Дело №-2 - 2337/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2015 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.М.
при секретаре Петрове А.С.,
прокуроре Жинжиной Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Челябинска в интересах Череватых Т.В. к Государственному учреждению Челябинский <адрес> реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации в видесанаторно – курортного лечения, возложении обязанности обеспечить санаторно – курортным лечениемза ДД.ММ.ГГГГ годы,
установил:
Прокурор Калининского района города Челябинск обратился в Курчатовский районный суд г. Челябинска с иском в интересах Череватых Т.В. к Государственному учреждению Челябинскому областному реабилитационно - физкультурному центру инвалидов «Импульс», Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия Государственного учреждения Челябинский <адрес> реабилитационно - физкультурный центр инвалидов «Импульс», Министерство социальных отношений Челябинской области, выразившееся в части не представления инвалиду Череватых Т.В. санаторно – курортного леченияза ДД.ММ.ГГГГ г.г.
В обоснование заявленных требований указано, что Череватых Т.В. является инвали<адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Череватых Т.В. поставлена на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, однако до настоящего временисанаторно – курортным лечением за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГг. не обеспечена.
Истец Череватых Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Представил письменный отзыв, согласно которому в иске просил отказать.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки насанаторно – курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Из материалов дела следует, что Череватых Т.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвали<адрес> группы (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Согласно справке для получения путевки формы № от ДД.ММ.ГГГГ Череватых Т.В. нуждается всанаторно – курортном лечении (л.д. 16).
06ДД.ММ.ГГГГ. Череватых Т.В. обратилась в РЦ «Импульс» с заявлением о предоставлении бесплатной путевки насанаторно – курортное лечениев соответствии с рекомендуемым профилемлечения. На основании данного заявления Черерватых Т.В. была поставлена на учет в ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» для обеспечениясанаторно – курортным лечением, что подтверждается уведомлением о постановке на учет по обеспечению путевки насанаторно – курортное лечениеи о включении гражданина в областной реестр граждан, имеющих прав на обеспечение путевкой насанаторно –курортное лечение (л.д. 14,15).
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, обеспечениесанаторно – курортным лечениемосуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показанийсанаторно – курортныхпутевок в санаторно – курортныеорганизации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки насанаторно – курортное лечениеприобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлениисанаторно – курортнойпутевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками насанаторно – курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданамсанаторно – курортныепутевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок насанаторно – курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получениесанаторно – курортныхпутевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом № 22 от 27.01.2011 г. Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение «Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов «Импульс» полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставлениясанаторно – курортного леченияинвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок насанаторно – курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой насанаторно – курортное лечение.
Вопреки доводам ответчика в письменных возражениях, учитывая, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о выдаче путевки насанаторно – курортное лечение, нуждаемость истца в санаторно – курортном лечении, был поставлен на учет в качестве нуждающегося, сроки предоставления путевки истекли, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой насанаторно – курортное лечениесо ссылкой на соблюдение очередности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
Согласно статье 9 Федерального закона реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
По смыслустатьи 314Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность ответчика по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации должна быть исполнена в разумный срок.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технических средств реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в них. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права технические средства реабилитации должны предоставляться инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации без каких-либо условий, поэтому ссылка в отзыве о возможности предоставления санаторно-курортной путевки только в порядке очередности, которая не наступила, является несостоятельной.
Поскольку полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области, обязанность по предоставлению истцусанаторно – курортнойпутевки за 2013, 2014 годы следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области.
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Челябинскому областному реабилитационному центру инвалидов «Импульс» следует отказать, поскольку на данного ответчика по принятию решений о предоставлении путевок не возложена.
Руководствуясь ст.ст. 194,198ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в не обеспечении инвалида Череватых Т.В. санаторно – курортным лечением незаконным.
Возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить Череватых Т.В.санаторно – курортно е лечение за ДД.ММ.ГГГГ г.г.
В иске к Государственному учреждению Челябинскому областному реабилитационно - физкультурному центру инвалидов «Импульс» о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий: -<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>