Решение по делу № 2-2864/2018 от 10.08.2018

Дело № 2-2864/2018

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2018 года.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 октября 2018 РіРѕРґР°                          РіРѕСЂРѕРґ Екатеринбург

Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой Н.А.,

при секретаре Давыдовой Я.М.,

с участием представителя истца Лукиных А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малышевой Евгении Викторовны к Администрации города Екатеринбурга о признании права собственности на самовольно возведенный индивидуальный жилой дом,

установил:

Малышева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании за ней право собственности на самовольно возведенное строение - индивидуальный двух этажный жилой дом, включающий в себя мансардный этаж, общей площадью 131,5 кв. м, 2011 года постройки, - находящееся на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***.

В обоснование заявленных требований истец указала на то, что указанное строение возведено на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке за ее счет без разрешительной документации, однако объект соответствует целевому назначению земельного участка, соответствует строительным нормам, требованиям пожарной, экологической безопасности, находится в пределах принадлежащего ей земельного участка, может эксплуатироваться без риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, прав и законных интересов других лиц при этом не нарушено. Меры к получению разрешительной документации истец принимал, однако ввиду самовольного ведения строительства такая документация получена не была.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв, в котором указал на то, что Администрацией города Екатеринбурга принято решение об отказе истцу в выдаче разрешения на строительство спорного объекта в связи с выявлением несоответствия требованиям ГПЗУ построенного объекта. Кроме того, истец предприняла не все меры по легализации самовольной постройки в административным порядке, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд не направили.

Оценив доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, которые не оспорены, не опорочены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, подтверждено актуальной выпиской из ЕГРН, что Малышевой Е.В. с *** и до настоящего времени принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, находящийся по адресу: ***, площадью 408 кв. м +/- 4,85 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Границы в установленной законом порядке установлены.

В соответствие с техническим паспортом здания, выданным ЕМУП «Бюро технической инвентаризации», по состоянию на 07 июня 2018 года на данном земельном участке находится строение - индивидуальный двух этажный жилой дом, включающий мансардный этаж, общей площадью 131,5 кв. м, 2011 года постройки.

Строительство данного объекта осуществлено истцом, что никем не оспорено. Стоимость строения, как следует из отчета <...> на *** составила 2 148 000 рублей.

На факт наличия данного строения в настоящее время с теми же характеристиками указывается всеми участниками процесса.

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает следующее.

Пункты 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ устанавливают, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Из пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Поскольку из представленных доказательств и объяснений сторон следует, что указанные требования законом при строительстве указанного строения истцом соблюдены не были, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию им не получены, следовательно, указанная постройка является самовольной по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Из материалов дела следует, что истец обращалась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного строения, однако письмом от 14 июня 2018 года *** ответчиком было отказано в выдаче истцу указанных документов со ссылкой на положения ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 21 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство (реконструкцию)». Поскольку схема планировочной организации земельного участка объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям к строительству, указанным в градостроительном плане земельного участка от 20 ноября 2017 года ***: часть самовольно выстроенного жилого дома размещена за границами места допустимого размещения объектов капитального строительства, с нарушением минимальных отступов от границ земельного участка.

Из градостроительного плана земельного участка, подготовленного на основании заявления Малышевой Е.В. от 23 октября 2017 года *** следует, что указанное строение построено, находится в пределах указанного земельного участка истца, однако часть строения выходит за пределы допустимого размещения объекта капитального строительства, при котором соблюдается отступ строения от границ земельного участка на расстояние 3 метра. Смещение строения осуществлено в сторону смежного земельного участка с кадастровым номером *** находящегося по адресу: ***, правообладателем которого на правах собственности в настоящее время является Кинева Л.М., что подтверждено материалами дела. Таким образом, такое размещение объекта затрагивает права, законные интересы названного лица, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, а также привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц все собственники смежных земельных участков.

В ходе судебного разбирательства третьи лица Кинева Л.М., Коломиец Т.В., Орлов В.И., Орлова А.В. не возражали против удовлетворения заявленных истцом исковых требований, полагая, что в такой ситуации они не считают, что их права при оставлении спорного объекта в существующих границах могут быть нарушены.

В соответствие с техническим заключением от 25 июня 2018 года, составленным <...>, проводилось исследование указанного строения на его соответствие проектной документации. Экспертом сделаны выводы о том, что несущие и ограждающие строительные конструкции обследованного жилого дома находятся в исправном состоянии. Жилой дом пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации и проживания граждан. Жилой дом выстроен на принадлежащем собственнику земельном участке, предназначенном для застройки индивидуальных жилых домов, используется по назначению в качестве индивидуального одноквартирного жилого дома, в котором постоянно проживает одна семья, все несущие и ограждающие строительные конструкции, наружная и внутренняя отделка и инженерное оборудование дома закончены строительством, произведенным без нарушений строительных норм и правил, предъявляемых к индивидуальным жилым одноквартирным домам.

Исследованные судом доказательства не оспорены, не опорочены.

При изложенных обстоятельствах, поскольку истцом доказано, при этом ответчиками и третьими лицами не оспорено, что спорное строение возведено им на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, за его счет, при этом сохранение постройки в существующих границах застройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, что данными лицами подтверждено, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, имеются правовые основания для сохранения самовольно возведенного строения и признания за истцом на него права собственности. Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению с отнесением понесенных истцом судебных расходов на его счет в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194 – 199, главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать за Малышевой Евгенией Викторовной право собственности на самовольно возведенное строение - индивидуальный двух этажный жилой дом, включающий в себя мансардный этаж, общей площадью 131,5 кв.м, 2011 года постройки, - находящееся на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. В заявлении об отмене заочного решения должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.А. Гребенщикова

2-2864/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Малышева Е.В.
Ответчики
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
Орлов В.И.
Коломиец Т.В.
Кинева Л.М.
Орлов А.В.
Лукиных А.В.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
10.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2018Передача материалов судье
15.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2018Судебное заседание
15.10.2018Судебное заседание
22.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2018Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее