Дело № 2-47/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,
при секретарях Антошкиной О.В., Малушковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности принять меры по осуществлению межевания, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами),
установил:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по межеванию, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участоки, занятые местами захоронения (кладбищем) и расположенными на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в д.Юркино, с. Красногорье, д.Стариково, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Усть-Нейского сельского поселения расположено 3 общественных кладбища, которые находятся в д.Юркино, с. Красногорье, д.Стариково. Должностными лицами администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района меры, направленные на осуществление полномочий по межеванию, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами), не приняты. В реестре муниципального имущества муниципального образования кладбища не значатся, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не состоят. В соответствии с п.22 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Костромской области от 04.12.2015 №38-6-3KO «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопрос местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Территории, на которых размещены кладбища, находятся в ведении органа местного самоуправления сельского поселения - администрации поселения, которая обязана их содержать. Осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом не представляется возможным без определения границ той территории, на которой размещено кладбище путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка, а уклоняясь от межевания, постановки на кадастровый учет, оформления прав на земельный участок и предоставляя места для захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, администрации поселения нарушают права и интересы неопределенного круга лиц.
Однако в нарушение указанных норм администрацией Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района меры по осуществлению межевания, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами), не приняты.
По указанным нарушениям прокуратурой района 29.09.2017 главе администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле.
Администрацией Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района межевание земельных участков, на которых расположены кладбища, до настоящего времени не осуществлено, границы земельных участков на местности не установлены, вследствие чего невозможно осуществить постановку земельных участков на государственный кадастровый учет и в установленном порядке зарегистрировать на них право муниципальной собственности.
В связи с изложенным прокурор просит обязать администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по межеванию, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами) и расположенные на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в д. Юркино, с. Красногорье, д.Стариково.
В ходе рассмотрения дела прокурор Макарьевского района уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по межеванию, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами) и расположенные по адресам: в 150 м. на север от с. Красногорье площадью около 2,5 га; в 100 м. на северо-восток от Усть-Нея площадью около 2,5 га; в 50 м. на север от д. Колбино площадью около 3,5 га.
В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Филиппов Н.М. уточненные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Метелкин Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что вышеуказанные объекты (кладбища) действительно находятся на территории сельского поселения, но поселению они не принадлежат, и действующим законодательством обязанности по их регистрации на сельские поселения не возложены. Кроме того, поскольку земельные участки, на которых находятся кладбища, не разграничены, правом распоряжения этой землей обладает Макарьевский муниципальный район, который и должен провести межевание земельных участков, на которых расположены кладбища, а потом передать их в сельские поселения.
Представитель 3-го лица Администрации Макарьевского муниципального района по доверенности Смирнова С.В. в судебном заседании полагалась при решении спора на усмотрение суда и пояснила, что требования, сформулированные прокурором, относятся к полномочиям сельских поселений, что следует из содержания положений ст. ст. 14,50 Федерального закона №131-ФЗ.
Представитель 3-го лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по доверенности Анисимова О.В. полагалась при рассмотрении дела на усмотрение суда, пояснив, что требования прокурора понятны и исполнимы. Необходимо принято комплекс мероприятий, после которых и постановка на учет данных земельных участков и регистрация права на них возможна.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пп. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 №38-6-ЗКО (ред. от 20.09.2017).
Согласно п.2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.4 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ).
В силу с п. 1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании установлено, что на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области расположены общественные кладбища по адресам: в 150 м. на север от с. Красногорье площадью около 2,5 га; в 100 м. на северо-восток от с.Усть-Нея площадью около 2,5 га; в 50 м. на север от д. Колбино площадью около 3,5 га.
Из приведенных выше норм права следует, что погребение умерших осуществляется на специально отведенном для этих целей земельном участке. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.
Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.
При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.
Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на несформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. от 28.02.2018.) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
В силу пунктов 2,3,9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносится кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании п.п. 3, 21 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, адрес объекта недвижимости (при его наличии).
Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.
Отсутствие в установленном законом порядке государственной регистрации прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию права собственности администрации Усть-Нейского сельского поселения на территорию данного кладбища и нарушению прав жителей поселения на организацию и благоустройство территории данного кладбища.
Указанные в исковом заявлении доводы нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо, провести межевание, оформить документы для постановки земельного участка на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, суд считает необходимым возложить на администрацию Усть-Нейского сельского поселения обязанность в течение 1 года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по межеванию, установлению границ местности, постановке на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые под общественными кладбищами, расположенными по адресу: в 150 м. на север от с. Красногорье площадью около 2,5 га; в 100 м. на северо-восток от с. Усть-Нея площадью около 2,5 га; в 50 м. на север от д. Колбино площадью около 3,5 га.
Суд считает указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда принять комплекс мер по межеванию, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами) и расположенными на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по адресам:
в 150 м. на север от с. Красногорье площадью около 2,5 га;
в 100 м.на Северо-восток от с. Усть-Нея площадью около 2,5 га;
в 50м. на север от д. Колбино площадью около 3,5 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. Борисов
В окончательной форме решение принято 17.04.2018