Судья Гоморева Е.А. дело <данные изъяты>
50RS0<данные изъяты>-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2023 г. <данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Илларионовой Л.И.,
судей Жигаревой Е.А., Гарновой Л.П.,
при помощнике судьи Кожуховской А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ленинского городского округа <данные изъяты> на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску администрации Ленинского городского округа к Варданян М. В. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
заслушав доклад судьи Жигаревой Е.А.,
установила:
администрация Ленинского городского округа обратилась с иском к Варданян М.В. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45111, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – не установлен, принадлежит на праве собственности Варданян М.В. Земельный участок расположен одновременно в территориальных зонах Т (зона транспортной инфраструктуры) и К (коммунальная зона). Формирование и кадастровый учет земельного участка осуществлен с нарушением действующего законодательства.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, его представитель с исковыми требованиями не согласился.
Решением Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского городского округа <данные изъяты> просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
В силу положений ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не отвечает.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 площадью 200 кв. м поставлен на кадастровый учет <данные изъяты>, отнесен к категории земель населенных пунктов, его целевое использование не установлено.
Основанием возникновения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 является договор купли-продажи от <данные изъяты>, заключенный между продавцом Варданян С.В. и покупателем Варданян М.В. Ранее земельный участок был приобретен Варданян С.В. на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>, заключенным с Орловым С.А., которому, в свою очередь, земельный участок принадлежал на основании решения собственников, действующих от имени Зубрина С.В., о перераспределении земельных участков от <данные изъяты> в виде раздела земельных участков площадью 24 800 кв. м на 53 земельных участка.
Из материалов дела также следует, что решением Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, вступившим в законную силу, за Зубриным С.В. признано право собственности на земельный участок площадью 2,48 га с установлением сведений о местоположении границ, земельный участок расположен на землях населенных пунктов по адресу: <данные изъяты>, Ленинский муниципальный район.
Администрация Ленинского городского округа <данные изъяты> являлась третьим лицом по данному гражданскому делу.
Согласно заключению кадастрового инженера местоположение кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45111, сведения о которых содержатся в ЕГРН, соответствуют местоположению границы земельного участка, выделенного по решению суда от <данные изъяты>
Как следует из искового заявления, земельный участок располагается в территориальной зоне Т - зона транспортной инфраструктуры (площадь наложения 42,2 кв. м) и в зоне К – коммунальной зоне (площадь наложения 157,92 кв. м). Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 не соответствует Правилам землепользования и застройки сельского поселения Развилковское, утвержденным решением Совета депутатов Ленинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, в части: вида разрешенного использования земельного участка (не установлен); установленной категории земель земельного участка; пересечения границ территориальных зон.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка, суд первой инстанции указал, что фактически исковые требования органа местного самоуправления, при наличии вступившего в законную силу решения суда о выделе в натуре доли и установлении границ земельного участка с указанием координат, по существу направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Положениями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статьей 6 пунктами 1 и <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>» предусмотрено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 га. При этом не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и настоящей статьей.
Вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм права в их единстве и взаимной связи, следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. Соответственно, в случае выдела, раздела или иного преобразования участка, вновь образованные земельные участки должны сохранять целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, а также соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков соответствующего целевого назначения. Несоответствие размера вновь образуемого земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков является основанием для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок должен был быть образован из сельскохозяйственных угодий ПК КПЗ имени Владимира Ильича, однако согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок, в отношении которого возник спор, имеет категорию «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования не установлен.
Спорный земельный участок расположен в границах территориальных зон Т (зона транспортной инфраструктуры) и К (коммунальная зона).
Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности с приведенными нормами материального права, судебная коллегия полагает, что образование земельного участка Варданян М.В. не отвечает требованиям действующего земельного законодательства, поскольку местоположение вновь образованного земельного участка должно соответствовать местоположению исходного земельного участка, из которого он был образован (глава 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в границах территории населенного пункта, стороной ответчика не оспорено и не опровергнуто.
Указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 был образован и поставлен на кадастровый учет в границах населенного пункта произвольно, без фактической привязки к местности, с нарушением действующего земельного законодательства относительно его размера и местоположения, а также с нарушением запрета, установленного законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных администрацией требований об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах данного земельного участка нельзя признать правильным.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что спорный земельный участок был образован с нарушением запрета, установленного ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>».
По смыслу ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, истец в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В данном случае отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, не может лишать заинтересованное лицо права на обращение в суд с таким требованием, поскольку данный способ защиты нарушенного права не запрещен законом, соответствует характеру нарушения и направлен на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным в силу нарушения норм материально права, в связи с чем, подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования администрации Ленинского городского округа <данные изъяты> к Варданян М. В. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45111 площадью 200+/- кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категории «земли населенных пунктов».
Председательствующий
Судьи