Судья Величко М.Н.
Дело № 2-1434/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-9376/2022
9 августа 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.
судей Норик Е.Н., Белоусовой О.М.,
при помощнике судьи Вершининой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Кирилловой Яны Михайловны, Филиппова Владимира Анатольевича, Байдюка Виктора Владимировича, Пушкарева Сергея Викторовича, Минбаева Алишера Аскаралиевича, Валиуллина Рустама Раильевича, Шалаевой Елены Владимировны, Ишаева Рамиля Марсельевича, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 11 мая 2022 года по делу по иску Кирилловой Яны Михайловны, Филиппова Владимира Анатольевича, Байдюка Виктора Владимировича, Пушкарева Сергея Викторовича, Минбаева Алишера Аскаралиевича, Кириченко Дмитрия Ивановича, Валиуллина Рустама Раильевича, Шалаевой Елены Владимировны, Ишаева Рамиля Марсельевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску о признании жилищных прав, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела, пояснения истцов Филиппова В.А., Байдюка В.В., Минбаева А.А., Шалаевой Е.В., Ишаева Р.М., Кирилловой Я.М., являющейся также представителем истцов Минбаева А.А., Валиуллина Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы истцов, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, представителей ответчиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области Макаровой А.В., Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску Ивановой Н.С. поддерживавших доводы апелляционной жалобы ответчика, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия,
установила:
Кириллова Я.М., Филиппов В.А., Байдюк В.В., Пушкарев С.В., Минбаев А.А., Кириченко Д.И., Валиуллин Р.Р., Шалаева Е.В., Ишаев Р.М. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ГУ МВД России по Челябинской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее по тексту УМВД России по городу Челябинску), в котором, с учетом изменения предмета иска, просили:
признать истцов превоочередниками на обеспечение жильем в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или покупку жилья; предоставления жилья в собственность, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, среди других сотрудников милиции/полиции и пенсионеров Министерства внутренних дел Российской Федерации;
обязать ответчиков включить истцов в отдельные списки из общей очереди в УМВД России по городу Челябинску и в ГУ МВД России по Челябинской области, как превоочередников, на обеспечение жильем в виде: предоставления жилого помещения по договору социально найма; предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или покупку жилья; предоставления жилого помещения в собственность, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, среди других сотрудников милиции/полиции и пенсионеров Министерства внутренних дел Российской Федерации (т. 3 л.д. 1-9).
В обосновании требований указано на то, что Кириллова Я.М., Филиппов В.А., Байдюк В.В., Пушкарев С.В., Минбаев А.А., Кириченко Д.И., Валиуллин Р.Р., Ишаев Р.М., а также умерший супруг Шалаевой Е.В. – Шалаев С.Н., проходили службу в органах внутренних дел в должности участковых уполномоченных милиции (впоследствии полиции), признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет до 1 марта 2005 года (кроме Минбаева А.А.), жилыми помещениями по договорам социального найма в шестимесячный срок с момента вступления в должность, не обеспечены, соответственно, в силу положений статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», имеют право на первоочередное обеспечение жильем либо получение социальной выплаты.
Истцы в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика УМВД России по городу Челябинску Корень Е.Н. иск не признал, сославшись на отсутствие у истцов права на первоочередное обеспечение жильем после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Также указал на то, что после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляет ГУ МВД России по Челябинской области.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области участия в судебном заседании не принял, представлены возражения на иск (т. 3 л.д. 10-12).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Челябинска при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял, об отложении слушания дела не просил.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. За Кирилловой Я.М., Филипповым В.А., Байдюком В.В., Пушкаревым С.В., Валиуллиным Р.Р., Шалаевой Е.В., Ишаевым Р.М. признано право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. На ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность по включению Кирилловой Я.М., Филиппова В.А., Байдюка В.В., Пушкарева С.В., Валиуллина Р.Р., Шалаевой Е.В., Ишаева Р.М. в отдельный список очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Исковые требования Кирилловой Я.М., Филиппова В.А., Байдюка В.В., Пушкарева С.В., Валиуллина Р.Р., Шалаевой Е.В., Ишаева Р.М. к УВД города Челябинска о признании первоочередниками на обеспечение жильем, о понуждении ответчиков включить истцов в отдельные списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилья, оставлены без удовлетворения.
Исковые требования Минбаева А.А. и Кириченко Д.И. к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по городу Челябинску о признании первоочередниками на обеспечение жильем, о понуждении ответчиков включить истцов в отдельные списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилья, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы Кириллова Я.М., Филиппов В.А., Байдюк В.В., Пушкарев С.В., Минбаев А.А., Валиуллин Р.Р., Шалаева Е.В., Ишаев Р.М. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования о признании истцов превоочередниками на обеспечение жильем в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или покупку жилья; предоставления жилья в собственность, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, среди других сотрудников милиции/полиции и пенсионеров Министерства внутренних дел Российской Федерации. Полагают, что истец Минбаев А.А. имеет право на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в силу положений статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции». Считают нарушенным право истцов на первоочередное получение жилых помещений по договору социального найма, поскольку они должны были быть обеспечены их жильем на указанных условиях в течение шести месяцев с момента вступления в должность. Полагают, что с учетом изменений действующего законодательства, истцы имеют право по своему выбору на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма либо предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или покупку жилья либо предоставление жилья в собственность, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Челябинской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает на то, что в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР истцы не имели права на первоочередное и (или) внеочередное предоставление жилья, поскольку к перечисленным в данном кодексе категориям граждан, имеющим такое право, не относились. Считает, что статья 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» не предоставляла участковым право на перевороченное получение жилья, кроме того, данная правовая норма утратила силу с момента введения в действие Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отмечает, что нарушения прав истцов не допущены, поскольку они поставлены на учет нуждающихся в жилье в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, продолжают состоять на учете, обеспечены служебными жилыми помещениями (кроме Ишаева Р.М., который за предоставлением служебного жилья не обращался).
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Кириллова Я.М. проходила службу в органах внутренних дел, в том числе с 2003 года в должности участкового уполномоченного милиции, с 2013 года по 16 декабря 2021 года в должности старшего участкового уполномоченного полиции.
По данным ГУ МВД России по Челябинской области 26 марта 2004 года Кириллова Я.М. по месту службы принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Распоряжением Главы администрации г. Челябинска от 21 января 2008 года № 157 Кирилловой Я.М. и членам ее семьи на период прохождения службы в должности участкового уполномоченного милиции предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира по адресу: <адрес>.
В настоящее время ФИО25 жилым помещением на условиях социального найма не обеспечена, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Филиппов В.А. с 14 августа 2002 года по месту прохождения службы был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в должности инспектора отделения участковых уполномоченных.
Распоряжением Главы администрации города Челябинска от 21 декабря 2007 года № 4584 Филиппову В.А. и членам его семьи на период прохождения службы в должности участкового уполномоченного милиции предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, ФИО30, <адрес>. На основании данного распоряжения с Филипповым В.А. 20 февраля 2008 года заключен договор найма служебного жилого помещения.
В настоящее время Филлипов В.А. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Байдюк В.В. в должности участкового уполномоченного милиции по месту службы с 12 апреля 2004 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы города Челябинска от 21 декабря 2007 года № 4582 Байдюку В.В. и членам его семьи на период прохождения службы в должности участкового уполномоченного милиции предоставлено служебное жилое помещение – двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. На основании данного распоряжения 16 января 2008 года с Байдюком В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения.
В настоящее время Байдюк В.В. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Пушкарев С.В. в должности участкового уполномоченного милиции по месту службы с 24 августа 2001 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы города Челябинска от 30 сентября 2009 года № 4087 Пушкареву С.В. на период прохождения службы в должности старшего участкового уполномоченного милиции предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. На основании данного распоряжения 12 октября 2009 года с Пушкаревым С.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения.
В настоящее время Пушкарев С.В. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Валлиулин Р.Р. в должности участкового уполномоченного милиции по месту службы с 25 февраля 2003 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы города Челябинска от 12 мая 2009 года № 1678 Валиуллину Р.Р. и членам его семьи на период прохождения службы в отделе участковых уполномоченных милиции предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>. На основании данного распоряжения 25 мая 2009 года с Валиуллиным Р.Р. заключен договор найма служебного жилого помещения.
В настоящее время Валиуллин Р.Р. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ФИО32. в должности участкового уполномоченного милиции по месту службы с 14 января 2002 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы города Челябинска от 31 января 2008 года № 161 ФИО33. и членам его семьи на период прохождения службы в отделе участковых уполномоченных милиции предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>. На основании данного распоряжения 11 февраля 2009 года с ФИО34. заключен договор найма служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО31., уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на получение пенсии за выслугу лет, умер, его супруга – Шалаева Е.В. жилым помещением на условиях социального найма не обеспечена, в собственности жилья не имеет, сторонами не оспаривается, что она восстановлена на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Ишаев Р.М. в должности участкового уполномоченного милиции по месту службы со 2 апреля 2002 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как указано Ишаевым Р.М., с заявлением о предоставлении служебного жилья он не обращался.
В настоящее время Ишаев Р.М. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации с правом получения пенсии за выслугу лет, жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Кириченко Д.И. проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего участкового уполномоченного милиции. Поскольку при заключении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, Кириченко Д.И. было сдано в муниципалитет жилое помещение, ранее занимаемое на условиях социального найма, решением Центрального районного суда города Челябинска от 24 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2022 года, за Кириченко Д.И. и членами его семьи признано право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, на администрацию города Челябинска возложена обязанность заключить с Кириченко Д.И. и членами его семьи договор социального найма указанного жилого помещения.
Истец Минбаев А.А. с 5 ноября 2005 года проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции. С заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений не обращался.
Распоряжением Главы города Челябинска от 21 сентября 2009 года № 3782 Минбаеву А.А. и членам его семьи на время прохождения службы предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, в отношении данного жилого помещения заключен договора найма служебного жилого помещения от 2 октября 2009 года.
На основании решения от 17 мая 2017 года Минбаев А.А. и члены его семьи приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты, жилым помещением на условиях социального найма не обеспечены, в собственности жилья не имеют, продолжают состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кириченко Д.И., суд первой инстанции сделал вывод об обеспеченности данного истца жильем на условиях социального найма вступившими в законную силу судебными актами.
Разрешая требования истца Минбаева А.А. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Минбаев А.А. с рапортом о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в виде предоставления жилого помещения на условиях социального найма, не обращался, а потому не имеет права на первоочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма.
На основании установленных обстоятельств суд сделал вывод о том, что истцы Кириллова Я.М., Филиппов В.А., Байдюк В.В., Пушкарев С.В., Валиуллин Р.Р., Ишаев Р.М., супруг истца Шалаевой Е.В. – ФИО35., были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в период прохождения службы в должности участковых уполномоченных милиции, все указанные истцы, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку нуждающихся сотрудников полиции (пенсионеров), а также по сводному списку в очередности, которая сформирована в хронологическом порядке, исходя из даты принятия указанных лиц на учет. Удовлетворяя требования Кирилловой Я.М., Филиппова В.А., Байдюка В.В, Пушкарева С.В., Валиуллина Р.Р., Шалаевой Е.В., Ишаева Р.М. в части признания права на первоочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма, суд указал на то, что поскольку названные лица проходили службу в органах внутренних дел в должности участковых уполномоченных, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, с учетом статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» у них возникло первоочередное право на получение жилого помещения по договору социального найма в течение шести месяцев с момента вступления в должность участкового уполномоченного милиции.
Возлагая на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность по включению истцов в отдельный список очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, суд руководствовался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345 и Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 169, а также правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 30 ноября 2009 года № ГКПИ09-1466.
Суд не нашел оснований признать за истцами право на превоочередное обеспечение их жильем путем предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или покупку жилья и в виде предоставления жилого помещения в собственность, поскольку указанные способы обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел, и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, осуществляется в заявительном порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1235 «О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», доказательств соблюдения которого указанными истцами суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований к УМВД России по городу Челябинску о понуждении включить истцов в отельный список первоочередников, суд сослался на то, что полномочия по ведения такого списка возложены в силу пункта 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345, на ГУ МВД России по Челябинской области.
Судебная коллегия с постановленным по делу решением суда не может согласиться ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статей 36 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что в первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий:
1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам;
2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;
3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;
4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;
5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;
6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;
7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;
8) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;
9) семьям при рождении близнецов;
10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;
11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
С 1 марта 2005 года утратил силу Жилищный кодекс РСФСР. Частью 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Понятия первоочередного предоставления жилья Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит.
С 1 марта 2011 года утратил силу Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (статьи 55 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Статьей 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Обеспечение сотрудников полиции единовременными социальными выплатами регламентировано статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая понятия первоочередного предоставления социальных гарантий, не содержит.
Предоставление жилья в собственность осуществляется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 1.1. которой предусмотрено, что жилое помещение может быть предоставлено в собственность в порядке очередности исходя из даты постановки таких сотрудника, гражданина Российской Федерации на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающихся в жилых помещениях с одновременным снятием с соответствующего учета.
Предоставление жилья по договорам социального найма регулируется положениями статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345 предусмотрено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России. Тогда как указано выше, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», первоочередное предоставление жилья по договорам социального найма не предусмотрено.
Руководствуясь приведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее в настоящее время жилищное законодательство, а также законодательство, регламентирующее обеспечение сотрудников полиции, в том числе участковых, жилыми помещениями, законодательство, предоставляющее социальные гарантии сотрудникам полиции, не предусматривает первоочередное предоставление жилья сотрудникам полиции, в том числе участковым, однако предусматривает сохранение за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся на получение ими жилых помещений исходя из времени принятия их на учет, в связи с чем, истцы сохраняют и не утратили право на предоставление жилья по договору социального найма, однако предоставление жилого помещения должно осуществляться в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в порядке очередности (исходя из времени постановки граждан на соответствующий учет).
Доводы апелляционной жалобы истцов о нарушении их права на первоочередное предоставление жилья, которое у них имеется в силу положений Жилищного кодекса РСФСР и статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», о том, что введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не должно влиять на права истцов, возникшие до введения в действие указанных нормативных правовых актов, несостоятельны по изложенными выше основаниям. Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что истцы состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений включены в единый список нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и подлежат обеспечению жильем исходя из времени принятия на такой учет, право истцов на предоставление жилых помещений сохранено.
При этом изменение порядкового номера очереди не свидетельствует о нарушении прав истцов, в материалы дела не представлены доказательства обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма кого-либо из лиц, принятых на учет позднее истцов.
Ссылки суда первой инстанции на правовые позиции, изложенные в решении Верховного Суда РФ от 30 ноября 2009 года № ГКПИ09-1466, несостоятельны, поскольку данный судебный акт постановлен в период действия статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», тогда как с 1 марта 2011 года названный Закон утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые право на первоочередное предоставление жилья не предусматривают.
Вместе с тем, несостоятельны ссылки суда первой инстанции на Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345 и Инструкцию о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 169, поскольку данными нормативными правовыми актами регламентирован учет, а не предоставление материального права, в соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по изложенными выше основаниям, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене полностью с вынесением по делу нового решения о отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 11 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кирилловой Яны Михайловны, Филиппова Владимира Анатольевича, Байдюка Виктора Владимировича, Пушкарева Сергея Викторовича, Минбаева Алишера Аскаралиевича, Кириченко Дмитрия Ивановича, Валиуллина Рустама Раильевича, Шалаевой Елены Владимировны, Ишаева Рамиля Марсельевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску - отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 августа 2022 года.