РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:
председательствующего Даниловой О.Н.
при секретаре Герасимовой О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
07 ноября 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области к Чернышеву С. Н. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области обратилась с административным иском к Чернышеву С.Н. о взыскании задолженности по налогам в размере 5 017руб. 08 коп., из которых: транспортный налог 4 774 руб., пеня 243 руб. 08 коп.
Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в Инспекции состоит в качестве налогоплательщика Чернышев С.Н. Определением Мирового судьи судебного участка №5 Центрального судебного района г. Новокузнецка от 22.06.2018г. было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка к Чернышеву М.Н. о взыскании задолженности. Таким образом инспекция предъявляет ранее заявленные требования в порядке административного искового производства. На имя Чернышева С.Н. согласно сведениям, поступившим из ГИБДД, зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобили грузовые, марка/модель: ГАЗ53Б, год выпуска 1980, дата регистрации права 01.04.1992г., г/н № автобусы, марка\модель: РАФ220301, год выпуска 1981, дата регистрации права 31.03.1992г., г/н №; автомобили легковые, марка/модель: ГАЗ3110, VIN: №, год выпуска 2001, дата регистрации права 21.06.2005г., г/н №; мотоциклы, марка/модель: ИЖЮ5, год выпуска 1986, дата регистрации права 04.08.2000г., г/н №. Налогоплательщику было направлено требование № о необходимости произвести уплату недоимки по налогу до 11.01.2016 г. Уплата налога добровольно произведена не была. На сегодняшний день задолженность по налогам с учетом уплаченных (неуплаченных) сумм составляет 5 017руб. 08 коп., из которых: транспортный налог 4 774 руб., пеня 243 руб. 08 коп.
В ходе рассмотрения дела административные исковые требования были уточнены, Инспекция просит взыскать с Чернышева С.Н. задолженность по пене, начисленной на недоимку по транспортному налогу, в размере 222 руб. 07 коп.
Представитель административного истца Попова А. Н., действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии у нее высшего юридического образования, в судебном заседании на удовлетворении требований административного иска настаивала с учетом уточнений.
Административный ответчик Чернышев С.Н. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, указывая, что срок для предъявления административного иска в суд пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области № 95-ОЗ от 28.11.2002 г. «О транспортном налоге» на территории Кемеровской области вводится транспортный налог.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в судебном заседании установлено, что согласно сведениям ГИБДД Чернышев С.Н. на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства: автомобили грузовые, марка/модель: ГАЗ53Б, год выпуска 1980, дата регистрации права 01.04.1992г., г/н №; автобусы, марка\модель: РАФ220301, год выпуска 1981, дата регистрации права 31.03.1992г., г/н № автомобили легковые, марка/модель: ГАЗ3110, VIN: №, год выпуска 2001, дата регистрации права 21.06.2005г., г/н №; мотоциклы, марка/модель: ИЖЮ5, год выпуска 1986, дата регистрации права 04.08.2000г., г/н №.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что Чернышеву С.Н. было направлено налоговое уведомление №545659, согласно которому ему необходимо было до 19.11.2015г. уплатить транспортный налог, задолженность по которому составила 4774 руб. Однако плата в указанные сроки произведена не была.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что 24.11.2015г. ответчику было направлено требование №57398, согласно которому у ответчика имеется задолженность по транспортному налогу 4 774 руб., пени в размере 1 392,59 руб., произвести оплату налога и пени необходимо в срок до 11.01.2016 года.
В судебном заседании администратвиный истец уточнил требования, указав, что задолженность был Чернышевым С. Н. частично погашена, сумма недоимки по пене составила 222,07 руб.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 286 КАС РФ.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Учитывая, что срок для уплаты недоимки по требованию № 57398 был установлен до 11.01.2016 г., срок обращения в суд для Инспекции истекал 11.07.2016 г.
Поскольку, в добровольном порядке суммы налога и пени ответчиком уплачены не были, инспекция в июне 2018г. обратилась к мировому судье судебного участка №5 Центрального судебного района г. Новокузнецка с заявлением о вынесении судебного приказа, т. е. за пределами установленного ст. 48 НК РФ срока.
Определением от 22.06.2018г. и.о. мирового судьи судебного участка №5 Центрального судебного района города Новокузнецка отказал ИФНС по Центральному району города Новокузнецка о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу с Чернышева С.Н., поскольку заявление подано по истечению 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При обращении в Центральный районный суд г. Новокузнецка с рассматриваемым административным иском Инспекцией предоставлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Однако в заявлении административный истец не приводит обстоятельства и не ссылается на доказательства уважительности пропуска процессуального срока, доказательства также не были предоставлены в процессе рассмотрения административного искового заявления. Таким образом, суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, суд считает, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с нарушением шестимесячного срока, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании с Чернышева С. Н. транспортного налога отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2018г.
Председательствующий: О. Н. Данилова