Судья Тимофеева А.М. УИД38RS0032-01-2023-004929-44
Судья-докладчик Ананикова И.А. № 33-4798/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2024 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Амосова С.С.,
судей Ананиковой И.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Мутиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4354/2023 по иску службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области к Мальковец С.Ю. об обеспечении доступа в жилое помещение
по апелляционной жалобе Мальковец С.Ю.
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 декабря 2023 г.,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванным иском, истец – служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области -просил обязать Мальковец С.Ю. обеспечить доступ в принадлежащее ему жилое помещение по адресу: (данные изъяты) должностному лицу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области с целью проверки факта выполнения (производства) работ по переустройству и (или) перепланировки жилого помещения. Мотивировал это тем, что от управляющей организации многоквартирным домом - ООО УК «Флагман» поступило сообщение о несанкционированном подключении со стороны ответчика к внутридомовым инженерным системам энергоснабжения МКД, незаконном демонтаже газовой плиты и замене ее на электрическую. Доступ в указанное жилое помещение в рамках регионального государственного жилищного надзора истцу обеспечен не был, что создало препятствия для осуществления функции по проверке соблюдения гражданами обязательных требований жилищного законодательства, в т.ч. в целях пресечения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г(данные изъяты)
Приведенным выше решением суда постановлено иск удовлетворить.
В апелляционной жалобе Мальковец С.Ю. просит решение отменить. Ссылается на нарушение судом норм материального права; отсутствие установленных ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» оснований для проведения истцом внеплановой проверки и получения доступа в жилое помещение; ненадлежащее его уведомление о проведении проверки.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, к общему имуществу относится в т.ч., механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие, в т.ч. к нарушению в работе инженерных систем, не допускаются. Переоборудование жилых помещений может включать в себя, в т.ч. установку бытовых электроплит взамен газовых плит, прокладку новых или замену существующих электрических сетей (п.п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).
По делу установлено, что в адрес службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области 13.04.2023 (вх. № 01-86-5493/23) поступило обращение ООО УК «Флагман», осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: (данные изъяты) содержащее сведения о том, что со стороны собственника квартиры Номер изъят Мальковец С.Ю. произведено несанкционированное подключение к внутридомовым инженерным системам электроснабжения, установлен факт незаконного переоборудования газовой плиты на электрическую путем демонтажа газовой плиты и установления заглушки; возможность проверки законности переоборудования газовой плиты на электрическую отсутствует в связи с непредоставлением ответчиком доступа в жилое помещение.
По факту названного обращения истцом было принято решение от 03.05.2023 о проведении выездной проверки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ в рамках регионального государственного жилищного надзора (л.д. 20), в связи с чем в адрес Мальковец С.Ю. направлялись заказным письмом решение и уведомление от 03.05.2023 № 354/23 о проведении мероприятия по государственному жилищному контролю (л.д. 21) с предложением обеспечить доступ 26.07.2023 в 14.30 час. на проверяемый объект по адресу: (данные изъяты)
Получение ответчиком заказного письма с вложением решения и уведомления подтверждено почтовым уведомлением с почтовым идентификатором № 80080584585809, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80080584585809 (л.д. 22, 23), однако, в установленное время 26.07.2023 жилое помещение для осмотра с целью проверки факта выполненных работ по переустройству и (или) перепланировки жилого помещения должностному лицу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области предоставлено не было, о чем составлен протокол осмотра от 26.07.2023.
Повторно в адрес ответчика решение и уведомление о проведении мероприятия по государственному жилищному контролю были направлены 28.07.2023 (л.д. 25), Мальковец С.Ю. было предложено обеспечить доступ на проверяемый объект 07.08.2023 в 14.30 час. Заказное письмо с вложением не было получено Мальковец С.Ю. и возвращено в связи с истечением срока хранения в ОПС, что подтверждается копией почтового конверта и копией почтового уведомления с почтовым идентификатором № 80101786187339, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80101786187339 (л.д. 26, 27).
В установленное время 07.08.2023 жилое помещение не было предоставлено ответчиком для осмотра, о чем должностным лицом службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области составлен протокол осмотра от 07.08.2023.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Обязав Мальковец С.Ю. обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: (данные изъяты) должностному лицу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области с целью проверки факта выполнения (производства) работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального права и прав ответчика как собственника жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца полномочий на осмотр жилого помещения, незаконности инициированной истцом проверки при наличии в деле доказательств правомерности замены газовой плиты на электрическую и проведения соответствующих работ с разрешения и силами сотрудников газовой службы и энергонадзора не могут быть приняты судебной коллегией.
Нормами ст. 20 ЖК РФ определено, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ч. 1). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии с Положением о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 № 124-пп, служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному контролю (надзору).
В подп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Реализация истцом как органом государственного жилищного надзора полномочий по проверке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, не может быть поставлена в зависимость от действий других организаций и служб, проводящих, в т.ч. осмотры и проверки в пределах своих компетенций.
Как следует из объяснений представителей истца в ходе судебного разбирательства, законность замены газовой плиты на электрическую в квартире ответчика истцом не оспаривается, к предмету проверки относится установление соответствия переоборудования жилого помещения действующим в настоящее время нормам во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Поскольку отсутствие либо наличие нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в жилом доме, иных лиц может быть установлено только по результатам проверки, осуществляемой посредством осмотра жилого помещения, позволяющего оценить его состояние, суждения суда о том, что, являясь собственником квартиры, Мальковец С.Ю., имея реальную возможность получить соответствующие уведомления, направлявшиеся по месту его регистрации, и предоставить доступ в квартиру для проведения органом государственного жилищного надзора проверки соблюдения жилищного законодательства, данную обязанность не исполнил, являются правильными и основанными на законе.
Требования по направлению ответчику уведомления о проведении осмотра жилого помещения истцом были выполнены надлежащим образом, отказ ответчика предоставить доступ в жилое помещение противоречит его обязанности допускать представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
Приводимые ответчиком нормы права от указанной обязанности его не освобождают, т.к. ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не регулируют спорное правоотношение, не распространяются на проверочные мероприятия в отношении собственников жилых помещений – физических лиц.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий С.С. Амосов
Судьи И.А. Ананикова
А.Л. Малиновская
Апелляционное определение составлено 17.06.2024.