Дело № 2а-1166/21

УИД 56RS0033-01-2021-002086-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                    25 августа 2021 года         г.Орск

    Советский районный суд города Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Смирновой Н.В., при секретаре Кирилловой Я.А.,

с участием административного истца Хасаншиной Г.Т., представителей административного истца Яниной И.В., Степановой М.А., административного ответчика - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Толстошеева И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хасаншиной Г.Т. к заместителю прокурору Советского района г. Орска о признании незаконным предостережения,

установил:

Хасаншина Г.Т. обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обосновании требований указала, что 17.06.2021г. заместителем прокурора Советского района г.Орска Каиповым Р.Р. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с изъятием из ее квартиры журнала <данные изъяты>, который внесен в список экстремистских материалов под номером .

В предостережении заместитель прокурора ссылается на причастность к деятельности Орского городского общественного движения за здоровый образ жизни «<данные изъяты>», при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в отношении которого, была изъята одна книга, включенная в список экстремистских материалов.

В силу Закона «О прокуратуре Российской Федерации», предостережение является мерой профилактического воздействия и может быть объявлено при наличии оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно лицо совершит правонарушение.

В п. 1.4 указаний Генерального прокурора РФ от 06.07.1999г. № 39/7 предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам и не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Решением Железнодорожного суда г. Новосибирская от 23.08.2016г. вынесено решение о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации – журнала <данные изъяты>, т.е. журнал не выпускается, следовательно не распространяется.

Решением Верховного Суда РФ по делу № 67-АПГ13-7 от 19.06.2013г. установлено, что чтение материалов, даже признанных судом экстремистскими, не влечет установленную законом ответственность.

Учитывая изложенное, полагает, что у заместителя прокурора отсутствовали основания для мер прокурорского реагирования.

Просит суд: признать предостережение заместителя прокурора Советского района г.Орска Каипова Р.Р. незаконным, устранить нарушения ее прав, свобод и законных интересов, отменив указанное предостережение.

В судебном заседании административный истец Хасаншина Г.Т., ее представители Янина И.В. и Степанова М.А. доводы административного иска поддержали в полном объеме.

Хасаншина Г.Т. суду пояснил, что она действительно хранила у себя в квартире по месту жительства журнал «<данные изъяты>, который был изъят у нее сотрудниками полиции 01.06.2021г. Однако данный журнал она никому не давала, неоднократно перечитывала сама, поскольку считает себя учеником основателя <данные изъяты>. Не является членом общественного движения <данные изъяты>, однако по приглашению посещает встречи и собрания по адресу: <адрес>. На собраниях они поют песни, читают стихи, пьют чай, заваренный по специальной формуле. Принятие ею учения по «<данные изъяты>» помогает ей в лечении своего заболевания.

Знала, что журнал <данные изъяты> был запрещен, поскольку ранее у ее знакомой был изъят журнал.

Представитель административного истца Янина И.В. в судебном заседании дополнила, что постановление судьи Дзержинского районного суда г.Оренбурга о проведение оперативно-розыскных мероприятий от 25.05.2021г. по адресу Хасаншиной Г.Т. является незаконным, поскольку не было вручено Хасаншиной Г.Т. и она была лишена возможности на юридическую помощь и обжалование данного судебного акта.

Представитель административного истца – Степанова М.А. в судебном заседании пояснила, что действия должностных лиц в ходе обыска в квартире Хасаншиной Г.Т., как действия прокурора нарушают ст. 8    и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющие уважение и правовую защиту своей частной, семейной жизни, своего дома и корреспонденции.

Статья 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает запрет на распространение экстремистских материалов, их производство или хранение в целях массового распространения.

Вместе с тем, Закон не запрещает хранение, без цели распространения.

Материалы дела не содержат доказательств о хранении Хасаншиной Г.Т. журнала <данные изъяты> с целью его распространения.

Просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика – старший помощник прокурора Советского района г.Орска Толстошеев И.С. требования Хасаншиной Г.Т. не признал, суду пояснил, что на основании информации ЦПЭ УМВД России по Оренбургской области и представленных материалов по итогам проведении оперативно-розыскных мероприятий по месту жительства Хасаншиной Т.Г. заместителем прокурора Советского района г. Орска Каиповым Р.Р. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, а именно: не распространении журнала <данные изъяты>, который решением суда внесен в Федеральный список экстремистских материалов.

Полагает, что статьей 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Закон №114-ФЗ) указан не исчерпывающий перечень лиц, которым может быть направлено предостережение о недопустимости противоправной деятельности, в данном случае о распространении экстремистских материалов.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу закона, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица, органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно ч.2 ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В соответствии с требованиями ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В силу положений статей 22, 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия. Предостережение имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость соблюдения закона. Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских документальных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

В Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (п. 1.1).

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (пункт 1.2).

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (пункт 2).

Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1). Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме (пункт 2.2).

В судебном заседании установлено, что 18.05.2021г. в адрес прокурора Советского района г. Орска поступила информация ЦПЭ УМВД России по Оренбургской области о том,что при сборе участников Орского городского общественного движения за здоровый образ жизни <данные изъяты> по адресу: <адрес>, председателем которой является Х.А.П., могут использоваться материалы, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ. Информация поступила в рамках проведения совместной проверки указанной организации.

18.05.2021г. прокурором Советского района г. Орска принято решение о проведении проверки Орского городского общественного движения за здоровый образ жизни <данные изъяты> по исполнении законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Срок проведения проверки с 18.05.2021г. по 17.06.2021г.

В ходе проведения прокурорской проверки, 18.05.2021г. по адресу организации проведен осмотр помещения по адресу: <адрес>, по итогам которого составлен акт, из которого следует, что обнаружены: материалы, листы с текстами учения <данные изъяты>

20.05.2021г. прокурору поступила информация, что изъятая книга <данные изъяты> решением суда внесена в Федеральный список экстремистских материалов под номером

В рамках проверки заместителем прокурора были получены объяснения членов правления общественного движения «Возрождение» П.Н.В. и Х.А.П., которые указали, что в движение за здоровый образ жизни <данные изъяты> входят в основном женщины после 60 лет, в том числе Г.. На собраниях они читают книги, тексты, которые находятся в свободном доступе.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Орска от 25.05.2021г. разрешено проведение оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещения по адресу: <адрес> по месту проживания Хасаншиной Г.Т., с целью отыскания и изъятия предметов и документов, используемой запрещенной литературы. С данным постановлением 01.06.2021г. Хасаншина Г.Т. ознакомлена, что подтверждается ее подписью.

01.06.2021г. в ходе обследования квартиры Хасаншиной Г.Т. сотрудниками полиции обнаружены и изъяты: журнал <данные изъяты>.

04.06.2021г. в адрес прокурора поступила информация о том, что изъятый у Хасаншиной Г.Т. журналы «<данные изъяты> внесены на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14.02.2013 г. в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции РФ.

По итогам проверки, 17.06.2021г. заместителем прокурора Советского района г. Орска Каиповым Р.Р. в адрес Хасаншиной Г.Т. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона "О противодействии экстремистской деятельности", а именно: распространении журнала <данные изъяты>, внесенного в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции РФ.

Вышеперечисленные доказательства, позволяют суду прийти к выводу о том, что у прокурора имелись достаточные основания для проведения прокурорской проверки, в том числе, в отношении Хасаншиной Г.Т. При этом суд учитывает, что Хасаншина Г.Т. в судебном заседании не оспаривает, что она является учеником общественного движения за здоровый образ жизни, посещает собрания городского движения <данные изъяты>, где они читают книги религиозного объединения <данные изъяты> сама она изучает и хранит по своему месту жительства литературу, признанную решением суда экстремистской.

С доводами административного истца о том, что предостережение может быть вынесено только в отношении должностного лица, каковым административный истец не является, суд не может согласиться в силу следующего.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

Статье 25.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, круг субъектов, в отношении которых прокурором может быть вынесено предостережение о недопущении нарушения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", законом не ограничен.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статей 2 этого Федерального закона к задачам оперативно-розыскной деятельности отнесены, в частности, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

При этом, в силу ст. 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Учитывая поступление прокурору сведений, которые получены уполномоченными органами государственной власти в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, о возможности Хасаншиной Г.Т. быть вовлеченным в экстремистскую деятельность, что впоследствии может привести к совершению ею преступлений, правонарушений, суд приходит к выводу о том, что у него имелись правовые основания для вынесения в отношении административного истца предостережения о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия с целью предупреждения правонарушений путем официального указания на необходимость действовать в рамках правового поля.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для физического лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с нарушением законности.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о соблюдении заместителем прокурором Советского района г. Орска требований Федеральных законов "О прокуратуре Российской Федерации", "О противодействии экстремистской деятельности" и отсутствии нарушений конституционных прав и свобод Хасаншиной Г.Т. со стороны заместителя прокурора.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Хасаншиной Г.Т. не имеется.

            Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                            /░░░░░░░/                                           ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2021░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1166/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хасаншина Гузаль Талгатовна
Ответчики
Прокуратура Советского района г. Орска
Другие
Янина Инна Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Смирнова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее