Р Е Ш Е Н И Е дело №2-757/2023
Именем Российской Федерации УИД91RS0003-01-2022-005608-46
21 марта 2023 года г.Симферополь
Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Османовой Ш.Р.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Симферополя Поддубовой В.А., представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО4, представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости.
В обоснование требования указано, что ФИО1 имеет статус члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации (второй категории) последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО2, что подтверждается удостоверением, выданным по законодательству Украины. ФИО2 работал в зоне отчуждения ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, умер ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, причиной смерти являлось заболевание, связанное с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС. Истица обратилась с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № членам семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но было отказано по причине того, что супруг заявителя умер до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и в гражданстве Российской Федерации не состоял. Однако ФИО1 получила гражданство РФ не в связи с переездом в Российскую Федерацию, а по основанию постоянного проживания на территории Республики Крым на дату ее принятия в состав Российской Федерации, и ФИО1 должны предоставляться соответствующие меры социальной поддержки. Также указано, что истица обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении двух пенсий, но было отказано по причине отсутствия соответствующего удостоверения.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом.
Помощник прокурора <адрес> ФИО6 требования поддержала, просила удовлетворить, привела доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству, пояснила, что льготы предусмотрены для вдов ликвидаторов ЧАЭС, являвшихся гражданами Российской Федерации, а ФИО2 на момент смерти не являлся гражданином РФ Пояснила, что у истицы имеется удостоверение украинского образца, все меры социальной поддержки сохранены, при получении удостоверения российского образца у истицы будет меньший объем льгот, так как льготы по оплате ЖКХ, льгота на проезд предоставлены по закону №-ЗРК в сохраненном виде. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи со сменой наименования.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Шичко О.К. просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к фонду, поскольку истица является получателем страховой пенсии по старости на основании дела, переданного с Украины, а также с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по потере кормильца. В дело представлены письменные возражения по заявленным требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, представитель которого в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. В дело представлены письменные объяснения, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указано, что ФИО2 умер до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и у ФИО1 отсутствует право на получение мер социальной поддержки, установленных нормами Закона №. Также разъяснено, что на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет право на ежемесячную компенсацию на оплату занимаемой площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, а в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» ФИО1 пользуется льготным проездом в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1); - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1); - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1).
Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Особенности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась супругой ФИО2, которому ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение о праве на льготы в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» для инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, причиной смерти установлено заболевания, связанное с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано удостоверение о праве на льготы и компенсации в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».
В ответе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 было разъяснено, что меры социальной поддержки для семей, в том числе вдов, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, умерших до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, Законом №421-ФЗ не предусмотрены.
В ответе указано, что меры социальной поддержки и льготы, предоставлявшиеся гражданам до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, сохранены и закреплены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».
Также в ответе доведено до заявителя о том, что она состоит на учете в департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> как получатель мер социальной поддержки по категории ЧАЭС – члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, и предоставляются следующие меры социальной поддержки: - ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%; - в апреле 2021 года выплачена материальная помощь к 35-1 годовщине Чернобыльской катастрофы и дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф в размере 3 000 руб.. Также по категории «инвалид 2 группы» предоставляется льготный проезд.
В дело представлено обращение Главы Республики Крым ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в котором Глава Республики просил урегулировать вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по Федеральному закону №421-ФЗ в части распространения таких мер на членов семей, вдов из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС/инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС, умерших до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и не являвшихся при жизни гражданами Российской Федерации, а также в части замены удостоверений, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым либо Республики Крым на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указало на то, что вопросы социальной поддержки постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым членов семей, в том числе, вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ставших инвалидами вследствие данной аварии), статус которым устанавливался в соответствии с законодательством Украины, действующим законодательством урегулирован. Имеется ссылка на Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
Положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" установлено, что меры социальной защиты (поддержки), установленные в том числе, для вдов ликвидаторов последствий Чернобыльской катастрофы, сохраняются в размере, установленном законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, и устанавливаются указанным гражданам после ДД.ММ.ГГГГ на новый срок при наличии оснований для их предоставления и обращения гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет право на получение всех мер социальной защиты (поддержки) в качестве вдовы умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые она имела до перехода Республики Крым в состав Российской Федерации. Материалы дела не содержат сведений о том, что истица ограничена в получении мер социальной поддержки в соответствии с имеющимися у нее удостоверениями, выданными по законодательству Украины.
Вместе с тем, ответом ГУ-Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 было сообщено об отказе в установлении двух пенсий: по потере кормильца и страховой пенсии по старости, со ссылкой на отсутствие удостоверения соответствующего образца.
Однако, впоследствии решением пенсионного органа истице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. При этом с ДД.ММ.ГГГГ истица является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах нарушений прав ФИО1 не установлено, за ФИО1 сохранены все имевшиеся у нее по законодательству Украины меры социальной поддержки, назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца с первого числа месяца, в котором подано соответствующее заявление. Распространение мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан из числа вдов участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших до вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации и не являвшихся при жизни гражданами Российской Федерации, законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного оснований для удовлетворения требований судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании права и установлении статуса члена семьи (вдовы) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с выдачей удостоверения российского образца, возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и страховую пенсию по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.03.2023