Дело № 3а-36/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Костенко Е.Л.
при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В.,
с участием прокурора Елфимовой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 27 мая 2016 г. в г.Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению Игнатова А.В. о признании решения Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. №232 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме на территории МО ГО «Ухта» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306, постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2012 г. №857,
УСТАНОВИЛ:
решением Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. №232 (в редакции от 4 сентября 2013 г. №238) установлены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме на территории МО ГО «Ухта».
Нормативный правовой акт опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МО ГО «Ухта» в издании «Город» 4 октября 2008 г., выпуск №34 (646).
Пунктом 1.2 решения установлено, что нормативы отопления в крупнопанельном блочном многоквартирном доме или жилом доме с централизованной системой теплоснабжения (ежемесячно в течение года) составляют 0,024 Гкал в месяц, 0,288 Гкал в год на 1 кв.м общей площади.
Игнатов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. №232 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме на территории МО ГО «Ухта» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306, постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2012 г. №857, указав в обоснование, что согласно решению Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. №232 начисление оплаты за отопление в крупнопанельном блочном многоквартирном доме или жилом доме с централизованной системой теплоснабжения должно производиться ежемесячно в течение года по месячному нормативу 0,024 Гкал на 1 кв. м общей площади, что в расчете на 12 месяцев составляет 0,288 Гкал на 1 кв.м. Однако из постановлений Правительства Российской Федерации следует, что расчет оплаты за отопление, как и расчет норматива, должен производиться за отопительные месяцы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2012 г. №857 органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом ежемесячного начисления оплаты за отопление по нормативу потребления тепловой энергии, рассчитанному за отопительные месяцы, но с применением понижающего коэффициента периодичности платежа. Величина данного коэффициента определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. Правительство Республики Коми не ввело понижающий коэффициент периодичности, следовательно, по мнению истца, начисление оплаты за отопление в городе Ухте должно производиться в отопительные месяцы и норматив не может применяться ежемесячно в течение года, как указано в оспариваемом решении, а может быть применен только восемь раз в году.
Административный истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принял, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие Игнатова А.В.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306 (в редакции от 14 февраля 2015 г.) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 утвержденных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 5 Правил).
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении отопления: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (подпункт «е» п.7 Правил).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по следующей формуле (формула 5):
N0=Q0/Sоб*Чnот
,
где:
Q0- суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал);
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
nот- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов (п.3 приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. №344).
Таким образом, при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, в приведенной формуле, одним из показателей является период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. №857 «Об особенностях применения в 2012 – 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в первоначальной редакции) разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. №307 «О некоторых вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. №857» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 г. вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 указанного постановления.
Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. №307 «О некоторых вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. №857»).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 14 сентября 2012 г. №385/1 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 – 2014 годах на территории Республики Коми» (в первоначальной редакции) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах на территории Республики Коми применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2014 г. (пункт 3 постановления Правительства Республики Коми от 14 сентября 2012 г. №385/1).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Правительство Российской Федерации установило, что:
а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31 декабря 2016 г.;
б) решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1 - 4 приложения № 2 к указанным Правилам.
Соответствующие изменения были внесены и на республиканском уровне, так пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 14 сентября 2012 г. №385/1 (в редакции от 29 декабря 2014 г.) установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Республики Коми применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.
При этом действие указанного постановления Правительства Республики Коми от 14 сентября 2012 г. №385/1 ограничено сроком до 1 июля 2016 г. (пункт 3 постановления).
Таким образом, установление размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., в порядке, который установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, является реализацией права, предоставленного субъекту Российской Федерации нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Согласно п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Анализ формулы, приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, позволяет прийти суду к выводу о том, что размер платы за отопление в жилом доме не ставится в зависимость от количества месяцев отопительного периода и исчисляется без применения понижающего коэффициента периодичности, как о том указано в административном исковом заявлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (в редакции от 27 августа 2012 г.) Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения № 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
Приведенное выше свидетельствует, что с 1 июля 2016 г. в полном объеме утратят силу Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. С указанной даты плата за отопление будет рассчитываться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
В силу подпункта «а» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 и приложения 2 к этим Правилам при отсутствии общих и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется путем перемножения трех показателей: норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего на 30 июня 2012 г., который установлен в расчете на весь календарный год, плата за отопление начисляется ежемесячно, общей площади помещения в многоквартирном доме и тарифа на тепловую энергию.
Согласно пункту 30 части 2 статьи 30 Устава МО ГО «Ухта» к полномочиям Совета городского округа относится, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, издание иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании решения Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. № 232 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме на территории МО ГО «Ухта» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306, постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2012 г. №857, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Игнатова А.В. о признании решения Совета МО ГО «Ухта» от 30 сентября 2008 г. № 232 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме на территории МО ГО «Ухта» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306, постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2012 г. №857 – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы или представления через Верховный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2016 г.
Председательствующий Костенко Е.Л.
Копия верна судья Костенко Е.Л.