Адм.дело №2а-449/2021
24RS0059-01-2021-000762-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 05 июля 2021 года.
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,
при секретаре Немцевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края к Главному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Семенкову А.В., Енисейскому Управлению Ростехнадзора о признании предписания не законным, отмене предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Семенкову А.В., Енисейскому Управлению Ростехнадзора, в котором просит признать незаконным и отменить предписание от 12.02.2021 года №16/012-ГТС об устранении выявленных нарушений.
Требования мотивированы тем, что в отношении административного истца 12.02.2021 года государственным инспектором Енисейского управления Ростехнадзора Семенковым А.В. проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой выявлено невыполнение мероприятий, предусмотренных ранее выданным предписанием №16/003-ГТС/1 от 23.01.2020 года. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание №16/012-ГТС, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 10.01.2022 года устранить выявленные нарушения. Данное предписание административный истец считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку требования Закона №117-ФЗ распространяются лишь на те ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а доказательства, что повреждение ГТС расположенной по адресу: Красноярский край, Шушенский район, с.Субботино, может привести к возникновению ЧС не представлено. Кроме того, администрация Субботинского сельсовета не относится к субъектам, деятельность которых подлежит проверке в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнического сооружения, каких-либо ГТС на своем балансе администрация не имеет. Администрация действует как орган публичной власти, реализуя полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, при этом действующим законодательством не предусмотрены полномочия администрации по эксплуатации ГТС, в связи с чем руководитель администрации не может осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, а значит не является лицом обязанным проходить аттестацию. Нормы законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта администрацией не нарушены, поскольку доказательств, что ГТС относится к опасным объектам не представлено. Поскольку оспариваемым предписанием на административного истца без установленных на то законных оснований возложена обязанность по осуществлению ряда действий, в том числе обременяющих местный бюджет, то указанное предписание административный истец считает незаконным и подлежащим отмене.
Представитель административного истца администрации Субботинского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик главный государственный инспектор Енисейского управления Ростехнадзора Семенков А.В., представитель административного ответчика Енисейского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Енисейского управления Ростехнадзора Дегтярева О.А., действующая по доверенности, просила о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика, в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме, указала, что согласно свидетельству о регистрации права от 11.10.2013 года 24ЕЛ 009677 за МО Субботинский сельсовет зарегистрировано право собственности на гидротехническое сооружение, расположенное в с.Субботино Шушенского района Красноярского края. Дамба, находящаяся в собственности Субботинского сельсовета, предназначена для предотвращения негативного воздействия вод и является ГТС, защищает с.Субботино от наводнения, которое само по себе является чрезвычайной ситуацией, указанная дамба подлежит внесению в регистр ГТС. Согласно положениям ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Уставу муниципального образования именно на администрации Субботинского сельсовета лежит обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния ГТС, в связи с чем доводы административного истца о том, что он не относится к категории субъектов, осуществляющих эксплуатацию ГТС, не обоснованы. Статьей 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 года на собственника ГТС возложена обязанность обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС. Категории работников, проходящих аттестацию, порядок проведения аттестации, устанавливаются Правительством РФ. Согласно Положению об аттестации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 25.10.2019г., аттестацию, в том числе первичную, проходят руководители организаций осуществляющих эксплуатацию ГТС. Также ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника ГТС возложена обязанность заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности, не исполнение данной обязанности в случае аварии на ГТС может негативно сказаться как на собственнике ГТС, так и на жителях муниципального образования в целом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 8 Закона регламентирует обеспечение безопасности ГТС путем принятия мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно ст.15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.
Согласно подп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Муниципальное образование Субботинский сельсовет Шушенского района Красноярского края на основании решения Шушенского районного суда Красноярского края от 18.04.2013 года является собственником гидротехнического сооружения общей площадью 36340 кв.м., с кадастровым номером 24:42:0000000:4036, расположенного по адресу: Красноярский край, Шушенский район, с.Субботино, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 24ЕЛ 009677 от 11.10.2013 года.
23 января 2020 года в отношении администрации Субботинского сельсовета на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора №17-р/кр от 10.01.2020г. проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований безопасности в области гидротехнических сооружений, а именно:
-специалисты, занимающиеся эксплуатацией ГТС, не аттестованы в области безопасности ГТС в установленном порядке,
-ГТС не застрахована в установленном порядке,
-не в полной мере обеспечен контроль за показателями состояния ГТС.
По результатам проверки вынесено предписание №16/003-ГТС/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.05.2020 года.
На основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора №РП-361-432-о от 03.02.2021г. в период с 11.02.2021 по 12.03.2021 назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении Администрации Субботинского сельсовета, о чем в адрес администрации Субботинского сельсовета направлено уведомление №361-2630 от 08.02.2021г.
Согласно акту проверки №16/012/0431/2021 от 12.02.2021г. установлено, что выданное ранее предписание №16/003-ГТС/1 от 23.01.2020г., срок которого истек 10.05.2020г., не выполнено.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки вынесено предписание №16/012-ГТС от 12.02.2021г., которым установлен новый срок для устранения выявленных нарушений до 10.01.2022 года.
Администрация Субботинского сельсовета считает предписание №16/012-ГТС от 12.02.2021г. незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Доводы администрации Субботинского сельсовета о том, что администрация Субботинского сельсовета не относится к субъектам, деятельность которых подлежит проверке в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, фактически администрация каких-либо ГТС на своем балансе не имеет, деятельность, связанную с эксплуатацией ГТС, не осуществляет, суд находит не состоятельными.
Представленными сторонами документами подтверждается принадлежность МО Субботинский сельсовет на праве собственности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Красноярский край, Шушенский район, с.Субботино.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, помимо прочих, пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Уставу Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского Администрация Субботинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчётным Субботинскому сельскому Совету депутатов.
Сведений о том, что ГТС с кадастровым номером 24:42:0000000:4036 закреплена за каким-либо муниципальным учреждением или предприятием на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передана в пользование или распоряжение по гражданско-правовой сделке какому-либо лицу – не имеется.
А значит, в силу положений ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", администрация Субботинского сельсовета, как собственник, владелец, была обязана обеспечить соблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности при эксплуатации ГТС, в том числе требований по страхованию ГТС в установленном порядке, обеспечению в полной мере контроля за показателями состояния ГТС.
В силу п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Между тем, материалы дела не содержат сведений об организации Администрацией Субботинского сельсовета как лицом, ответственным за исполнение обязанностей собственника указанного в постановлении гидротехнического сооружения, обследования последнего с участием представителей органа надзора.
Доводы административного истца о том, что ГТС не относится к опасным объектам и положения закона, регулирующего отношения связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта в данном случае не применяются, суд также находит не состоятельными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса. Материалы дела не содержат декларации, представленной административным истцом о том, что ГТС в с. Субботино следует законсервировать или ликвидировать, а значит в настоящее время ГТС в с. Субботино относится к потенциально опасным объектам, пока не доказано обратное.
В силу ст.9.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца при назначении на соответствующую должность.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», проходят в том числе руководители организаций, осуществляющих в частности эксплуатацию, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений.
Таким образом, администрация Субботинского сельсовета не может быть освобождена от исполнения обязанности организовать прохождение, в том числе её руководителем, должностными лицами, на которых должны быть возложены функции по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
С учетом изложенного, разрешая административные исковые требования администрации Субботинского сельсовета суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями в соответствующей сфере, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, оно является обязательным для исполнения в установленный срок; нарушения, приведенные в оспариваемом предписании имели место, до настоящего времени не устранены, какие-либо меры, направленные на устранение нарушений администрацией Субботинского сельсовета предприняты не были, в связи с чем оснований для признания предписания №16/012-ГТС от 12.02.2021г. незаконным и отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска администрации Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края к Главному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Семенкову А.В., Енисейскому Управлению Ростехнадзора о признании предписания не законным, отмене предписания – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Шушенский районный суд.
Председательствующий А.Л.Филимонова
Мотивированное решение составлено 09 июля 2021г.