлено, что в результате неправомерного бездействия Министерства здравоохранения Тамбовской области истец Осипов А.С. был лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на бесплатное обеспечение необходимыми для беспрерывной работы инсулиновой помпы инфузионными наборами, которыми он ранее, не достигнув возврата 18-ти лет, обеспечивался бесплатно.
Учитывая изложенное, а также оценивая характер нравственных страданий, причиненных Осипову А.С., с учетом принципа разумности и справедливости, суд счел соразмерной суммой компенсации морального вреда в размере 15 000,00 руб.
При этом суд полагает, что требования истца Осипова А.С. о взыскании с Министерства здравоохранения материального ущерба в сумме 68 300,00 руб. за вынужденное приобретение расходных материалов к инсулиновой помпе, суд полагает не подлежащими по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст.1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В обоснование требований о взыскании материального ущерба (убытков) истцом представлены чеки по операции через систему Сбебанк-Онлайн от 19.01.2024г. на сумму 7300,00 руб., 27.01.2024г. на сумму 1300,00 руб., от 21.03.2024г. на сумму 13800,00 руб., от 04.04.2024г. на сумму 8100,00 руб., 29.04.2023г. на сумму 9350,00 руб., 27.06.2023г. на сумму 10300,00 руб., от 01.09.2023г. на сумму 4350,00 руб., от 20.06.2024г. на сумму 13800,00 руб., а всего на общую сумму 68300,00 руб. (л.д.95-101, 157).
Однако данные переводы осуществлены со счета отправителя Елена Анатольевна О., со слов представителя истца Осиповой Е.А. данный счет принадлежит ей, на неизвестный счет на имя Анастасия Ивановна Ш. При этом каких-либо квитанций о заказе, получении медицинских изделий с наименованием данных медицинских изделий стороной истца не приложено. В связи с чем, суд не может сделать однозначный вывод о том, что данные денежные средства в сумме 68300,00 руб. были потрачены именно на приобретение расходных материалов к инсулиновой помпе, установленной истцу Осипову А.С.
Более того, стороной истца не представлено в суд доказательств того, что у Анастасии Ивановны Ш. имеется необходимое разрешение (лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию), на продажу комплектующих медицинских изделий к *** ***.
Наличие в месенджере Watsapp группы с наименованием «***» (л.д.103) также не является безусловным доказательством приобретения у Анастасии Ивановны Ш. ***.
В связи с чем, исковые требования Осипова А.С. о взыскании с Министерства здравоохранения Тамбовской области материального ущерба (убытков) в сумме 68300,00 руб.удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осипова А.С. – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Тамбовской области (ОГРН 1026801161188, ИНН 6831003241) обеспечить бесплатно Осипова А.С. (*** года рождения, паспорт ***) *** постоянно, до отмены нуждаемости в ***.
Взыскать с Министерства здравоохранения Тамбовской области (ОГРН 1026801161188, ИНН 6831003241) в пользу Осипова А.С. (*** года рождения, паспорт 6818 021016) компенсацию морального вреда в сумме 15000,00 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Осипова А.С. к Министерству здравоохранения Тамбовской области отказать.
Отказать в удовлетворении исковых требований Осипова А.С. к ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх.Луки ***», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тамбовской области о признании права на бесплатное пожизненное обеспечение ***, возложении обязанности обеспечить бесплатно пожизненно ***, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение в окончательной форме составлено 28.08.2024г.
Судья: А.А. Словеснова