Судья Нагибина Е.Л. Дело №21-179/2018
РЕШЕНИЕ
14 марта 2018 года г.Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре дело по жалобе ПАО «МСРК Северо-Запада» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2018 года, которым
постановление Минпрома Республики Коми от 28 ноября 2017 года <Номер обезличен> о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ПАО «МРСК Северо-Запада» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей оставлено без изменения, жалоба ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» подало жалобу в суд.
Судьей принято приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить.
Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Муравский С.Л. доводы жалобы поддержал.
Выслушав представителя ПАО «МРСК Северо-Запада», изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Рослесхоза от 10.06.2011 №223, лесные участки, которые находятся государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьёй 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
В силу пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путём вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с пунктом 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
В соответствии с пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 26.04.2017 №228, начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми было установлено с 28.04.2017.
Из материалов дела следует, что электросетевой комплекс подстанция ... кВ «...» с линиями электропередачи, состоящий из: ..., на праве собственности принадлежит ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена> <Номер обезличен>).
В ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ «... лесничество» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> на основании приказа руководителя ГУ «... лесничество» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков» руководящими лицами <Дата обезличена> составлены акты осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, из которых следует, что лесные участки, расположенные на территории ... участкового лесничества в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выдела ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... в части выделов ... квартала ..., квартала ...; ... участкового лесничества в части выдела ... квартала ...; ... участкового лесничества в части выделов ... квартала ... в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ... в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ... в части выделов ... ... квартала .... в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ... располагаются в охранной зоне .... При осмотре установлено, что на участках проведены работы по расширению ЛЭП путем рубки деревьев ручным способом – бензопилами. В части выделом ... квартала ... и части выбелов ... квартала ... ... участкового лесничества срубленная древесина вместе с порубочными остатками (верхние части деревьев, обрубленные части веток, остатки древесно-кустарниковой растительности) складированы в сплошные штабеля по обе стороны от опор на расстоянии 3-х метров от стены леса, не отделены противопожарной, минерализованной полосой не менее 1,4 метра.
В части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., в части выделов ... квартала ..., на протяжении всего участка в кварталах ... ... участкового лесничества спиленная древесина местами не очищена от сучьев, складирована в сплошные штабеля, расположенные по обе стороны от опор, не прижата к земле и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. На участке площадью ... га в части выдела ... квартала ... участкового лесничества спиленная древесина отсутствует. В части выделов ... квартала ..., части выделов ... квартала ... части выделов ... квартала ... части выделов ... квартала ... части выделов ... квартала ..., части выделов ... квартала ..., части выделов ... квартала ... участкового лесничества срубленная древесина совместно с порубочными остатками (верхние части деревьев, обрубленные части веток, остатки древесно - кустарниковой растительности) складированы в сплошные штабеля по обе стороны от опор, не отделы противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. В части выдела ... квартала ... участкового лесничества, части выделов ... квартала ... ... участкового лесничества спиленная древесина местами не очищена от сучьев, складирована в сплошные штабеля по обе стороны от опор, не прижата к земле и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» допущено нарушение пунктов 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении в период пожароопасного сезона порубочных остатков, срубленных деревьев, не очищенных от сучьев, плотно не уложенных на землю и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м на территории ГУ «... лесничество», за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, актами осмотров, обследования лесного участка от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, фототаблицами к ним, другими материалами дела.
Обстоятельства совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств в подтверждение обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности несостоятельны, опровергаются совокупностью имеющихся доказательств, в частности актов осмотров, фотоматериалов и свидетельствуют о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» пунктов 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, что образует состав вмененного обществу административного правонарушения.
Проведение осмотра лесов в отсутствие представителя юридического лица и без извещения прокуратуры нарушением установленных требований закона не является и не свидетельствует о недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности привлекаемого лица.
Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса РФ, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 №394, статье 13.2 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и имущественного контроля».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N294-ФЗ положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Федерального закона N294-ФЗ, с Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373 (далее – Порядок) основными условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержания таких заданий, порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, которые соблюдены надзирающим органом.
В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в отношении объектов, подлежащих региональному государственному контролю (надзору), применяются меры для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях (пункт 3 Порядка).
Доводы жалобы о наличии оснований для применения норм статьи 2.9 КоАП РФ аналогичны доводам, оценка которым дана при вынесении решения городским судом. Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматриваю.
Ненаступление вредных последствий не являются исключительными обстоятельствами, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожение имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Оснований для снижения размера административного штрафа не усматриваю. Административное наказание назначено ПАО «МРСК Северо-Запада» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ПАО «МРСК Северо-Запада» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторное совершение однородного правонарушения, и в пределах, установленных санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доводы в жалобе о снижении размера штрафа со ссылками на пункт 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающий при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, основаны на неправильном толковании заявителем норм права, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ составляет пятьдесят тысяч рублей.
Порядок и срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности не нарушены, наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьёй городского суда при рассмотрении жалобы не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2018 года оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья С.В.Вдовиченко