ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2022 года по делу № 33-3911/2022 (№ 2-2/22)
судья Михалева Е.В.
УИД 04RS0019-01-2021-001528-17
Поступило 6 октября 2022 года
Апелляционная инстанция Верховного суда Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой И.К., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя взыскателя Ергонова А.А. – Дамбаева Ю.Б. на определение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 7 сентября 2022 года, которым должнику Прибайкальской районной администрации предоставлена рассрочка исполнения решения,
УСТАНОВИЛА:
решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 11 января 2022 года исковые требования Ергонова А.А. удовлетворены, с Прибайкальской районной администрации в пользу Ергонова А.А. взыскано 16 065 074,38 руб., расходы по оплате экспертизы – 15 000 руб., по оплате услуг представителя – 25 000 руб., по оплате государственной пошлины - 200 руб.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Ергонова А.А. удовлетворены частично, с Прибайкальской районной администрации в пользу истца взысканы убытки в сумме 7 305 322,38 руб. расходы по оплате экспертизы – 6 820,50 руб., по оплате услуг представителя – 15 000 руб., в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Всего взыскано 7 327 142,88 руб.
Сведений о возбуждении исполнительного производства не имеется.
Должник Прибайкальская районная администрация обратился в суд с заявлением о рассрочке исполнения судебного решения на срок до 31 декабря 2025 года ссылаясь на тяжелое имущественное положение. В обоснование заявленного требования должник указал на то, что бюджет района является высокодотационным, доля собственных налоговых и неналоговых доходов составляет лишь 11,1% или 108 332 тыс. руб. в 2022 году. По итогам рассмотрения Министерством финансов Республики Бурятия параметров консолидированного бюджета Прибайкальского района недостаток бюджетных средств на первоочередные расходы составляет 24 782,2 тыс. руб. В связи со снижением собственных доходов возникает необходимость получения бюджетных кредитов. Муниципальный долг по состоянию на 1 августа 2022 года составляет 56 100 тыс. руб. Полагают, что задолженность по исполнительному документу в размере 7 327 142,88 руб. могут погасить без нанесения ущерба бюджету и срыву исполнения публичных полномочий только при предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
Заявление рассмотрено судом первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле и без проведения судебного заседания.
Судом постановлено определение об удовлетворении заявления, должнику предоставлена рассрочка исполнения до 30 июня 2023 года.
В частной жалобе представитель взыскателя Ергонова А.А. – Дамбаев Ю.Б. просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, указывает, что судом не проводилась проверка доводов должника, изложенных в заявлении и положенных в основу оспариваемого определения, в деле отсутствуют подтверждающие доводы должника доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, показатели консолидированного бюджета не подтверждены документами, отвечающими требованиям бюджетного законодательства, составленным в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года № 191н, считает, что предоставление отсрочки нарушает баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
В соответствии с ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции единолично без извещения сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, судья апелляционной инстанции считает, что определение суда полежит отмене с разрешением вопроса по существу.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 434 ГПК РФ, установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос о рассрочке исполнения судебного решения. Такое заявление рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Предоставление рассрочки исполнения судебного решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих его исполнению, однако отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Поскольку рассрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, при разрешении заявления о рассрочке исполнения решения суду в каждом конкретном случае необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.
Таким образом, основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер и свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, а предоставленная рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Суд первой инстанции, разрешая вопрос о рассрочке исполнения принял во внимание, что район является высокодотационным, исполнение решения в настоящее время для должника затруднительно, указал, что по итогам рассмотрения параметров консолидированного бюджета Прибайкальского района недостаток бюджетных средств на первоочередные расходы составляет 24 782,2 тыс. руб., а задолженность перед истцом в размере 7 327 142,38 руб. является значительной для бюджета района, поэтому, учитывая возможность нанесения ущерба бюджету и срыва исполнения публичных полномочий, суд посчитал необходимым частично удовлетворить требования должника.
Исходя из соблюдая баланс прав и законных интересов всех взыскателя и должника, суд посчитал возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до 30 июня 2023 года.
Между тем, должник Прибайкальская районная администрация обратился в суд с требованием о предоставлении рассрочки, а не отсрочки исполнения судебного постановления.
При этом должник просил предоставить рассрочку на три года с ежегодной оплатой долга в 2023 и 2024 годах по 2 400 000 руб., в 2025 году – 2 527 142,88 руб.
Как следует из частей 5 и 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Представленными суду приказами Министерства финансов Республики Бурятия за 2020 – 2022 годы подтверждается, что Прибайкальской районной администрации неоднократно предоставлялись бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицита местного бюджета (т. 2 л.д. 216-224), что подтверждает наличие дефицита бюджета муниципального района. Оснований не доверять представленным документам не имеется.
Учитывая, что основными приоритетами бюджетных расходов являются расходы, направленные на социально-значимые мероприятия, оплату труда работников муниципальных учреждений Прибайкальского района, а также то, что
для исполнения судебного постановления необходимо заложить денежные средства в бюджет района, апелляционная инстанция усматривает основания для предоставления рассрочки исполнения решения, поскольку ответчиком представлены доказательства невозможности исполнения решения в связи с дотационным бюджетом, отсутствием средств на гашение задолженности в 2022 году, при этом не нарушается принцип баланса прав и интересов сторон.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представленные заявителем документы подтверждают наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, и являются относимым и допустимым доказательством.
Апелляционная инстанция соглашается с доводами стороны взыскателя о том, что дефицит бюджета не является основанием для предоставления рассрочки. Однако при отсутствии денежных средств и решения о бюджете, принимаемого представительным органом местного самоуправления, судебное постановление не будет исполняться. По предложенному должником варианту взыскатель имеет возможность удовлетворить свои требования в приемлемые сроки.
Апелляционная инстанция считает, что необходимо установить срок до наступления которого должник обязан выплатить часть долга, в каждом расчетном году, с учетом сроков исполнения бюджета, установленного бюджетным кодексом до 10 декабря каждого года.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 7 сентября 2022 года о предоставлении Прибайкальской районной администрации рассрочки исполнения решения отменить, разрешить вопрос по существу.
Предоставить Прибайкальской районной администрации рассрочку исполнения Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 года сроком на 3 года, с возложением обязанности выплачивать ежегодно до 10 декабря: в 2023 году 2 400 000 руб., в 2024 году 2 400 000 руб., в 2025 году 2 527 142,88 руб.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия И.К. Кушнарева