Решение по делу № 2-757/2023 (2-4433/2022;) от 16.11.2022

                                                                    Р Е Ш Е Н И Е                                       дело №2-757/2023

                                                        Именем Российской Федерации          УИД91RS0003-01-2022-005608-46

            21 марта 2023 года                                                                                              г.Симферополь

            Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Османовой Ш.Р.,

            с участием помощника прокурора Центрального района г.Симферополя Поддубовой В.А., представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО4, представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости.

В обоснование требования указано, что ФИО1 имеет статус члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации (второй категории) последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО2, что подтверждается удостоверением, выданным по законодательству Украины. ФИО2 работал в зоне отчуждения ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, умер ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, причиной смерти являлось заболевание, связанное с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС. Истица обратилась с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом членам семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но было отказано по причине того, что супруг заявителя умер до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и в гражданстве Российской Федерации не состоял. Однако ФИО1 получила гражданство РФ не в связи с переездом в Российскую Федерацию, а по основанию постоянного проживания на территории Республики Крым на дату ее принятия в состав Российской Федерации, и ФИО1 должны предоставляться соответствующие меры социальной поддержки. Также указано, что истица обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении двух пенсий, но было отказано по причине отсутствия соответствующего удостоверения.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом.

Помощник прокурора <адрес> ФИО6 требования поддержала, просила удовлетворить, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству, пояснила, что льготы предусмотрены для вдов ликвидаторов ЧАЭС, являвшихся гражданами Российской Федерации, а ФИО2 на момент смерти не являлся гражданином РФ Пояснила, что у истицы имеется удостоверение украинского образца, все меры социальной поддержки сохранены, при получении удостоверения российского образца у истицы будет меньший объем льгот, так как льготы по оплате ЖКХ, льгота на проезд предоставлены по закону -ЗРК в сохраненном виде. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи со сменой наименования.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Шичко О.К. просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к фонду, поскольку истица является получателем страховой пенсии по старости на основании дела, переданного с Украины, а также с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по потере кормильца. В дело представлены письменные возражения по заявленным требованиям.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, представитель которого в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. В дело представлены письменные объяснения, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указано, что ФИО2 умер до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и у ФИО1 отсутствует право на получение мер социальной поддержки, установленных нормами Закона . Также разъяснено, что на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет право на ежемесячную компенсацию на оплату занимаемой площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, а в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» ФИО1 пользуется льготным проездом в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1); - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1); - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1).

Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Особенности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась супругой ФИО2, которому ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение о праве на льготы в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» для инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, причиной смерти установлено заболевания, связанное с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано удостоверение о праве на льготы и компенсации в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

В ответе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 было разъяснено, что меры социальной поддержки для семей, в том числе вдов, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, умерших до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, Законом №421-ФЗ не предусмотрены.

В ответе указано, что меры социальной поддержки и льготы, предоставлявшиеся гражданам до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, сохранены и закреплены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».

Также в ответе доведено до заявителя о том, что она состоит на учете в департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> как получатель мер социальной поддержки по категории ЧАЭС – члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, и предоставляются следующие меры социальной поддержки: - ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%; - в апреле 2021 года выплачена материальная помощь к 35-1 годовщине Чернобыльской катастрофы и дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф в размере 3 000 руб.. Также по категории «инвалид 2 группы» предоставляется льготный проезд.

В дело представлено обращение Главы Республики Крым ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в котором Глава Республики просил урегулировать вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по Федеральному закону №421-ФЗ в части распространения таких мер на членов семей, вдов из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС/инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС, умерших до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и не являвшихся при жизни гражданами Российской Федерации, а также в части замены удостоверений, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым либо Республики Крым на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указало на то, что вопросы социальной поддержки постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым членов семей, в том числе, вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ставших инвалидами вследствие данной аварии), статус которым устанавливался в соответствии с законодательством Украины, действующим законодательством урегулирован. Имеется ссылка на Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».

Положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" установлено, что меры социальной защиты (поддержки), установленные в том числе, для вдов ликвидаторов последствий Чернобыльской катастрофы, сохраняются в размере, установленном законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, и устанавливаются указанным гражданам после ДД.ММ.ГГГГ на новый срок при наличии оснований для их предоставления и обращения гражданина.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет право на получение всех мер социальной защиты (поддержки) в качестве вдовы умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые она имела до перехода Республики Крым в состав Российской Федерации. Материалы дела не содержат сведений о том, что истица ограничена в получении мер социальной поддержки в соответствии с имеющимися у нее удостоверениями, выданными по законодательству Украины.

Вместе с тем, ответом ГУ-Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 было сообщено об отказе в установлении двух пенсий: по потере кормильца и страховой пенсии по старости, со ссылкой на отсутствие удостоверения соответствующего образца.

Однако, впоследствии решением пенсионного органа истице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. При этом с ДД.ММ.ГГГГ истица является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах нарушений прав ФИО1 не установлено, за ФИО1 сохранены все имевшиеся у нее по законодательству Украины меры социальной поддержки, назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца с первого числа месяца, в котором подано соответствующее заявление. Распространение мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан из числа вдов участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших до вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации и не являвшихся при жизни гражданами Российской Федерации, законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного оснований для удовлетворения требований судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

    В удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

        Председательствующий                                             Кундикова Ю.В.

        Решение в окончательной форме изготовлено 28.03.2023

2-757/2023 (2-4433/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваль Анна Ивановна
Прокуратура Центрального района г.Симферополя
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Другие
Министерство труда и социальной защиты РФ
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.12.2022Предварительное судебное заседание
05.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2023Предварительное судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее