Дело № 2-58/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хабаровой Т.В.,
при секретаре Мартыновой Н.В.,
с участием помощника прокурора Топчихинского района Маликовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановой Т. В. к Иванову Г. Ю. о выселении,
у с т а н о в и л :
На основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом с временным обременением ипотекой в силу закона № от ДД.ММ.ГГ за Ивановой Т.В. (до перемены фамилии ФИО6) 25 февраля 2014 г. было зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в <адрес>, о чем ей было выдано свидетельство о государственной регистрации права с обременением ипотекой в силу закона.
С 5 июня 2014 г. в указанном доме зарегистрирован ответчик Иванов Г.Ю.
31 июля 2015 г. был зарегистрирован брак между истцом Ивановой Т.В. и ответчиком Ивановым И.В.
Решением Топчихинского районного суда от 13 апреля 2016 г. прекращено право собственности Ивановой (Фомченко) Т.В. на жилое помещение в <адрес>, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признано за ФИО9, ФИО8, ФИО10, Ивановой Т.В. право собственности по ? доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Иванова Т.В. обязана зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 30.09.2016 г.
На основании свидетельств о государственной регистрации права от 26 апреля 2016 г. Иванова Т.В. и несовершеннолетние дети ФИО8,ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГ года рождения, являются собственником жилого дома, общей площадью 25,5 кв.м. по адресу: <адрес>, по ? доле каждый.
На основании решения мирового судьи судебного участка Топчихинского района от 17 июля 2017 г. брак между Ивановой Т.В. и Ивановым Г.Ю. прекращен 18 августа 2017 г.
23 января 2018 г. Иванова Т.В. обратилась в суд с иском о выселении из жилого <адрес> в <адрес> Иванова Г.Ю. без предоставления другого жилого помещения.
Ссылаясь статьи 30, 31, 34 Жилищного кодекса РФ, статью 304 ГК РФ, она указала, что она и её несовершеннолетние дети являются собственниками указанного жилого дома, однако в указанном доме зарегистрирован её бывший муж Иванов Г.Ю., который совершеннолетний, членом её семьи не является, в настоящее время по указанному адресу не проживает, добровольно сняться с регистрационного учета не желает, что нарушает её права и права несовершеннолетних детей, как собственников жилого помещения, поскольку она не может распорядиться имуществом по своему усмотрению, просила почтовую корреспонденцию направлять ей по фактическом месту жительства по адресу: <адрес>.
Истец Иванова Т.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, сообщив по телефону, что исковые требования о выселении Иванова Г.Ю. поддерживает и настаивает на их удовлетворении. С ответчиком связь она не поддерживает, где фактически проживает Иванов Г.Ю. – не знает, она с детьми проживает в <адрес>, дом в <адрес> закрыт, с осени 2017 г. в нем никто не живет.
Ответчик Иванов Г.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении ему судебной повестки. Возражений против иска от него не поступило.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Изучив материалы дела, суд соглашается с заключением прокурора Маликовой Д.А., полагая иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, её статья 35 часть 2, гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьёй 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в частности путём восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно статье 30 ЖК РФ, статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу частей 1, 2, 4 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов совей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В судебном заседании установлено, что собственниками жилого дома по <адрес>,в <адрес> являются Иванова Т.В. и её несовершеннолетние дети ФИО8,ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Спорный жилой дом был приобретен Ивановой Т.В. до брака с Ивановым Г.И. на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом с временным обременением ипотекой в силу закона № от ДД.ММ.ГГ и не является общим имуществом бывших супругов Ивановых.
25 февраля 2014 г. за Ивановой Т.В. (до перемены фамилии ФИО6) было зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок.
5 июня 2014 г. в указанном доме зарегистрирован ответчик Иванов Г.Ю., 31 июля 2015 г. между ним и Ивановой Т.В. зарегистрирован брак.
Во исполнение решения Топчихинского районного суда от 13 апреля 2016 г. Иванова Т.В. подарила своим детям по ? доле жилого дома, 26 апреля 2016 г. всем собственникам спорного жилого дома выданы свидетельства о государственной регистрации права.
Ответчик Иванов Г.Ю. собственником указанного жилого помещения не является.
18 августа 2017 г. брак между Ивановой Т.В. и Ивановым Г.Ю. прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Кроме того, судом установлено, что истец Иванова Т.В. с несовершеннолетними детьми проживает в <адрес>, ответчик Иванов Г.Ю. проживает в доме по <адрес>, в <адрес>, правообладателем которого не является.
Утверждение истца о том, что Иванов Г.Ю. перестал быть членом её семьи, фактически они вместе не проживают, в судебном заседании не опровергнуты.
Из рапорта ст. УУП МО МВД России «Топчихинский» ФИО12 видно, что им осуществлялась проверка гражданина Иванова Г.Ю., зарегистрированного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что Иванов Г.Ю. проживает по указанному адресу вместе со своей гражданской женой ФИО13
Между тем, в силу части 1 статьи 31 ЖК РФ именно совместное проживание является основным признаком наличия семейных отношений. Семейные отношения характеризуются ведением совместного хозяйства, общим бюджетом, взаимным уважением и заботой, ответственностью друг перед другом.
В судебном заседании установлено, что таких отношений с ответчиком у истца Ивановой Т.В. и их несовершеннолетних детей нет.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что семейные отношения между Ивановым Г.Ю. и Ивановой Т.В., ФИО8, ФИО9 ФИО10 – собственниками жилого дома - прекращены.
Поскольку Иванов Г.Ю. не является членом семьи собственников жилого помещения, право пользования указанным жилым помещением у него прекратилось.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Оснований для сохранения права пользования Ивановым Г.Ю. жилым домом, предусмотренных частью 4 статьи 31 ЖК РФ, суд не усматривает, поскольку, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений части 4 статьи 31 ЖК РФ решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается частью 4 статьи 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:
а) отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);
б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).
При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Однако, ответчик Иванов Г.Ю. в судебное заседание не явился, возражений против иска суду не представил, не представил он суду и доказательств, свидетельствующих об отсутствии в пользовании жилья, невозможности его приобретения из-за отсутствия или недостаточности заработка, о наличии (отсутствии) иждивенцев, иных обязательств, сведений об ином имуществе, состоянии здоровья и т.п.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что за Ивановым Г.Ю. как бывшим членом семьи собственников жилого помещения право пользования данным жилым помещением не сохраняется, доказательств наличия между собственниками жилого помещения и ответчиком каких-либо соглашений о порядке пользования жилым домом не представлено, суд пришел к выводу о том, что Иванов Г.Ю. утратил право пользования жилым помещением и подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Согласно статье 98 ГПК РФ Ивановой Т.В. суд присуждает возместить с Иванова Г.Ю. понесённые ею расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ивановой Т.В. удовлетворить.
Иванова Г. Ю. выселить из жилого дома по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Иванова Г. Ю. в пользу Ивановой Т. В. понесённые ею расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья