Мотивированное решение составлено 31.12.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.12.2019 Сысертский районный суд Свердловской области в составе судьи Торичной М.В., при секретаре Исайкиной А. А., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя ответчика ООО «Сысерть-лес» - Соловьева Д.Н., представителя ответчика ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» - Беспалова И. В., представителя третьего лица ГКУ СО «Сысертское лесничество» - Березина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1755/2019 по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сысерть-лес», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сысерть-лес» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов.
В обоснование иска указал, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов в границах Сысертского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что на землях государственного лесного фонда в квартале №40817810604900317040 выделе №40817810604900317040 ГКУ СО «Сысертское лесничество» Сысертского участкового лесничества, участка Сысертский размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Данный факт подтверждается информацией ГКУ СО «Сысертское лесничество» от 09.07.2019.
В ходе проверки также установлено, что 02.09.2008 между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО «Сысерть-лес» заключен договор аренды лесного участка № 180, в том числе и на территории Сысертского участкового лесничества Сысертского участка квартал № 163. Лесной участок предоставлен для заготовки древесины сроком на 25 лет.
Установлено, что на территории Сысертского участкового лесничества, участка Сысертский в квартале № 163 выделе № 22 размещена несанкционированная свалка бытового мусора. Площадь несанкционированной свалки около 0,0009 га.
Согласно подпункту «ж» пункта 12 договора аренды лесного участка №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сысерть-лес» как арендатор обязано осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства, ООО «Сысерть-лес» мер по ликвидации несанкционированной свалки не предприняло.
Наличие данной свалки противоречит праву каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленному в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сысерть-лес» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в квартале № 163 выделе № 22 ГКУ СО «Сысертское лесничество» Сысертского участкового лесничества, участка Сысертский.
Прокурор Кадочникова Е. Н. в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что ответчик обязан ликвидировать свалку. С учетом погодных условий, полагала, что срок ликвидации возможно установить до 01.06.2020.
Представитель ответчика ООО «Сысерть-лес»- Соловьев Д. Н., в судебном заседании возражал против исковых требований. Считал, что ООО «Сысерть-лес» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не арендует земельный участок, на котором расположена свалка.
Представитель ответчика ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» - Беспалов И. В., в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем имеется расписка в материалах дела.
Представитель третьего лица ГКУ СО «Сысертское лесничество» Березин И.В. в судебном заседании исковые требования считал подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился. Ранее направляли в суд отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом было определено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органов местного самоуправления и юридических лиц.
Согласно ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Положениями пункта 5 названных правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
При этом пунктом 25 указанных Правил установлено, что не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что проведенной Сысертской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены нарушения действующего законодательства по соблюдению требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на земельных участках в границах Сысертского городского округа.
Также установлено, что 08.07.2019 в квартале № 163 выделе № 22 ГКУ СО «Сысертское лесничество», Сысертское участковое лесничество, участок Сысертский обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади 0, 0009 га. Данная свалка расположена на берегу Верхне - Сысертского пруда рядом с базой отдыха «Салют». Ущерб, причиненный государственному лесному фонду, составил 24 170 рублей.
Данный факт подтверждается также имеющимися в материалах дела фотографиями.
Из материалов дела следует, что 02.09.2008 между Министерством природных ресурсов Свердловской области в лице заместителя министра природных ресурсов Свердловской области- директора Департамента леса Шлегеля В. Ф., действующего на основании Положения и приказа министерства от 26.03.2008 № 264, (Арендодатель), с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Сысерть-лес», в лице директора Стукова С. В., действующего на основании Устава, (Арендатор), заключен договор №40817810604900317040 аренды лесного участка, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок). Лесной участок площадью 13289,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: <адрес>, ГУ СО Сысертское лесничество Сысертское участковое лесничество Сысертский участок квартал 1-15, 18-21, 30-34, 42, 48-50, 148, 159-164, 172-177, 186-190, 196-200, 204-209, площадью 6375,0 га; Кашинское участковое лесничество Кашиский участок квартал 87, 88, 94, 95, 101, 102, площадью 608, 0 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Верх-Сысертский участок квартал 1-7, 10-14, 19-23, 28-31, 37, 38, 45, 46, 53, 54, 61, площадью 6306, 0 га.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3.
Согласно п. «ж» ст. 12 раздела III указанного договора арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору.
Согласно п. 2 раздела 1 Договора аренды лесного участка № 180 от 02.09.2008 в редакции Дополнительного соглашения от 23.06.2011, лесной участок площадью 12 830,6 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору имеет местоположение: Свердловская область, Сысертский ГО, Сысертское лесничество Кашинское участковое лесничество Кашинский участок кварталы № 87 (выд. 1-73, 75-78), 88, 94, 95 (выд. 1-45, 47), 101, 102 площадью 673,6 га: Сысертское участковое лесничество Сысерсткий участок кварталы №40817810604900317040, 5 (выд. 1-24, 26-65), 6, 7, 8 (выд. 1-29, 33-48), 9 (выд. 1-36, 38-42), 10 (выд. 1-28,31-33), 11 (выд. 1-31,33-34), 12 (выд. 1-28,30), 13, 14, 15 (выд. 1-24, 27-28), 18- 21, 30 (выд. 2-14), 31, 32, 33 (выд. 1-18, 20-21), 34, 42, 48 (выд. 1-21, 23-44), 49, 50 (выд. 1- 19, 26-29), 148, 159-162, 163 (выд. 1-4, 6-21, 24-31, 33-36, 39-40, 42-44, 46). 164, 172, 173, 174 (выд. 1-4, 8-9, 11-34, 36), 175 (выд. 1, 3-30), 176, 177 (выд. 1-34, 36-37), 186 (выд. 1-4, 6-10, 12-19,21-30,32), 187 (выд. 1-14, 16), 188-190, 196-199, 200 (выд. 1-11, 13-31), 204-209 площадью 5935,0 га; Верх-Сысертсткое участковое лесничество Верх-Сысертский участок кварталы №40817810604900317040 (выд. 1-3, 5-41), 2-5, 6 (выд. 1-28, 30-44), 7, 10-14, 19-23, 28-31, 37, 38, 45, 46, 53, 54, 61 площадью 6258,0 га.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ), так и иными правовыми актами (Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607).
При этом, содержащаяся в вышеназванных Правилах оговорка о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
При этом арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка обнаружена в квартале № 163 выделе 22 ГКУ СО «Сысертское лесничество», Сысертского участкового лесничества, участка Сысертский. Из договора аренды лесного участка № 180 от 02.09.2008 следует, что выдел 22 в квартале № 163 в аренде у ООО «Сысерть-лес» не находится. Таким образом, оснований для возложения на ООО «Сысерть-лес» обязанности по ликвидации спорной свалки не имеется.
Судом установлено, что указанная свалка находится на территории земельного участка, находящегося в пользовании ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места».
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2007 № 275-ПП постановлено организовать особо охраняемую природную территорию областного значения «Природный парк «Бажовские места», площадью 39938 гектаров, на территории Сысертского городского округа; учреждено ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места».
Согласно Положению об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк «Бажовские места", Парк создан без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных на его территории. Задачами Парка являются сохранение природных комплексов, имеющих значительную экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, объектов историко-культурного, индустриального наследия, историко-культурных ландшафтов, использование территории Парка в целях экологического воспитания населения и посетителей парка, создание и обеспечение условий для организации и проведения природных исследований, экологического мониторинга и пр.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что данному учреждению передан в пользование земельный участок, где находится вышеназванная свалка.
Таким образом, зафиксированная несанкционированная свалка подлежат ликвидации в рамках осуществления ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесном участке, находящемся в пользовании.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не организована ликвидация указанной несанкционированной свалки, что создает угрозу загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью, а также нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Ответчиком в нарушение требований п.2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации не проводятся мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что указанная несанкционированная свалка расположена на лесном участке, находящемся в пользовании у ответчика.
Учитывая, что наличие свалки способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»), суд считает необходимым исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места», о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворить.
Поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, переданных в пользование ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места», организация мероприятий по ликвидации этой свалки не может быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
Исходя из объема необходимых работ, суд считает возможным определить ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» срок для устранения нарушений в срок до 01.06.2020.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сысерть-лес», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, удовлетворить частично.
Обязать ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» в срок до 01.06.2020 организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в квартале №163 выделе №22 ГКУ СО «Сысертское лесничество» Сысертского участкового лесничества, участка Сысертский.
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «Сысерть-лес» отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: М. В. Торичная.