Дело №2а-168/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Чадаевой А.Л.,
с участием административного истца помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Переваловой Н.В.,
административного ответчика представителей Администрации Белоноговского сельсовета Куртамышского района Большакова А.М., Федоровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 03 марта 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоноговского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоноговского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Свои требования мотивирует тем, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, в части организации работы с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19, а именно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не имеют водонипроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, не имеют ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Обязанность по обустройству контейнерных площадок закреплена за органами местного самоуправления. Просит признать незаконным бездействие Администрации Белоноговского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19; обязать Администрацию Белоноговского сельсовета в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам в с. Белоногово Куртамышского района Курганской области: ул. Центральная между домами № 9 и №11; ул. Центральная около дома № 33; ул. Центральная около дома № 41; ул. Центральная, около дома № 64; ул. Центральная около дома № 86; ул.Центральная за домом № 109; ул. Заречная около дома № 10; ул. Заречная около дома № 38; по адресам в с. Узково Куртамышского района Курганской области: ул. Зеленая около дома № 1; ул. Зеленая, около дома № 30.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В. административные исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с изложенным в исковом заявлении.
Представители административного ответчика Администрации Белоноговского сельсовета Куртамышского района Курганской области Большаков А.М., Федорова А.С. в судебном заседании административные исковые требования признали частично. Пояснили, что обязанность по обустройству контейнерных площадок лежит на Администрации Белоноговского сельсовета, однако в бюджете муниципального образования Белоноговский сельский совет не заложены средства на текущий 2020 год для обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства и документы, приходит к следующему.
Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с ч 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Материалами дела установлено, что согласно уставу Белоноговского сельского совета Курганской области, принятому решением Белоноговской сельской Думы от 18.07.2008 № 15, к вопросам местного значения Белоноговского сельсовета согласно п.12 ст. 6.1 относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.29-68).
Решением Белоноговского сельсовета, Белоноговской сельской Думы от 11.06.2019 № 15 утверждены Правила благоустройства территории Белоноговского сельсовета, согласно которым сбор твердых коммунальных отходов на территории Белоноговского сельсовета осуществляется в соответствии с порядком сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области (л.д.9).
«Порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Курганской области» утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492. Аналогичный порядок сбора твердых коммунальных отходов на территории Белоноговского сельсовета разработан и предусмотрен Правилами благоустройства территории Белоноговского сельсовета (л.д.9-16)
В статье 3 Правил благоустройства предусмотрены правила содержания территорий общего пользования и порядок пользования такими территориями. Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в местах сбора и накопления ТКО в соответствии с территориальной схемой (статья 3 п.п 7.1 Правил).
Согласно ст. 3 п.п 7.2.1 Правил сбор ТКО осуществляется в контейнеры расположенные на контейнерных площадках.
В соответствии с п.п 7.4 ст. 3 Правил контейнеры для сбора и накопления твердых коммунальных отходов должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных. Контейнеры должны быть пронумерованы с указанием наименования и контактных данных оператора, осуществляющего сбор, транспортирование ТКО, содержать сведения о собственнике контейнера и лицах, для сбора мусора которых установлен контейнер. Контейнерные площадки должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиНом 42-128-4690-88. Контейнерные площадки должны содержать сведения о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов, а также информацию, предостерегающую владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.
Постановлением Администрации Белоноговского сельсовета от 21.11.2019 № 31 определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра на территории Белоноговского сельсовета (л.д.17-18).
Согласно Приложению № 1 указанного Постановления, на территории Белоноговского сельсовета определено десять мест (площадок) накопления ТКО: с. Белоногово ул. Центральная между домами № 9 и №11; ул. Центральная около дома № 33; ул. Центральная около дома № 41; ул. Центральная, около дома № 64; ул. Центральная около дома № 86; ул.Центральная за домом № 109; ул. Заречная около дома № 10; ул. Заречная около дома № 38; по адресам в с. Узково Куртамышского района Курганской области: ул. Зеленая около дома № 1; ул. Зеленая, около дома № 30. Приложение № 2 содержит схемы их размещения (л.д. 27,28).
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления твердых коммунальных отходов, которые независимо от вида мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющая подъездный путь для автотранспорта.
Из информации Администрации Белоноговского сельского совета № 20 от 10.02.2020, объяснения от 17.02.2020 следует, что контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов до настоящего времени не установлены. Работу по обустройству контейнерных площадок планируется провести в течении 2020 года (л.д.7,8).
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Белоноговского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН, нарушают права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность.
Согласно с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Требования прокурора об обязанности Администрации Белоноговского сельсовета Курганской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в срок до 31.12.2020 заявлены с учетом того, что Администрации требуется время для исполнения решения суда.
Суд не принимает доводы административного ответчика о том, что невозможно в срок до 31.12.2020 исполнить решение суда, так как в бюджете на 2020 год, утвержденном в 2019 году, не заложены денежные средства, направленные на решение комплекса работ по оборудованию мест (площадок) твердых коммунальных отходов, поскольку неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей по оборудованию мест (площадок) ТКО может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из предоставленной ответчиком выписки из решения Белоноговской сельской Думы от 26.12.2019 № 16 «О бюджете Белоноговского сельсовета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» подтверждается, что, денежные средства на оборудование мест (площадок) ТКО не запланированы (л.д.87).
Однако в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете Администрации Белоноговского сельсовета денежных средств на оборудование мест (площадок) твердых коммунальных отходов, освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
Исполнение судебных актов по административным делам должны осуществляться в разумный срок. Изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения. Суд полагает срок до 31.12.2020 для исполнения решения суда разумным.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Куртамышского района Курганской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоноговского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Белоноговского сельсовета Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19.
Обязать Администрацию Белоноговского сельсовета Курганской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам в с. Белоногово Куртамышского района Курганской области: ул. Центральная между домами № 9 и № 11; ул. Центральная около дома № 33; ул. Центральная около дома № 41; ул. Центральная, около дома № 64; ул. Центральная около дома № 86; ул.Центральная за домом № 109; ул. Заречная около дома № 10; ул. Заречная около дома № 38; по адресам в с. Узково Куртамышского района Курганской области: ул. Зеленая около дома № 1; ул. Зеленая, около дома № 30, в срок до 31.12.2020.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Куртамышский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2020года.
Судья Н.Д. Дзюба