РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Саменковой С.Е.,
при секретаре Челаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Прокурора <данные изъяты> района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Лебедеву С.М. о прекращении права управления транспортным средством, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой <данные изъяты> района г.Самары проведена проверка соблюдения требований ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами Лебедевым С.М., состоящего на учете в Самарском областном наркологическом диспансере. В ходе проверки установлено, что Лебедеву С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдано ДД.ММ.ГГГГ водительское удостоверение №. Согласно сведениям ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. Лебедев С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», на учет поставлен на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ - обнаружен морфин, наблюдаемая ремиссия на ДД.ММ.ГГГГ. № месяцев. В настоящее время имеет противопоказания к управлению автотранспортным средством. Таким образом, у Лебедева С.М. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение дает ему право на управление транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
На основании вышеизложенного просит суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Лебедева С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, обязать ОГИБДД УМВД России по <адрес> изъять у Лебедева С.М. действующее водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ. РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> района г.Самары Гриднева Н.В. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Лебедев С.М. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Отдела ГИБДД Управления МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой <данные изъяты> района г.Самары проведена проверка законности наличия специального права на управление транспортными средствами гражданами, находящимися на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области.
В соответствии со ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, в том числе, в качестве водителя транспортного средства. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Пунктом 1 ст. 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п. 2 ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 27 указанных Правил Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
По сообщению РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес>, представленному в адрес зам.прокурора <адрес>, Лебедеву С.М. было выдано водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер», предоставленной в адрес зам. прокурора <адрес> ФИО4, Лебедев С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», на момент последнего посещения ДД.ММ.ГГГГ наблюдаемая ремиссия № месяцев на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Лебедев С.М. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Согласно инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № от ДД.ММ.ГГГГ « О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года ; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Таким образом, необходимым условием для снятия с учета (профилактического наблюдения) является наличие стойкой ремиссии.
Согласно подпункту 29 Приложения N 2 к Приказу Министерства Здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 555 к медицинским противопоказаниям в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Судом установлено, что на момент последнего посещения Лебедевым С.М. на ДД.ММ.ГГГГ. наблюдаемая ремиссия № месяца, на ДД.ММ.ГГГГ № месяцев. Согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» в настоящее время Лебедев С.М. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Таким образом, в настоящее время у Лебедева С.М. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.
Ответчиком не представлено доказательств прохождения специального лечения после постановки на учет, наличия стойкой ремиссии после специального лечения, поставленный ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер».
Ответчиком не доказано значительное улучшение состояния здоровья, что препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, поскольку по медицинским показаниям при наличии диагноза «<данные изъяты>» запрещается управлять транспортными средствами.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что управление транспортными средствами ответчиком, имеющим ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В суде доказано наличие у ответчика заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Продолжение действия права управления ответчиком транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, подлежит прекращению действие права на управление транспортными средствами водительского удостоверения ответчика.
В виду наличия у административного ответчика заболевания, препятствующего безопасному управлению им транспортными средствами, на Отдел ГИБДД Управления МВД России по <адрес> возлагается обязанность изъять у ответчика водительское удостоверение.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства).
Следовательно, с Лебедева С.М. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора <данные изъяты> района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц к Лебедеву С.М. о прекращении права управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Лебедева С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>.
Обязать ОГИБДД У МВД России по <адрес> изъять у Лебедева С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ. РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Лебедева С.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Е. Саменкова