Дело №5-9/2022 ч.1 ст.12.34 КоАП РФ
УИД: 21RS0020-01-2022-000059-82
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Александровой Л.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГ и Петрова Н.П., по доверенности № от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации Яльчикского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Иванова, дом 16 (ИНН 2120001419, ОГРН 1022101832521).
Выслушав объяснения представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив протокол об административном правонарушении и приобщенные другие материалы,
установил:
из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГ следует, что врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Комсомольский» старшим лейтенантом полиции ФИО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении юридического лица, администрации Яльчикского района Чувашской Республики (далее Администрация Яльчикского района).
Из указанного протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГ, в ... часов 00 минут, на автомобильной дороге общего пользования муниципального значения с 0 км.+659 м. по 4 км.+176 м. «с. Байглычево - дер. Новое Янашево», Яльчикского района Чувашской Республики, допущено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка автодороги в пределах Яльчикского района Чувашской Республики, а именно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее Основные положения), п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 выразившееся в отсутствии стационарного электрического освещения на автомобильной дороге, проходящей по населенным пунктам с 0 км.+659 м. по 2 км.+057 м., с 3 км.+290 м. по 4 км.+176 м. Отсутствии дорожных знаков 5.23.1, 5.24.1, предусмотренные «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст) (далее ГОСТ Р 52289-2019) на 0 км. + 759 м., на 1 км. + 957 м., на 3 км. + 390 м. Отсутствии светофора типа Т7 возле муниципального бюджетного образовательного учреждения «Байглычевская ООШ» (далее Байглычевская ООШ) на 1 км.+ 385 м. Дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, расположенные на 1 км.+381 м. (справа), выполнены не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.
Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении администрации Яльчикского района Александрова Л.А. и Петров Н.П. в судебном заседании не оспаривают вину в совершении административного правонарушения по основаниям, изложенными в пояснениях по делу об административном правонарушении и вновь приведя их суду, просили применить положения ст.2.9 КоАП РФ, в случае, если будет назначено наказание в виде штрафа, применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Выслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Каждый гражданин имеет право на судебную защиту, гарантированную положением ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч.1 ст.46 и ч.3 ст.123 Конституции РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о БДД) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникно-вения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п.1 ст.12 Закона о БДД ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп.6, 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона №257-ФЗ).
Исходя из п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) (далее Закон №131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Аналогичные положения воспроизведены в п.5 ст.8 Устава Яльчикского района Чувашской Республики (л.д.13-22).
Положениями пп.6, 11 ч.1 ст.13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст) Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст.30 Закона о БДД, Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Указ Президента РФ №711) Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пп.«б» п.12 Указа Президента РФ №711 ГИБДД имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Приказом Госстандарта РФ от 26.09.2017 №1245-ст утверждены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017).
Указанные требования ГОСТ Р 50597-2017 устанавливают перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения. Требования Стандарта обязательны и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.6.2.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение должно быть на пешеходных переходах.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст введен в действие ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных 20 знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», которым в числе прочего предусмотрено (п.7.3.8), что светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
Согласно п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2-19 знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, следует применять на участках дорог с искусственным освещением вне населенных пунктов. При установке над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м. предпочтительно применять знаки с использованием световозвращающей пленки типа В.
На участках одной дороги с одинаковым числом полос движения следует применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (ст.31 Закона о БДД).
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и достоверно установлено в судебном заседании, факт совершения юридическим лицом, администрацией Яльчикского района административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ подтверждается:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ (л.д.1-2), согласно которого, администрация Яльчикского района, ДД.ММ.ГГ, в ... часов 00 минут, на автомобильной дороге общего пользования муниципального значения с 0 км.+659 м. по 4 км. + 176 м. «с. Байглычево - дер. Новое Янашево», Яльчикского района Чувашской Республики, допущено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка автодороги в пределах Яльчикского района Чувашской Республики, а именно п.13 Основных положений, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 выразившееся в отсутствии стационарного электрического освещения на автомобильной дороге, проходящей по населенным пунктам с км 0 км.+659 м. по 2 км.+057 м., с 3 км.+290 м. по 4 км.+176 м. Отсутствии дорожных знаков 5.23.1, 5.24.1, предусмотренные ГОСТ Р 52289-2019 на 0 км. + 759 м., на 1 км. + 957 м., на 3 км. + 390 м. Отсутствии светофора типа Т7 возле Байглычевской ООШ на 1 км.+ 385 м. Дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, расположенные на 1 км.+381 м. (справа), выполнены не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГ (л.д.25) правообладателем автодороги Избахтино–Новое Янашево является администрация Яльчикского района;
письмом МВД по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГ № (л.д.26) из которого следует, что ДД.ММ.ГГ отделением ГИБДД МО МВД России «Комсомольский» в ходе обследования дорожных условий с 0км.+659 м. по 2 км.+057 м., с 3 км.+290 м. по 4 км.+176 м. а/д «Избахтино - Новое Янашево» выявлено нарушение требования п.4.6.1.1, ГОСТ Р 52766-2007, выразившийся в отсутствии стационарного электрического освещения в пределах населенных пунктов с.Байглычево, дер. Новое Янашево; п.. 2.1 ГОСТ Р 50597-2017 на 0 км.+759,1 м. +957,3 м.+390 м. отсутствии дорожных знаков 5.23.1,5.24., предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017; п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 на 1 км.+385м. отсутствии светофоров типа Т7 возле МБОУ «Байглычевская ООШ»; п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 на 1 км.+381м. (справа) дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 выполнены не на щитах с флуоресцентной пленкой желто- зеленого цвета Яльчикского района;
протоколом осмотра автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГ и приложенной к нему фототаблицей (л.д.30-35);
проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Яльчикском районе Чувашской Республики автодороги дер. Избахтино - дер.Новое Янашево (л.д.36-41);
письмом ОНФ регионального отделения в Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № (л.д.42-45).
Поскольку указанные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями, предусмотренными КоАП РФ, то у судьи не возникает сомнений в их достоверности и соответствии их фактическим обстоятельствам дела, поэтому кладет в основу принимаемого решения.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Яльчикского района, являясь юридическим лицом, ответственным за состояние вышеуказанной автодороги, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, опровергающих выводы о виновности администрации Яльчикского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством, пренебрежительном отношении к их исполнению. Правонарушение, за которое администрация Яльчикского района привлекается к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан.
Таким образом, оценив изложенные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о виновности администрации Яльчикского района в совершении указанного административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.12.34 настоящего Кодекса составляет 3 месяца.
Сведений о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, суду не представлено.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В качестве обстоятельства, смягчающего вину, судья учитывает признание вины представителями администрации Яльчикского района, принятие незамедлительных мер по устранению допущенных недостатков. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, материалами дела не установлено.
В силу ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2.).
При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (ч.3.3.).
Принимая во внимание характер правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, существенных негативных последствий, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела юридическим лицом незамедлительно были приняты меры для устранения допущенных нарушений, установлены дорожные знаки 5.19.1. и 5.19.2 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019, частичное установление дополнительных источников искусственного освещения, судья приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 100000.00 рублей.
На основании ч.1 ст.12.34 и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать юридическое лицо – администрацию Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120001419, ОГРН 1022101832521) виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
Сумма штрафа подлежит уплате по реквизитам: УФК по Республике Чувашия (ОП по Яльчикскому району Чувашской Республики); ИНН 2128015830; КПП 213001001; код ОКТМО 97655000; номер счета получателя платежа 03100643000000011500, кор./счет № 40102810945370000084 в отделение НБ Чувашская Республика Банка России// УФК по Чувашской Республике; КБК 18811601123010001140; БИК: 019706900, плательщик администрация Яльчикского района Чувашской Республики, наименование платежа - административный штраф по ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению Яльчикского районного суда Чувашской Республики (УИН18810321220080000101).
Предупредить юридическое лицо об административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае не уплаты им суммы назначенного административного штрафа в течение шестидесяти дней, со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, представляет судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов