Решение по делу № 2-409/2018 от 10.07.2018

Дело №2-409/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Карагай 06 сентября 2018 года

    Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,

при секретаре Носковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Пермского края Поносовой С.С.,

представителей администрации Карагайского муниципального района Пермского края по доверенности Поздеева С.Н., Безматерных Н.В.,

представителя администрации муниципального образования Менделеевское сельское поселение Пермского края по доверенности Воробьевой К.В.,

главы администрации Менделеевского сельского поселения Пермского края Томилова С.Г.,

председателя МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» Миковой О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию – Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края, Муниципальному образованию Менделеевское сельское поселение Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную восточнее п.Менделеево в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар,

у с т а н о в и л:

Прокурор Карагайского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края, Муниципальному образованию Менделеевское сельское поселение Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская» о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в кадастровом квартале , восточнее п.Менделеево в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Карагайского района Пермского края проведена проверка соблюдения экологического законодательства, законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе, которой установлено, что на земельном участке расположенном в кадастровом квартале , восточнее п.Менделеево в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар, находиться несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадью около 2 га. К данному участку имеется подъезд, по периметру участка ограждение и обваловка отсутствуют. Данный земельный участок на кадастровом учете не состоит, его границы не установлены, определить к какой категории земель относиться данный земельный участок не возможно. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Богдановского сельского совета указанный земельный участок выделен для размещения твердых бытовых отходов для нужд Богдановского и Менделеевского сельских советов. По данным государственного фонда данный земельный участок ранее относился к землям совхоза «Карагайский», который в последующем реорганизован в ООО Агрофирма«Кадиловская», указанные земельные участки ООО Агрофирма«Кадиловская» в собственность не приобрело и не переоформило на право аренды. Расположение несанкционированной свалки влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза компонентам окружающей среды, жизни и здоровью человека, а также возникновения и распространения массовых инфекционных и не инфекционных заболеваний.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настоял.

Представители ответчика администрации Карагайского муниципального района Пермского края по доверенности Поздеев С.Н., Безматерных Н.В. с исковыми требованиями не согласны, просили в удовлетворении иска отказать.

Представители ответчика администрации муниципального образования Менделеевское сельское поселение Пермского края по доверенности Воробьева К.В. с исковыми требованиями не согласна, просила в удовлетворении иска отказать.

Представители ответчика администрации муниципального образования Менделеевское сельское поселение Пермского края глава администрации Томилов С.Г. с исковыми требованиями не согласен, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что имеется несанкционированная свалка, расположенная в кадастровом квартале , восточнее п.Менделеево в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар. 90% отходов на этой свалке – это отходы лесопиления: горбыль, щепа, опил, ранее туда вывозили отходы и сельское поселение. Земли принадлежат совхозу «Карагайский». С ДД.ММ.ГГГГ отходы поселение вывозит на свалку в <адрес>, при этом проезд к свалке был перекопан, но его вновь восстановили неустановленные лица.

Представитель ответчика ООО Агрофирма«Кадиловская» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица председатель МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» Микова О.Н. пояснила, что земли совхоза «Карагайский» правопреемником является ООО Агрофирма «Кадиловская» в МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» не передавались, находятся в пользовании ООО Агрофирма «Кадиловская», в связи с этим необходимо обязать указанное предприятие ликвидировать данную несанкционированную свалку.

Свидетель ФИО1 пояснил, что работает в МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района», ранее работал в Управлении Росреестра по Пермскому краю знает, что имеется несанкционированная свалка, расположенная в кадастровом квартале , восточнее <адрес> в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар, это земли на которые госсобственность не разграничена. Ранее эти земли принадлежали СПК «Карагайский», на них была построена свиноферма.

Свидетель ФИО2 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в совхозе «Карагайский» в качестве тракториста, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора, в ДД.ММ.ГГГГ совхоз реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «Карагайский», в ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственный производственный кооператив «Карагайский» реорганизован в общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская», в ДД.ММ.ГГГГ уволился с данного предприятия по собственному желанию. Знает, что имеется несанкционированная свалка, расположенная в кадастровом квартале , восточнее <адрес> в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар, это земли были в пользовании совхоза «Карагайский» на них располагались старые свинарники, которые не использовались по назначению и со временем стали разрушаться, земли около них захламляться, так возникла несанкционированная свалка. Работники сельскохозяйственного производственного кооператива «Карагайский» имели земельные пай, которые в основном были скуплены учредителями Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская». Данные земли в МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» не передавались.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пп.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Кроме этого, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из основных принципов земельного законодательства – принцип приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель.

Исходя из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 26.04.2016 №13-П, в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).

Соответственно, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

Анализ отнесенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами в их сопоставлении с вопросами в той же сфере, закрепленными за городскими округами, свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 7) и "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория "организация" (в прежней редакции) и, соответственно, на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Это тем более относится к действующей редакции рассматриваемых законоположений, где говорится об "участии в организации".

Придание в правоприменительной практике пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширительного толкования, признано несовместимым с Конституцией Российской Федерации, приводит - вопреки конституционному принципу разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и к возложению на органы местного самоуправления муниципального района всей полноты бремени несения финансовых затрат на осуществление необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий. Тем самым нарушается закрепленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31), а в конечном итоге - ставится под сомнение конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления, что противоречит статьям 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что органы местного самоуправления, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается информацией начальника Верещагинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Карагайский», ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Карагайского района совместно со специалистом-экспертом Верещагинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю при проведении проверки соблюдения экологического законодательства, законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале , восточнее <адрес> в 450 метрах от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар, находится свалка твердых бытовых отходов, площадью ориентировочно 2 га, на данном участке складируются бытовые отходы, опил, отходы лесопереработки. К данному участку имеется подъезд, по периметру участка ограждение и обваловка отсутствуют. Согласно информации из государственного фонда данных полученных при проведении землеустройства, установлено, что участок ранее относился к землям совхоза «Карагайский»(л.д.7-12,52-77).

Исходя из постановления Богдановского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ, выделен земельный участок для размещения твердых бытовых отходов для нужд Богдановского и Менделеевского сельских советов(л.д.24).

Согласно постановления главы муниципального района – главы администрации Карагайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, определено место временного хранения твердых бытовых отходов от населения Караагйского, Менделеевских сельских поселений на территорию санкционированной свалки по адресу: <адрес>; запрещено складирование твердых бытовых отходов, мусора в других местах – несанкционированных свалках(л.д.15).

В соответствии с постановлением главы муниципального района – главы администрации Карагайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации инвентаризации объектов размещения отходов на территории Карагайского муниципального района» и акта инвентаризации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территории Карагайского муниципального района восточнее <адрес> имеется недействующая свалка ТБО(л.д.16-21).

Исходя из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, а также архивной справки: совхоз «Карагайский» переименован в СПК «Карагайский на основании постановления администрации Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ, а СПК «Карагайский реорганизован в ООО Агрофирма «Кадиловская» ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36-42,48-50,90-94).

Согласно свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, совхозу «Карагайский» <адрес> Менделеевский сельский совет решением администрации Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства выделено 3886 га земель, в том числе в собственность 2166 га, в бессрочное (постоянное) пользование 1720 га(л.д.43-44).

Таким образом, учитывая, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке в кадастровом квартале , восточнее <адрес> в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар, который принадлежал совхозу «Карагайский», правопреемником которого в настоящее время является Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская», доказательств того, что земли, в том числе и на указанный земельный участок с несанкционированной свалкой переданы в органы местного самоуправления, МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» либо реализованы иному лицу, суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, с возложением обязанности на Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская» ликвидировать данную несанкционированную свалку. Правовых оснований для возложения данной обязанности на Муниципальное образование – Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края, Муниципальное образование Менделеевское сельское поселение Пермского края суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Кадиловская» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале , восточнее <адрес> в 450 м от федеральной трассы автодороги Пермь-Кудымкар в течении одного года с момента вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В.Политов

2-409/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
karagai.perm.sudrf.ru
06.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее