УИД 52RS0045-01-2023-000555-02
Дело № 2-7/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 апреля 2024 г. г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В., при секретаре Зоткиной В.Д., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к М. об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по отоплению, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к М. с требованиями об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по отоплению, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что **** на основании договора долевого участия в строительстве от **** ФИО1 стал собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****, о чем в ЕГРН сделана запись о регистрации права №.
С момента регистрации права собственности на квартиру истец добросовестно платили коммунальные услуги согласно предоставленного управляющей компанией М. ежемесячного расчета, отраженного в квитанции.
В **** года по неизвестным причинам ответчик в квитанции по оплате услуг М. отразил задолженность по оплате за отопление в значительном размере.
Поскольку указанная задолженность образовалась не только у истца, а у всех собственников многоквартирного дома, это послужило основанием в составе коллектива собственников дома обратиться к ответчику в письменной форме за разъяснениями о появлении необоснованной задолженности по оплате услуги за отопление.
Ответчик, ссылаясь на внесенные изменения в законодательные акты, указал на то, что данная задолженность образовалась в результате значительного перегрева помещений многоквартирного ... за **** год, где с учетом показаний общедомового прибора учета тепла все собственники многоквартирного дома обязаны произвести доплату пропорционально своему жилому помещению.
Считая, что указанное обстоятельство являлось случайностью, истец оплатил всю указанную ответчиком задолженность по отоплению за **** год.
В **** года ответчик вновь в квитанции по оплате услуг М. отразил задолженность по оплате за отопление уже в размере 12 004 рублей 83 коп., а при повторном личном обращении к ответчику были указаны те же причины, которые указывались ранее.
Также ответчиком истцу было вручено письменное обращение, в котором сообщается, что произведен перерасчет размера платы за отопление исходя из фактического потребления за **** год, потребляемых в многоквартирном доме по показаниям ОДПУ, где ответчик обратил внимание в данном обращении, что согласно п.72 Правил №354, жители, которым при корректировке произведено доначисление платы за коммунальные услуги, имеют право пользоваться рассрочкой.
Проведя самостоятельный расчет, истцу стало известно о том, что задолженность по оплате за отопление за **** и **** годы образовалась в результате расчета, который проводился не по нормативам потребления коммунальной услуги, а с учетом показаний ОДПУ тепла за прошедшие годы.
Как указывает истец, на ответчика с учетом наличия в доме ОДПУ возлагается обязанность не только снимать показания размера фактического потребления услуги по окончанию года, но и в течение текущего года регулярно следить за объемом потребления данной услуги с учетом действующих нормативов потребления коммунальной услуги на территории города Сарова.
Услуга, которая предоставляется потребителю в большем размере от установленных в регионе нормативов потребления коммунальной услуги без его согласия, считается навязанной услугой, которую собственник жилого помещения не обязан оплачивать, а имеет лишь право произвести оплату по собственному желанию.
Согласно пункта 156 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (в редакции от 16.11.2022 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
На основании изложенного, истец просит суд обязать М. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению за квартиру, расположенную по адресу: ..., за период с **** года по **** года с учетом действующего норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории городского округа (ЗАТО) город Саров Нижегородской области; взыскать с М. в пользу ФИО1 50 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что факт неисправности прибора учета истцами не доказан, за **** и **** годы жильцам ... уже был произведен перерасчет, оснований для еще одного перерасчета не имеется, отсутствуют доказательства причинения морального вреда истцу.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Т. Г., Д. явку представителей в суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в установленном порядке.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги, кроме прочего, включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за отопление и горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». В пунктах 7, 8 статьи 15 этого Закона указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора.
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении», а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее - Правила №354).
В соответствии с положениями пункта 42(1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 59(1) Правил №354, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации расчет платы за коммунальную услугу отопления, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 г. N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ....
М. на основании договору управления № от **** оказывает услуги и выполняет работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу ..., обеспечивает предоставление коммунальных услуг собственникам и иным пользователям помещений в данном многоквартирном доме.
Расчет платы за отопление в **** годах производился в соответствии с положениями пункта 42(1) Правил № - равномерно в течение календарного года с последующим перерасчетом по фактическому потреблению тепловой энергии на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Так, в платежном документе за **** года домоуправляющей компанией выполнена корректировка начислений платы за отопление с учетом фактического потребления коммунального ресурса в **** году по показания общедомового прибора учета. По результатам произведенного перерасчета за **** год и январь **** года истцу выставлена к оплате сумма, которая была оплачена истцом.
Для расчетов за отопление с **** года принято среднее потребление по показаниям ОДПУ за **** год.
В платежном документе за **** года по результатам произведенной корректировки начислений платы за отопление с учетом фактического потребления коммунального ресурса в **** году по показаниям общедомового прибора учета сумма перерасчета составила 12 004 руб. 83 коп.
Как следует из расчета Д., предоставленного по запросу жителей многоквартирного дома, за **** год потребление тепловой энергии на отопление по общедомовому прибору учета составило 554,51 Гкал, тогда как по нормативу потребление тепловой энергии за тот же период составило бы 365,64 Гкал, сумма начислений по общедомовому прибору учета на дом составила 1 082 243,445 руб., а по нормативу – 714 932,25 руб.
Согласно акту № от **** о признании узла учета вышедшим из строя произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии по адресу ..., при этом обнаружена работа с превышением нормативных пределов в течение большей части расчетного периода, у прибора учета большая погрешность, в связи с чем на основании п. 75 Правил №1034 от 18.11.2013 г. узел учета считается вышедшим из строя.
В ходе рассмотрения гражданского дела по иску ФИО5 к М. об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда определением Саровского городского суда от **** была назначена экспертиза, проведение которой поручено Н. На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Определить соответствие существующего узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ..., действующим метрологическим нормам и правилам, другим нормативно-техническим документам?
2. Соответствуют ли устройства управления и регулирования температуры теплоносителя, установленные в жилом доме по адресу: ..., нормативно-техническим документам и правилам эксплуатации?
3. Определить работоспособность узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ..., и достоверность показаний в спорный период с **** года по **** года включительно и настоящее время?
4. Определить работоспособность устройства управления и регулирования температуры теплоносителя в спорный период с **** года по **** года включительно?
5. Определить в соответствии с заключенными договорами и нормативно-технической документацией зоны ответственности за обслуживание узла учета тепловой энергии и узла управления?
Согласно выводам поступившего в суд заключения экспертов, копия которого приобщена к настоящему гражданскому делу, существующий узел учета тепловой энергии, установленный в жилом доме по адресу: ..., не соответствует действующим метрологическим нормам и правилам, другим нормативно-техническим документам. В частности, монтаж датчиков температуры на подающем и обратном трубопроводах тепловой сети отопления выполнен с грубыми нарушениями требований по монтажу завода-изготовителя и нормативной документации: диаметр трубопровода DN50 в месте установки датчика температуры не соответствует монтажной длине термопреобразователей сопротивления L=60 мм; защитные гильзы не соответствует примененным термопреобразователям сопротивления. В нарушение требований ГОСТ 26331-94 ввёртный конец штуцера термопреобразователя сопротивления не может быть установлен (вкручен) в гнездо защитной гильзы. В процессе эксплуатации это приводит к испарению из гильзы термопередающего масла и показания датчика температуры перестают соответствовать температуре теплоносителя в трубопроводе.
В результате, существующая схема монтажа термопреобразователей сопротивления позволяют производить различные манипуляции с датчиками температуры, что может негативно сказываться на достоверности измерений температур теплоносителя.
По вопросу №2: устройства управления и регулирования температуры теплоносителя, установленные в жилом доме по адресу: ..., не соответствуют нормативно-техническим документам и правилам эксплуатации.
Рабочим проектом отопления и вентиляции № «...» с изм. 3 предусматривалось присоединение системы отопления к тепловым сетям через смесительные насосы.
По факту система отопления МКД по ... присоединена к тепловой сети через автоматизированный элеватор. Проект установки автоматизированного элеватора в МКД по ... не представлен.
Наиболее вероятная причина перерасхода количества тепла на отопление в течение спорного периода МКД по ... является кратно завышенный расход теплоносителя, поступающего из тепловой сети в систему отопления.
Наиболее вероятной причиной повышенного расхода теплоносителя является некорректная работа автоматизированного элеватора системы отопления (работа при максимально открытом сопле струйного насоса) при неработающем регуляторе давления на обратном трубопроводе.
По вопросу №3: определить работоспособность узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ..., и достоверность показаний в спорный период с **** года по **** года не представляется возможным в связи с произведенной заменой приборов учета: тепловычислитель СПТ-№ заменен на СПТ-№; электронный блок ЭБ № заменен на ЭБ №.
По вопросу №4: на момент осмотра автоматическое регулирование температуры в системе отопления в зависимости от текущих температур наружного воздуха автоматизированным элеватором не осуществлялось.
Рабочим проектом отопления и вентиляции № «... с изм. 3 предусматривалось присоединение системы отопления к тепловым сетям через смесительные насосы.
По факту система отопления МКД по ... присоединена к тепловой сети через автоматизированный элеватор. Проект установки автоматизированного элеватора в МКД по ... не представлен.
Наиболее вероятная причина перерасхода количества тепла па отопление в течение спорного периода МКД по ... является кратно завышенный расход теплоносителя, поступающего из тепловой сети в систему отопления.
Наиболее вероятной причиной повышенного расхода теплоносителя является некорректная работа автоматизированного элеватора системы отопления (работа при максимально открытом сопле струйного насоса) при неработающем регуляторе давления на обратном трубопроводе.
По вопросу №5: границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям установлены Актом о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение №№ к Договору, протокол разногласий от ****): границей балансовой принадлежности по тепловым сетям системы отопления является внешняя граница стены МКД; границей эксплуатационной ответственности по тепловым сетям системы отопления является граница по первому фланцу до запорной арматуры ОДПУ со стороны ввода на МКД.
Как следует из представленного заключения экспертов монтаж общедомового прибора учета тепловой энергии в жилом доме по адресу: ..., произведен с грубыми нарушениями требований завода-изготовителя и нормативной документации, что привело к некорректной работе датчиков температуры, показания которых не соответствуют температуре теплоносителя в трубопроводе, существующая схема монтажа термопреобразователей сопротивления позволяет производить различные манипуляции с датчиками температуры, что может негативно сказываться на достоверности измерений температур теплоносителя.
В исследовательской части заключения экспертов указано, что средний расход теплоносителя из тепловой сети на отопление за период с **** по **** составлял 4,4 м3/ч, что в 2,05 раза больше величины расчетного расхода (2,15м3/ч), при этом количество тепловой энергии, поставленное в многоквартирный дом по ..., превышает количество тепловой энергии, поставленное в аналогичные ему многоквартирные дома .... Наиболее вероятной причиной повышенного расхода теплоносителя, как отмечено экспертами, является некорректная работа автоматизированного элеватора системы отопления в многоквартирном доме по ....
На некорректную работу узла учета тепловой энергии в адрес М. неоднократно поступали обращения жителей многоквартирного ..., в частности, в коллективном обращении собственников квартир от **** в адрес М. указывалось, что при корректировке платы за коммунальные услуги по итогам за 2021 год доначисление по каждой квартире составило порядка 8 000 руб., что, по мнению жителей, обусловлено отсутствием должного контроля и технического обслуживания теплового узла со стороны обслуживающей организации. На данное обращение М. дан ответ, что работа отопительной системы многоквартирного дома осуществлялась в пределах допустимых диапазонов температурного графика.
Вместе с тем, проверки общедомового прибора учета тепловой энергии на наличие неисправности по указанному обращению проведено не было, тогда как из проведенной экспертизы прямо следует, что монтаж общедомового прибора учета тепловой энергии в жилом доме произведен с грубыми нарушениями, которые могли быть своевременно выявлены домоуправляющей компанией при исполнении обязанностей в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом по обслуживанию внутридомовых сетей. Обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и постоянную работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии в силу закона возлагается на управляющую компанию.
Законодательство о теплоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. Соблюдение потребителем требований законодательства об установке прибора учета гарантирует ему наиболее точное определение объема обязательств перед теплоснабжающей организацией. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
Поскольку установлено, что прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме в спорный период не соответствовал нормативным требованиям в результате неправильного монтажа, показания прибора учета не могут быть использованы при начислении собственникам квартир платы за отопление. В этой связи исковые требования о возложении на домоуправляющую компанию обязанности произвести перерасчет платы за отопление по нормативу потребления, как при отсутствии или неисправности прибора учета, подлежат удовлетворению.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения спора нашло свое подтверждение нарушение прав ФИО1, как потребителя, неправильным начислением платы за отопление жилого помещения, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, которая, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера допущенных ответчиком нарушений, с учетом принципа разумности и справедливости определяется судом в размере 5 000 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснено в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Поскольку в ходе рассмотрение дела судом установлено, что ответчиком были нарушены права истца, как потребителя, при этом требования в добровольном порядке удовлетворены не были, с ответчика на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" подлежит взысканию штраф, который по вышеуказанным правилам составляет 2 500 руб. (50% от присужденной истцу суммы компенсации морального вреда).
Обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности суммы штрафа допущенному нарушению, судом не установлено, ответчиком в обоснование ходатайства о снижении суммы штрафа таких обстоятельств не приведено, следовательно, оснований для снижения суммы штрафа не имеется.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
По правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи с М. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 руб., от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░. (░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░ ░ **** ░░░░ ░░ **** ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░. (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ № №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 500 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░