Решение по делу № 3а-732/2019 от 04.10.2019

дело № 3а-732/2019

16OS0000-01-2019-000682-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 12 ноября 2019 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре - помощнике судьи Галиуллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан к Городскому Совету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании не действующими Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны, утвержденных решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 24 октября 2017 года № 20/8, в части,

УСТАНОВИЛ:

решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 24 октября 2017 года № 20/8 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее – Правила).

Указанное решение и первоначальная редакция Правил опубликованы в газете «Челнинские известия» № 86 от 17 ноября 2017 года, а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

В настоящее время Правила действуют с учетом изменений, внесенных решениями Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 10 августа 2018 года № 26/11, от 25 февраля 2019 года № 30/6, от 1 августа 2019 года № 32/11.

Правила содержат также следующие положения, касающиеся вида, порядка размещения и эксплуатации средств наружной информации (информационных конструкций).

Установку средств наружной информации предлагается осуществлять в соответствии с проектом размещения средства наружной информации (паспорт) и концепции размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на объекте на срок действия договора, дающего право размещения в данном объекте, но не более пяти лет (пункт 116).

Варианты размещения средств наружной информации на фасадах зданий, строений, сооружений и требования к средствам наружной информации утверждаются постановлением Исполнительного комитета.

Паспорт средства наружной информации аннулируется в случае несоответствия концепции размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на объекте и (или) окончания срока действия договора, дающего право размещения в данном объекте.

Места размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на объекте определяются концепцией размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на объекте (пункт 1161).

Запрещается размещение средства наружной информации без согласованного проекта размещения средства наружной информации (паспорт), согласованного с уполномоченным органом Исполнительного комитета; размещение средства наружной информации, не соответствующего проекту размещения средства наружной информации (паспорту), согласованному уполномоченным органом Исполнительного комитета (подпункты 2, 3 пункта 120).

В целях обеспечения надлежащего состояния фасадов запрещается размещение на фасадах здания (сооружения), крышах зданий (сооружений) информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) без разрешения выданного Исполнительным комитетом на установку и эксплуатацию информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) (подпункт 3 пункта 128).

Заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пунктов 116, 1161, 120, подпункта 3 пункта 128 Правил, в той мере, в которой они возлагают на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по размещению средств наружной информации в целях исполнения требований статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», при условии: включения их в концепцию размещения рекламных конструкций и средств наружной информации, разрабатываемую уполномоченным органов исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны; наличия проекта размещения средств наружной информации (паспорт), согласованного с уполномоченным органом Исполнительного комитета; без разрешения, выданного Исполнительным комитетом на установку и эксплуатацию информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений).

По мнению административного истца, оспариваемые им положения Правил не предусматривают каких-либо исключений в части обязанности согласования с уполномоченным органом местного самоуправления для вывесок, предназначенных для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1, а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также иной обязательной к размещению информации не связанной с рекламой.

В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Татарстан Валиахметов А.Р. административный иск поддержал.

Представитель Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Абдуллина Л.Р. административный иск не признала.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному правовому акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 25 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», а также в пункте 25 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования город Набережные Челны, принятого решением представительного органа муниципального образования город Набережные Челны от 8 декабря 2005 года № 6/5.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Набережные Челны в соответствии со статьей 25 его Устава является Городской Совет.

На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования город Набережные Челны к компетенции представительного органа муниципального образования отнесено установление общеобязательных правил на территории города Набережные Челны в соответствии с законодательством (утверждение правил благоустройства территории города (пункт 11 части 1, введен решением от 27 апреля 2018 года № 24/8)).

В силу требований статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 20 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, в соответствии со статьей 19 Устава муниципального образования город Набережные Челны, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, утвержденным решением Городской Совет муниципального образования город Набережные Челны от 25 сентября 2008 года № 34/8, 15 сентября 2017 года по проекту решения «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны» проведены публичные слушания.

Данные публичные слушания были назначены постановлением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 10 августа 2017 года № 18/8, опубликованным в газете «Челнинские известия» от 16 августа 2017 года № 60, от 18 августа 2017 года № 61.

По результатам публичных слушаний составлен итоговый протокол, который опубликован в газете «Челнинские известия» от 22 сентября 2017 года № 70.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Городским Советом муниципального образования город Набережные Челны в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам заместителя прокурора Республики Татарстан о том, что вопреки требования гражданского законодательства и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1, оспариваемые им положения Правил, не предусматривают каких-либо исключений в части обязанности согласования с уполномоченным органом местного самоуправления вывесок, предназначенных для доведения до сведения потребителей информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также иной обязательной к размещению информации не связанной с рекламой, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).

Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).

Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), обязанность размещать по месту их нахождения и осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы.

При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок, порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), федеральное законодательство не содержит.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности при размещении средства наружной информации (вывески с информацией о фирменном наименовании (наименовании), виде деятельности, режиме работы) согласовывать проект его размещения с уполномоченным органом Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, получать разрешение Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны на установку и эксплуатацию информационных элементов может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В настоящем случае указанные обязанности возложены решением органа местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемые заместителем прокурора положения Правил устанавливают для организаций и индивидуальных предпринимателей дополнительные требования, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Правила не регламентируют текстового содержания любого из видов средств размещения наружной информации, а также право на использование товарного знака, фирменного наименования и других средств индивидуализации юридических лиц и предпринимателей. Вместе с тем исходя из правовых основ регулирования вопроса благоустройства территории муниципальных образований, орган местного самоуправления вправе устанавливать требования к техническим средствам размещения информации в рамках требований по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, то есть вправе определить порядок размещения и дифференцирование информационных конструкций, не являющихся рекламными, то есть не отнесенных к сфере регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

При таких обстоятельствах пункты 116, 1161, 120, подпункт 3 пункта 128 Правил подлежит признанию недействующими, в той мере, в которой они возлагают на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность при размещении средства наружной информации (вывески с информацией о фирменном наименовании (наименовании), виде деятельности, режиме работы) согласовывать проект его размещения с уполномоченным органом Исполнительного комитета, получать разрешение Исполнительного комитета на установку и эксплуатацию информационных элементов, за исключением положений о порядке их размещения и дифференцировании информационных конструкций.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 116, 1161, 120, подпункт 3 пункта 128 Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны, утвержденных решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 24 октября 2017 года № 20/8, в той мере, в которой они возлагают на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность при размещении средства наружной информации (вывески с информацией о фирменном наименовании (наименовании), виде деятельности, режиме работы) согласовывать проект его размещения с уполномоченным органом Исполнительного комитета, получать разрешение Исполнительного комитета на установку и эксплуатацию информационных элементов, за исключением положений о порядке их размещения и дифференцировании информационных конструкций.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете «Челнинские известия», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 20 ноября 2019 года.

Судья Э.С. Каминский

3а-732/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Городской Совет муниципалнього образования г. Н. Челны
заместитель прокурора РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.10.2019Регистрация административного искового заявления
19.10.2019Передача материалов судье
19.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2019Судебное заседание
04.10.2019Регистрация административного искового заявления
04.10.2019Передача материалов судье
09.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее