Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре Попинако В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению Росреестра по Московской области об обязании снятия с кадастрового учета земельного участка (третье лицо Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области),
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО6 обратился в суд с иском к ответчику Управлению Росреестра по Московской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 750 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0070703:19, находящегося по адресу: <адрес> <адрес> 6. При обращении в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет, на основании Постановления городского округа Солнечногорск Московской области от 22.10.2019г. № 1836, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: МО, городской округ Солнечногорск, деревня Лигачево, в целях перераспределения земель истец получил отказ Управления Росреестра по Московской области. Ранее земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070703:530 был в аренде, Договор аренды 1482-АЗ от 07.09.2009г., позднее истцу отказано в выкупе 07.08.2019г.
Аренда была прекращена 12.12.2019г., на основании Соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 07.09.2009г. №1482-АЗ, от 12.12.2019г. peг. № 99-Р и поданы документы на перераспределение земельного участка, с правом выкупа - Постановление от 22.10.2019г. № 1836, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь 1065 кв.м, расположенного по адресу: МО, <адрес>, категория земли- «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуального строительства», в целях заключения соглашения о перераспределении земель.
В ответе на обращение ОВХ-11940/2020 от 28.09.2020- снять с кадастрового учета ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070703:530 невозможно, по причине того, что он имеет статус «учтенный», что препятствует истцу произвести постановку на кадастровый учет земельного участка большей площади с учетом перераспределения земель, что явилось обращением в суд с указанным иском.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Управление Росреестра по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070703:530, площадью 314,91 кв.м.,расположенный по адресу: <адрес> так как это препятствует произвести постановку на кадастровый учет образуемого земельного участка, с дальнейшим правом выкупа по перераспределению земель, поскольку согласно п. ч.2.ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте слушания дела.
Представитель 3-го лица Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области явился в судебное заседание решение оставил на усмотрение суда.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя 3-го лица, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты (ст. 14).
С 1 января 2017 г. данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Постановлением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 22.10.2019 № 1836 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1065 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства (2.1.)», в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственной собственность на которые не разграничена, площадью 315 кв.м. (кадастровый № и земельного участка, находящегося в частной собственности площадью 750 кв.м. (кадастровый №).
Истец 01.12.2020 обратился в Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет, на основании Постановления городского округа Солнечногорск Московской области от 22.10.2019г. № 1836, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, в целях перераспределения земель, на которое получил ответ от 09.03.2021 № КУВД-001/2020-26784204/4 о б обнаружении пересечения :ЗУ1 с ЗСУ 50:09:0070703:530, площадь пересечения 314.91 кв.м..
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка ), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона N 221-ФЗ).
Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Снятие объекта недвижимого имущества с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Возможность снятия с учета земельного участка предусмотрена только в определенных случаях:
- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно части 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения об объекте недвижимости (о земельном участке) носят временный характер и в течение двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (часть 4 статьи 24 Закона N 212-ФЗ);
- в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 статьи 24 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона N 221-ФЗ учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
Согласно части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка ).
Из выписки из ЕГРН следует, что данный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070703:530 был поставлен на кадастровый учет 21.06.2019г. то есть указанный земельный участок является ранее учтенным земельным участком.
Действующим законодательством предусмотрено, что земельные участки подлежат снятию с учета в том случае, если они являются преобразуемыми, либо носят временный характер. Спорный земельный участок 50:09:0070703:530, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, к данной категории не относится, так как является ранее учтенным земельным участком.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание что земельный участок 50:09:0070703:530, расположенный в <адрес> является преобразуемым, следовательно, суд приходит к выводу, что земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО7 к Управлению Росреестра по Московской области об обязании снятия с кадастрового учета земельного участка - удовлетворить
Обязать Управление Росреестра по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070703:530, площадью 314,91 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 21.06.2021.
Судья Е.Н. Артемова