Дело №2а-375/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года пгт. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пересыпко М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сорокиной Т.Н.,
с участием представителя административного истца Дорошенко Е.В. (по доверенности от 05.04.2018 года), представителей административного ответчика администрации поселка Курагино – Торовиной Е.Н. (по доверенности № 03/2018 от 06 марта 2018 года), Шлюндт А.А. (директора МКУ «КУМИ»),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гурай Анны Александровны к администрации поселка Курагино о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Административный истец – Гурай А.А. обратилась в суд с административным иском к администрации поселка Курагино о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения, необходимого для завершения строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: пгт. <адрес> с кадастровым номером № и возложении обязанности на администрацию поселка Курагино выдать указанное разрешение, обосновывая свои требования тем, что по между ней и Управлением экономики и имущественных отношений Курагинского района заключен договор аренды земельного участка № от 15 августа 2014 года о предоставлении истцу земельного участка площадью 1363 кв.м по адресу: пгт. Курагино, пер. Советский, 64, с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома, договор зарегистрирован в Росреестре 06 октября 2014 года за №. Договор был заключен на основании исключительного права, данного истцу, в связи с размещением на земельном участке объекта незавершенного строительства площадью застройки 190,3 кв.м с кадастровым номером №, объект перешел к истцу на правах собственности в порядке наследования на основании решения Курагинского районного суда от 07 июня 2012 года. Право собственности зарегистрировано на данный объект в Росреестре 28 августа 2012 года за №. Задолженности по арендной плате за использование земельного участка не имеет. 09 ноября 2017 года истец обратилась в администрацию поселка Курагино с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, необходимое для завершения строительства индивидуального жилого дома. К заявлению были приложены: схема планировочной организации земельного участка и проект строительства индивидуального жилого дома, утвержденный градостроительный план земельного участка. В градостроительном плане установлена информация о градостроительном регламенте – земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1». На основании правил землепользования и застройки муниципального образования поселок Курагино, утвержденных решением Курагинского поселкового Совета депутатов 29 декабря 2012 года №р, регламент территориальной зоны «Ж-1» устанавливает основные виды разрешенного использования: - одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома с приусадебными земельными участками; - отдельно стоящие объекты социального, культурно-бытового и коммунального обслуживания повседневного спроса, обеспечивающие основные функции (детские сады, внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, аптечные магазины, магазины и полустационарные архитектурные формы различной торговли, жилищно-эксплуатационные службы и другие). В градостроительном плане установлена информация о расположении на земельном участке объекта незавершенного строительства площадью застройки 190,3 кв.м с кадастровым номером №, находящегося у истца на правах собственности. Решением Курагинского районного суда от 07 июня 2012 года данный объект признан законно построенным, не являющимся самовольной постройкой, включенным в состав наследства и признан за истцом на правах собственности, данное решение вступило в законную силу. На день утверждения правил землепользования и застройки МО поселок Курагино незавершенный объект недвижимости находился на законных основаниях в собственности истца, его эксплуатация без завершения строительства невозможна. Однако, 17 ноября 2017 года администрацией поселка Курагино было принято решение № 699 об отказе в выдаче разрешения на строительство для завершения строительства индивидуального жилого дома, поскольку земельный участок находится в зоне запрещения нового строительства из-за санитарно-защитной зоны автомобильной дороги. Считает, что данные действия администрации поселка Курагино являются незаконными, нарушают права и законные интересы истца, поскольку истец не может использовать земельный участок, переданный в аренду на законных основаниях в соответствии с установленным разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома, не может осуществлять действия по завершению строительства объекта, находящегося в ее собственности, эксплуатация объекта без завершения строительства невозможна, реализация иному лицу объекта, заведомо не подлежащего завершению строительством, невозможна. Объект, подлежащий завершению строительством, перешел в частную собственность истца на законных основаниях до утверждения запрещенной зоны осуществления нового строительства, из чего следует, что завершение строительства объекта не является новым строительством. На утверждении в министерствах находится новый генеральный план, где отсутствует данная запретная зона. Данными действиями (отказом) администрацией поселка Курагино грубейшим образом нарушены конституционные права истца.
В дополнении к административному иску истцом Гурай А.А. указано, что органа местного самоуправления в выдаче разрешения, необходимого для завершения строительства жилого дома незаконен, так как она в течении длительного времени действовала добросовестно, на законном основании начала строительство жилого дома, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка было сделано с нарушением вышеуказанных норма права.
Административный истец Гурай А.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявила о рассмотрении дела в ее отсутствием с участием представителя Дорошенко Е.В. (по доверенности).
Представитель административного истца Дорошенко Е.В. (по доверенности от 05.04.2018г.) в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что во время судебного разбирательства Гурай А.А. обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешении я на строительство (завершение) строительства, ответ был получен тот же. Гурай А.А. с 2009 года добросовестно пользовалась земельным участком, на участке построен фундамент жилого дома, объект незавершенного строительства зарегистрирован, не вина Гурай А.А. в том, что после оформления собственности на объект незавершенного строительства, были утверждены новые правила землеустройства и застройки поселка Курагино, согласно которым земельный участок попал санитарно-защитную зону и без учета существующей застройки.
Представители административного ответчика – администрации поселка Курагино Торовина Е.Н., Шлюндт А.А. возражали против удовлетворения требования Гурай А.А., пояснили, что действительно Гурай А.А. по договору аренды от 15 августа 2014г. был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> сроком на 10 лет для строительства индивидуального жилого дома. 09 ноября 2017г. Гурай А.А. обратилась в администрацию поселка Курагино с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: индивидуального жилого дома с учетом сноса всех построек на указанном земельном участке. 17 ноября 2017г. МКУ «КУМИ», как уполномоченным органом в удовлетворении требования Гурай А.А. было отказано, поскольку земельный участок находится в зоне запрещения нового строительства из-за санитарно-защитной зоны автомобильной дороги. Отказ законен и обоснован, в декабре 2012г. утверждены Правила землепользования и застройки поселка Курагино, в которых отображена информация об ограничениях в использовании земельного участка и в обязательном порядке указывается в градостроительном плане земельного участка. Несоответствие предоставленных истцом документов, а именно схемы планировочной организации земельного участка для строительства индивидуального жилого дома требованиям градостроительного плана земельного участка в силу требований ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и явилось основанием для принятия решения об отказе Гурай А.А. в выдаче разрешения на строительство объекта. Тем более, не предусматривается выдача разрешения на завершение начатого объекта строительства, а Гурай А.А. обратилась с заявлением на выдачу разрешения на строительство нового жилого дома.
Представитель заинтересованного лица – Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие суду не поступало, возражений по иску также не поступало.
Учитывая изложенное, суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца и представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Административный истец обратился с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями по предоставлению разрешения на строительство, в связи с чем требования истца подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
В соответствии со ст. 41 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пунктов 3 и 4 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: - виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; - их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с требованиями ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Правила землепользования и застройки – нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: - создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; - создания условий для планировки территорий муниципальных образований; - обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; -создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно положениям ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, за исключением случаев предусмотренных настоящим кодексом.
Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в новой редакции) предусматривает, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В судебном заседани установлено, что на основании договора аренды земельного участка № от 15 августа 2014 года истцу Гурай А.А. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 1363 кв.м на срок с 13.08.2014г. по 12.08.2024г. (л.д. 9-11).
Гурай А.А. обратилась в главе поселка Курагино с заявлением о выдаче разрешения на строительство (или реконструкцию, или капитальный ремонт) объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, с учетом сноса всех построек на земельном участке, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 28).
17 ноября 2017 года письмом директора МКУ «КУМИ» Шлюндт А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: пгт. Курагино, пер. Советский, 64 отказано; отказ мотивирован тем, что представленная схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения, объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 23.10.2017 № RU 24523105-89, а именно в градостроительном плане земельного участка отсутствует место допустимого размещения объектов, на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1.22 Устава муниципального образования поселка Курагино Красноярского края, к вопросам местного значения поселка Курагино относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Правила землепользования и застройки городского населенного пункта рабочего поселка Курагино – части муниципального образования городского поселения поселка Курагино утверждены Решением № 27-196-Р от 29 декабря 2012 года Курагинского поселкового Совета депутатов Курагинского района Красноярского края.
Согласно ст. 7 Правил землепользования и застройки поселка Курагино – правила обязательны для исполнения на территории поселения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными, физическими и юридическими лицами в сфере градостроительной деятельности.
Правила регламентируют, в том числе, градостроительное зонирование территорий и установление требований в форме разрешений или ограничений по видам использования недвижимости и предельным пермеаметрам ее разрешенного строительства; изменение границ и градостроительных регламентов территориальных зон поселения производятся в порядке, установленном правилами.
В соответствии со ст. 53 Правил землепользования и застройки поселка Курагино на территории санитарно-защитных зон устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительств, а именно: - расстояние от бровки земляного полотна до жилой застройки для дорог общей сети I, II, III. Категорий не менее 100 м, до садоводческих товариществ не менее 50 м.
В судебном заседани установлено, что объект недвижимости автомобильная дорога «Саяны» (класс III) расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок по указанному адресу с кадастровым номером № входит в зону «Зона с особыми условиями использования территории воздушной линии электропередач 10КВФ6-02 от подстанции № 5 «Курагинская» 35/10кВ» (л.д. 12).
При сопоставлении в судебном заседании градостроительного плана земельного участка (л.д. 26-27) и выкипировки графической части Правил землепользования и застройки поселка Курагино, в частности схемы ограничений по санитарно-защитным зонам и иным условиям, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-1 «Жилая усадебная застройка» и полностью входит в сани тарно-защитную зону автомобильной дороги СЗ-5.
Таким образом, несмотря на установленный ст. 85 Земельного кодекса РФ запрет земельный участок с кадастровым номером № отнесен не к одной, а к нескольким территориальным зонам, установленным Правилами землепользования и застройки поселка Курагино без учета ранее определенного разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, Правила землепользования и застройки поселка Курагино были утверждены в установленном законом порядке и являются обязательными для исполнения на территории поселения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными, физическими и юридическими лицами в сфере градостроительной деятельности.
Административный истец с заявлением о внесении и изменений в Правила землепользования и застройки поселка Курагино в установленном ими порядке с обязательным проведением публичных слушаний не обращался.
Учитывая изложенное, суд считает, что отказ администрации поселка Курагино Курагинского района Красноярского края Гурай А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № является правомерным, основанным на утвержденных в установленном законом порядке Правилами землепользования и застройки поселка Курагино.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований Гурай А.А. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Гурай Анны Александровны к администрации поселка Курагино о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна: судья М.Ю. Пересыпко