Судья ФИО3
Дело в суде первой инстанции №
УИД 05RS0№-38
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2022 г. по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО9,
судей ФИО8 и ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и ФИО1 «ФИО1 №» о признании бездействий по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, выслушав объяснения законного представителя ответчика ФИО1 «ФИО1 №» ФИО6, судебная коллегия
установила:
<адрес> г. Махачкалы обратилась в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и ФИО1 «ФИО1 №» о признании бездействия по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным; возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности, что подтверждается справкой ОНД от <дата> №.
Так, ОНД в соответствии со ст.ст. 6, 34, 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О федеральном государственном пожарном надзоре» установлено, что ФИО1 № функционирует с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, а именно: сценическое оформление не обработано огнезащитным составом в актовом зале (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, и. 95); на территории объекта отсутствует нормативное количество источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) или пожарного водоема 1000 м"1 (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч,1 ст.68; СП 8.13130.2020 и. 8.9-8.10); руководитель организации не обеспечивает проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 13); на путях эвакуации зданий (начальных классов, основного учебного корпуса, мастерских) не предусмотрено аварийное освещение (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и. 4.3.1. СП 1.13130.2020 и.<дата>; СНиП 23-05 -95; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 37); не оборудовано здание начального корпуса системами и средствами автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности» ст. 83; СП 5.13130.2009 приложения А, таб.1); на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности, систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре. Не представлен договор на техническое обслуживание на системы противопожарной защиты, автоматическую установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 54); приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации установлены не в отдельном помещении с круглосуточным пребыванием людей (установлены в коридорах зданий основного корпуса и мастерских) (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4; СП 5 13130-2009 п.13 14.5); на объекте защиты, лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверьми, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, с уплотнителями в притворах и с приспособлениями для самозакрывания (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.ст. 4, 89; СП 1.13130.2020 п. 4.4.6; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 24); возле приемно-контрольных приборов автоматической пожарной сигнализации не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 54); на объекте защиты руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов и не провел соответствующую работу по очистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 43); в помещениях учебных классов (основного корпуса и здания начальных классов) допускается обшивка пола материалом с неизвестными показателями. На путях эвакуации основного корпуса допускается обшивка горючим материалом (потолок фойе основного корпуса обшит пластиком) (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.ст. 4, 134; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 25 ); здания (основной корпус, корпус начальных классов, корпус мастерских) не обеспечены первичными средствами пожаротушения. Объект защиты должен быть обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложению 1 и 2, учет наличия первичных средств пожаротушения должен вестись в специальном журнале произвольной формы (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 60); в здании начальных классов по периметру кровли отсутствуют ограждения (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 118.13330.2012 п. 6.43; СП 4.13130.2013г п. 7.16); в здании начальных классов под лестничной клеткой устроено кладовое помещение (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 16); в здании начальных классов в местах перепада высот устроен порог (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4; СП 1.13130-2020 п.4.3.5).
В ходе проверки также выявлены нарушения Требований к антитеррористической защищенности ФИО1 №: отсутствует план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта (пп. «б» п. 24 Требований); объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п. 24 Требований); объект не оснащен системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (пп. «а», п. 25 Требований); у объекта 4 входа, однако вход охраняет только один сотрудник ЧОП (пп. «б» п. 25 Требований); объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований); объект не оборудован системой контроля и управления доступом (пп. «а» п. 26 Требований); объект не оборудован контрольно-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (пп. «а» п. 27 Требований); объект не оснащен средствами снижения скорости и противотаранными устройствами (пп. «5» п. 27 Требований); объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п. 24 Требований); не обеспечено помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) (пп. «в» п. 25 Требований).
Просит признать бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала» и ФИО1 Лицея № по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным.
Обязать Администрации ГОсВД «город Махачкала» и ФИО1 ФИО1 № в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
А именно, по законодательству о пожарной безопасности:
- сценическое оформление обработать огнезащитным составом в актовом зале (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 95);
- на территории объекта установить нормативное количество источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) или пожарного водоема 1000 куб.м (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.1 ст.68; СП 8.13130.2020 п. 8.9-8.10);
- руководителю обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составить акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 13);
- на путях эвакуации зданий (начальных классов, основного учебного корпуса, мастерских) предусмотреть аварийное освещение (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.3.1. СП 1.13130.2020 и.<дата>; СНиП 23-05 -95; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 37);
- здание начального корпуса оборудовать системами и средствами автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83; СП 5.13130.2009 приложения А, таб.1);
- руководителю организации на объекте защиты обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности, систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре. Не представлен договор на техническое обслуживание на системы противопожарной защиты, автоматическую установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 54);
- приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации установить в отдельном помещении с круглосуточным пребыванием людей (установлены в коридорах зданий основного корпуса и мастерских) (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 5 13130-2009 п. 13, 14.5);
- на объекте защиты лестничные клетки отделить от поэтажных коридоров дверьми, препятствующими распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, с уплотнителями в притворах и с приспособлениями для самозакрывания (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.ст. 4, 89; СП 1.13130.2020 п. 4.4.6; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 24);
- возле приемно-контрольных приборов автоматической пожарной сигнализации вывесить инструкцию о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 54);
- на объекте защиты руководителю организации определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов и провести соответствующую работу по отчистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 43);
- в помещениях учебных классов (основного корпуса и здания начальных классов) устранить обшивку пола материалом с неизвестными показателями. На путях эвакуации основного корпуса устранить обшивку горючим материалом (потолок фойе основного корпуса обшит пластиком) (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4; ст. 134; Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 25);
- здания (основной корпус, корпус начальных классов, корпус мастерских) обеспечить первичными средствами пожаротушения. Объект защиты должен быть обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложения 1 и 2, учет наличия первичных средств пожаротушения должен вестись в специальном журнале произвольной формы (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 60);
- в здании начальных классов по периметру кровли установить ограждения (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4; СП 118.13330.2012 п. 6.43; СП 4.13130.2013 п. 7.16);
- в здании начальных классов под лестничной клеткой устранить кладовое помещение (Постановление Правительства РФ от <дата> N 1479, п. 16);
- в здании начальных классов в местах перепада высот устранить порог (Федеральный закон № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; СП 1.13130-2020 п. 4.3.5);
По законодательству о противодействии терроризму:
- установить план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта (пп. «б» п. 24 Требований);
- объект оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п. 24 Требований);
- объект оснастить системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (пп. «а», п. 25 Требований);
- на каждый из четырех входов объекта предусмотреть по одному сотруднику ЧОП (пп. «б» п. 25 Требований);
- объект оснастить стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований);
- объект оборудовать системой контроля и управления доступом (пп. «а» п. 26 Требований);
- объект оборудовать контрольно-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (пп. «а» п. 27 Требований);
- объект оснастить средствами снижения скорости и противотаранными устройствами (пп. «5» п. 27 Требований);
- объект оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д» п. 24 Требований);
- обеспечить помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) (пп. «в» п. 25 Требований).
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> в редакции определения Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> об исправлении описки, исковые требования заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы удовлетворены частично. Постановлено признать бездействие Администрации ГОсВД «город Махачкала» по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным, возложить на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением вышеприведенных нарушений требований пожарной безопасности и противодействии терроризму в ФИО1 «ФИО1 №», на ФИО1 «ФИО1 №» возложена обязанность по мере поступления финансирования на эти цели устранить указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму.
В апелляционной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что Администрация г. Махачкалы, являясь учредителем указанного учреждения, не может быть ответчиком по данному делу ввиду того, что ФИО1 «ФИО1 №» является юридическим лицом и должно самостоятельно исполнять возложенные на нее законом обязательства. Только в случае, если будет документально установлено, что свои обязательства ФИО1 «ФИО1 №» не имеет возможности исполнить в установленном законом порядке ввиду отсутствия достаточного финансирования, администрация города может быть привлечена к рассмотрению в качестве субсидиарного ответчика, но данный факт не получил своего подтверждения, в иске об этом ничего не сказано, а это значит, что Администрация не может проходить соответчиком по указанному исковому заявлению.
ФИО1 «ФИО1 №» является юридическим лицом, обладающим самостоятельным балансом, имеет свои лицевые счета, а также может быть истцом и ответчиком в суде. Как указано в Уставе ФИО1 «ФИО1 №», Администрация г. Махачкалы не несет ответственности по обязательствам учреждения, только если не будет установлена прямая связь между неисполнением учреждением своих обязательств с учредителем. Администрация г. Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.
Обращает внимание, что истец не указывает, являются ли выявленные нарушения требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности следствием невыполнения образовательным учреждением добросовестно возложенных на них обязательств либо отсутствием необходимых денежных средств на указанные цели.
В письменных возражениях помощник прокурора <адрес> г. Махачкалы ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности и технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В заседание судебной коллегии представители истца прокуратуры <адрес> г. Махачкалы, ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» и третьего лица ОНД ПР № по г. Махачкале, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не явились и о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учетом данных обстоятельств, мнения законного представителя ответчика ФИО1 «ФИО1 №» ФИО6, судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения законного представителя ответчика ФИО1 «ФИО1 №» ФИО6, просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от <дата> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона решение суда полностью отвечает.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "Опротиводействиитерроризму" правовую основупротиводействиятерроризмусоставляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "Опротиводействиитерроризму" правовую основупротиводействиятерроризмусоставляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Часть 3 ст. 5 этого же Закона указывает на организационные основыпротиводействиятерроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляютпротиводействиетерроризмув пределах своих полномочий.
Согласно Концепциипротиводействиятерроризмув Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата>, определяющей основные принципы государственной политики в областипротиводействиятерроризму, в компетенцию субъектовпротиводействиятерроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятийпопротиводействиютерроризму(п. 7).
К основным мерам по предупреждению (профилактике)терроризмаотносятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические(п. 21).
Финансовое обеспечениепротиводействиятерроризмуосуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п. 40). Расходы на финансирование мероприятий в областипротиводействиятерроризмуопределяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактикетерроризмаиэкстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявленийтерроризмаиэкстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Приказом Рособразования от <дата> N 2013 "О мерахпообеспечениюпожарнойиантитеррористическойбезопасностиобразовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечениябезопасностиобразовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой<адрес>г. Махачкалы с привлечением сотрудников ОНД и ПР№по<адрес> г. Махачкалы ГУ МЧС России по РД была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности при функционировании ФИО1 «ФИО1№», расположенного поадресу: РД, г. Махачкала, <адрес>.
В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 «ФИО1№» функционирует с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, кроме того, выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности ФИО1 №.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы, указал, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений создает угрозу пожарной безопасности и антитеррористической защищенности ФИО1 «ФИО1 №».
Разрешает спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что устранение нарушений, указанных в иске, требует соблюдения процедуры финансирования учредителем образовательного учреждения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В силу ст. 9 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от <дата> к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона "Технический регламент обезопасностизданийисооружений" от <дата> N 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующихтребований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренныхзаконодательствомРоссийской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угрозтеррористическогохарактераинесанкционированного вторжения.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от <дата> № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 2 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, Пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от <дата> N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Судом первой инстанции установлено, что учредителем образовательного учреждения ФИО1 «ФИО1№» является Администрация ГОсВД «город Махачкала».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности и технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что Администрация г. Махачкалы является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются, поскольку именно на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» должна быть возложена обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности в ФИО1 «ФИО1 №» как на учредителя образовательного учреждения и собственника его имущества.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, однако не содержат каких-либо фактов, которые бы не были в целом проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для пересмотра с отменой вынесенного судом решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>