Дело №
УИД: 91RS0№-58
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
21 февраля 2024 года <адрес>Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:председательствующего судьи – Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – ФИО7, с участием представителя истца – ФИО8,
представителя ответчика – ФИО9,
третьего лица - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Жилищно-строительному кооперативу «Марьино» о понуждении совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО4,
установил:
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с иском к ЖСК «Марьино» о возложении обязанности в течении 30 календарных дней со дня вступления судебного акта в законную силу исполнить предписание Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ путем проведения мероприятий в отношении общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым, а именно: принять надлежащие меры по восстановлению целостности стока общедомовых сетей водоотведения (канализации) над квартирой № и в <адрес> путем устранения протеканий и (или) замены аварийных участков канализационной сети.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию поступило обращение ФИО2, проживающей в <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым, содержащее информацию об уклонении ЖСК «Марьино» от выполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в указанном многоквартирном доме, в частности, не проведение текущего ремонта общедомового стояка водоотведения (канализации), вследствие чего имеют место залитие помещений заявителя.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении, на основании представления № от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции были назначены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт наличия течи на участке общедомового стояка водоотведения (канализации).
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № и внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ЖСК «Марьино» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить указанные в предписании мероприятия.
В установленный срок предписание исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - ФИО2 собственник <адрес>), ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО4 (собственники квартир расположенных выше по стояку над квартирой №).
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в ЖСК «Марьино» нет необходимых и достаточных денежных средств для замены стояка канализации. Кроме того, указала, что проведение замены стояка канализации необходимо проводить на всех этажах дома, однако жильцы иных квартир отказываются. Дом кооперативный, в связи с чем, ремонт необходимо проводить за счет средств жильцов дома, тогда как на собрание членов кооператива жильцы не являются.
ФИО2 просила исковые требования удовлетворить.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены в порядке ст.113 ГПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 20 ЖК РФ установлено, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу п. 1.4 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" граждане, юридические лица обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан.
Государственный жилищный надзор реализуется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым (далее - Истец, Инспекция), согласно Положению об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение, содержащиеся на официальном сайте в разделе – Общая информация), является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым.
Согласно пункту 3.6. Положения к полномочиям Инспекции относится проведение проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требовании к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно пункту 4.8. Положения Инспекция имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту б пункта 4.16. Положения, государственные жилищные инспектора имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа Инспекции о проведении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является правообладателем <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым через интернет-приемную портала Правительства Республики Крым поступило обращение ФИО2, проживающей в <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым вх.№Д-32/5082/2, содержащее информацию об уклонении ЖСК «Марьино» от выполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в указанном многоквартирном доме, в частности, не проведение текущего ремонта общедомового стояка водоотведения (канализации), вследствие чего имеют место залитие помещений заявителя. /л.д.8-10/
В соответствии с данными Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, управление общим имуществом многоквартирного <адрес> в <адрес> осуществляет Жилищно-строительный кооператив «Марьино». /л.д.11/
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым было вынесено мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия №, в соответствии с которым принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ЖСК «Марьино» (ОГРН 1149102117911, ИНН 9102056062). /л.д.14-15/
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЖСК «Марьино» (<адрес>) направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, с указанием на необходимость обеспечить доступ в МКД по адресу: <адрес>. /л.д.20-22/
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 29500087823349 указанное уведомление получено ЖСК «Марьино» ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.23/
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведен осмотр совместно с председателем ЖСК «Марьино» в МКД по адресу: <адрес>.
Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире установлена течь в трубе общедомовой канализации. /л.д.24-27/
По результатам осмотра Инспекций составлен Акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.28-31/
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЖСК «Марьино» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять надлежащие меры по восстановлению стояка общедомовых сетей водоотведения (канализации) над <адрес> в <адрес>. Указанное предписание направлено в адрес ЖСК «Марьино» ДД.ММ.ГГГГ /л.д.32-35/
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 29500087884159 предписание получено ЖСК «Марьино» ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.36/
Факт получения указанного предписания председатель ЖСК «Марьино» не оспаривала.
Указанное предписание ЖСК «Марьино» также не оспаривалось.
В установленный срок предписание исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Поскольку законное предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым не было выполнено ответчиком в установленный срок, Инспекция в целях выполнения возложенных на него задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Пунктом 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491, определено, что в состав общего имущества включаются в том числе чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права чердаки, крыши, несущие стены и иные ограждающие конструкции (включая фундаменты, плиты перекрытий) входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1.1 ст.161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно ч.2.2 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения.
В соответствии с ч.16 ст.161 ЖК РФ, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Доводы представителя ответчика о том, что сток общедомовых сетей водоотведения (канализации) не является общим имуществом собственников МКД, в связи с чем, собственники квартиры, в том числе и собственник <адрес> ФИО2 должны самостоятельно производить ремонт канализационного стояка в своих квартирах, являются несостоятельными, противоречат положениям ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми установлено, что в понятие техническое обслуживание здания входит комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включает работы по контролю за состоянием жилищного фонда, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Исходя из пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 42 указанных Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Канализационный стояк относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и именно на ответчика, как на управляющую организацию, законом возложена обязанность проверки технического состояния внутридомовой инженерной системы водоотведения (канализации), а также к проведению осмотров в том объеме и количестве, которые обеспечивали бы своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям закона.
Учитывая изложенное, канализационный стояк, расположенный в <адрес> (первый этаж) и над ней, является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи чем, ответчик, как управляющая организация отвечает в том числе за надлежащее содержание и осуществление контроля за техническим состоянием стояка канализации многоквартирного дома. При принятии многоквартирного дома в управление ЖСК «Марьино» обязано было убедиться в том, что общее имущество находится в надлежащем состоянии, а в случае выявления каких-либо нарушений, как исполнитель по договору обслуживания принять меры для своевременного их устранения, чего сделано не было.
Доводы ответчика об отсутствии у ЖСК «Марьино» денежных средств на проведение ремонта стока общедомовых сетей водоотведения (канализации), а также, что для устранения выявленных нарушений необходимо проведение работ по капитальному ремонту, что недопустимо в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома, не могут быть приняты судом во внимание, а также служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Поскольку истец в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
решил:
Иск Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Жилищно-строительному кооперативу «Марьино» о понуждении совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО4, удовлетворить.
Обязать Жилищно-строительный кооператив «Марьино» в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда исполнить предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № путем проведения мероприятий в отношении общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым, а именно: принять надлежащие меры по восстановлению целостности стока общедомовых сетей водоотведения (канализации) над квартирой № и в <адрес> путем устранения протеканий и (или) замены аварийных участков канализационной сети.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Марьино» в бюджет государственную пошлину в размере 6000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.