Судья: Загитова Л.В. УИД 16RS0040-01-2018-006876-69
дело в суде первой инстанции № 2а-2631/2019
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-15616/2019
учет № 024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 ноября 2019 года г.Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.
судей Шакуровой Н.К., Моисеевой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 июня 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Эргашева Алишера Исмаиловича удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 07 ноября 2018 года об отказе в предоставлении Эргашеву Алишеру Исмаиловичу временного убежища на территории Российской Федерации.
Обязать Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан устранить нарушение прав Эргашева Алишера Исмаиловича путем повторного рассмотрения заявления Эргашева Алишера Исмаиловича от 10 августа 2018 года о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по РТ, поддержавшего доводы жалобы, объяснения административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эргашев А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование указал, что с 2011 по 2016 годы истцу предоставлялось временное убежище на территории Российской Федерации. Впоследствии административному истцу устно отказали в приеме заявления о продлении срока предоставления временного убежища, после чего оказался на нелегальном положении.
Административный истец не может легализовать свое положение в общем порядке путем въезда-выезда, поскольку он не может въехать ни на родину, ни в другие страны СНГ, где он объявлен в межгосударственный розыск. В отсутствие временного убежища существует риск административного выдворения в Республику Кыргызстан. В Республике Кыргызстан административному истцу предъявлены обвинения в совершении ряда преступлений, якобы совершенных истцом в ходе межэтнических столкновений 2010 года. Будучи этническим узбеком, истец принадлежит к группе лиц, особо подверженных риску пыток в Кыргызской Республике, в частности, при попытках правоохранительных органов получить признательные показания в совершении преступлений, которых он не совершал.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Татарстан (л.д.154).
Ответчик иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе МВД по РТ просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон «О беженцах»), устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Указанный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Судом установлено, что Эргашев А.И., <дата> года рождения уроженец г.Ош Кыргызской Республики, является гражданином Кыргызской Республики, по национальности – узбек (л.д.38-41, 92).
С 20 июня 2010 года Эргашев А.И. находится и проживает в Российской Федерации, прибыл через Казахстан.
Эргашев А.И. состоит в официальном браке с ФИО9 (л.д.87), от данного брака имеет четырех детей, которые также находятся и проживают на территории Российской Федерации (88-91).
26.02.2011 Эргашев А.И. был задержан российскими правоохранительными органами по запросу властей Кыргызской Республики о его выдаче в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по подозрению в причастности к событиям, произошедшим в августе 2010 года в г.Ош Кыргызской Республике, и помещен в следственный изолятор № 1 г. Казани.
Находясь под стражей, Эргашев А.И. 22.04.2011 впервые обратился с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации. 11.07.2011 Эргашеву А.И. отказано в признании беженцем.
21.09.2011 административный истец подал заявление о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации в связи с существующей реальной угрозой подвергнуться насилию в стране гражданской принадлежности по национальному признаку.
20.10.2011 решением УФМС России по Республике Татарстан Эргашеву А.И. предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации на срок один год, который ежегодно продлевался до 2016 года.
16.05.2016 в связи с переменой места пребывания – переездом в Новгородскую область, решением УФМС России по Республике Татарстан Эргашев А.И. был снят с учета.
20.10.2016 срок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации истек. В последующем заявления о продлении срока временного убежища от Эргашева А.И. не принимались.
10.08.2018 Эргашев А.И. подал заявление о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации в связи с существующей реальной угрозой подвергнуться насилию в стране гражданской принадлежности по национальному признаку.
При анкетировании Эргашев А.И. сообщил, что покинул территорию своей страны, так как в 2010 году произошел этнический конфликт между киргизами и узбеками, сейчас там идут гонения узбеков. Эргашев А.И. считает, что в случае возвращения его арестуют по ложным обвинениям и подвергнут пыткам (л.д.43 оборот-49).
Из письма Управления ФСБ России по Республике Татарстан от 26.10.2018 №69/36/2149 на имя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан (л.д.43) следует, что Управление ФСБ России по Республике Татарстан располагает оперативными данными в отношении Эргашева А.И., свидетельствующими о том, что его пребывание в Российской Федерации создает угрозу безопасности государства и его граждан.
По итогам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, решением УВМ МВД по Республике Татарстан от 07.11.2018, дело ...., Эргашеву А.И. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ввиду отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» (л.д.38-41).
Между тем, ранее решением УФМС России по Республике Татарстан от 20.10.2011 Эргашеву А.И. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, которым признаны состоятельными опасения административного истца стать жертвой жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения со стороны киргизских правоохранительных органов. Делая такие выводы, миграционный орган исходил из того, что Эргашев А.И. является узбеком, в 2010 году в Киргизии прошли межэтнические столкновения, после которых узбеки в этом государстве могут стать жертвой жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения, а поскольку правоохранительными органами Кыргызстана в отношении истца возбуждено уголовное дело, то существуют опасения, что в ходе следствия он может подвергнуться пыткам со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Более того, с 2012 года срок, на который Эргашеву А.И. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, ежегодно продлевался, при этом информация о возбужденных уголовных делах в отношении административного истца была известна, однако, возможной причиной отказа в продлении срока временного убежища на территории Российской Федерации данное обстоятельство не стало.
Таким образом, мотивы, по которым истец обратился с ходатайством о предоставлении временного убежища, по сути, являются аналогичными тем обстоятельствам, по которым ранее ему было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации - опасение стать жертвой противозаконной деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, суд признал, что оспариваемое решение УВМ МВД России по Республике Татарстан не содержит в себе убедительных выводов о том, что правовое положение административного истца существенным образом изменилось по сравнению с 2011 годом, когда ему было предоставлено временное убежище. В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на прекращение уголовного дела, ранее возбужденного в отношении административного истца правоохранительными органами Кыргызской Республики, а также сведений о том, каким именно образом в настоящее время устранена существовавшая в 2011 году угроза для административного истца стать жертвой жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения со стороны кыргызских правоохранительных органов при сохранении его уголовного преследования в стране гражданской принадлежности.
Оспариваемое решение не содержит объективных доказательств, свидетельствующих о кардинальном изменении отношения к этническим узбекам в Кыргызской Республике, наоборот, в решении содержится информация о том, что в этом государстве продолжается дискриминация узбекского населения.
К делу были приобщены доклады международных организаций, заключение Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев от 25.12.2018, в которых отражено сохранение для лиц, принадлежащих к числу национальных меньшинств в Кыргызской Республике реальной угрозы стать жертвой жестоких видов обращения и наказания. Информация, содержащаяся в докладах международных организаций, является актуальной и по настоящему делу. Такие же выводы следуют из приобщенных к материалам дела решений Европейского Суда по правам человека, в которых отмечено предвзятое отношение к этническим узбекам при осуществлении уголовного судопроизводства, жестокое обращение с ними сотрудников правоохранительных органов Кыргызской Республики, отсутствие полных и эффективных расследований утверждений о пытках, необоснованных задержаниях, чрезмерном применении силы. Подобная ситуация фиксируется международными организациями в Кыргызской Республике в течение нескольких лет.
Следовательно, опасения истца за свою жизнь и здоровье в стране гражданской принадлежности в связи с его уголовным преследованием являются реальными и обоснованными.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации основания для предоставления ему этого убежища не отпали, имеются гуманные побуждения, по которым административный истец не может быть выдворен (депортирован) за пределы Российской Федерации, выводы административного ответчика об обратном являются необоснованными и незаконными.
Кроме того, Эргашев А.И. находится на территории Российской Федерации вместе со своей семьей. Супруга Эргашева А.И. и его дети на территории Российской Федерации находятся на основании разрешения.
Из пояснений административного истца следует, что он работает грузчиком на рынке. Супруга административного истца трудоустроена, осуществляет уход за престарелым на дому, его дети обучаются в общеобразовательной школе №4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
У административного истца имеется родная сестра Эргашева Рахат Исмаиловна, <дата> года рождения, имеющая гражданство Российской Федерации, проживающая в <адрес>.
В судебном заседании представитель УФСБ по Республике Татарстан пояснил, что их письмо в УВМ МВД по Республике Татарстан носит информационный характер, на основании полученных по международным каналам сведений, просьб и указаний не содержит. Какие-либо сведения, которые могут иметь степень секретности, а также противоправной деятельности на территории Республики Татарстан и Российской Федерации, конкретными сведениями о ходе оперативно-служебной деятельности в отношении Эргашева А.И. УФСБ по Республике Татарстан не располагает. Таким образом, вопреки доводам административного ответчика МВД по Республике Татарстан - представленная УФСБ России по Республике Татарстан письменная информация от 26.10.2018 не является достаточным основанием для отказа в предоставлении временного убежища административному истцу на территории Российской Федерации.
Доказательств привлечения административного истца на территории Российской Федерации к административной ответственности, за исключением постановления судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28.03.2018 о привлечении к административной ответственности по ч.11 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), суду не представлено.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не доказано устранение существовавших ранее для административного истца реальных опасений стать жертвой жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения со стороны кыргызских правоохранительных органов, в связи с чем оспариваемое решение ответчика нельзя признать обоснованным.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы МВД по РТ не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи