Дело № 2-705/2024
09RS0009-01-2024-000750-88
Решение
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Матакаева А-Г.И.,
при секретаре судебного заседания Баджевой А.В.,
с участием представителя истца помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Аслануковой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указав, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение».
В ходе проведения проверки было установлено, что на поднадзорной территории в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» с целью обеспечения доступности и качества первичной медицинской помощи, оказываемой в сельской местности. В 2023г. для организации оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства на территории Адыге-Хабльского муниципального района осуществлено строительство фельдшерско-акушерского пункта для населения, проживающего в отдаленной местности - в а.Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР, который введен в эксплуатацию в первом квартале 2024г. Указанный объект здравоохранения оснащен оборудованием в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 543н от 15.05.2012 (в рад. от 21.02.2020) «Об утверждении Положения об организации первичной медико-социальной помощи взрослому населению». В ходе проверки установлен факт простоя оборудования поставленного в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико- санитарной помощи».
Так, в ФАП а.Тапанта, являющимся структурным подразделением РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» не используется поставленное в рамках проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» компьютерное оборудование в количестве: 2 единиц системных блоков, 2 единиц ЖК-мониторов, 2 единиц клавиатура+мышь, 2 единиц источников бесперебойного питания и 2 единиц лазерных принтеров.
Таким образом, рабочее место фельдшера не оборудовано персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Также не установлен и фактически не используется облучатель медицинский бактерицидный (ОБН-75 «Азов»).
Указанное выше также свидетельствует о неэффективном использовании оборудования, приобретенного на средства, выделенные из федерального бюджета и бюджета КЧР, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступность и качество медицинской помощи, предусмотренных законодательством о здравоохранении.
Просил суд: Признать бездействие РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в части не принятия мер по установке и использованию оборудования, поставленного в ФАП а.Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», национального проекта «Здравоохранение», согласно акту передачи товара от 07.02.2024 –компьютерного оборудования в колличестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров, 1-й единицы облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис») незаконным.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение рабочего места фельдшера ФАП а. Тапанта <адрес> КЧР персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для чего установить компьютерное оборудование в колличестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку в здании ФАП а. Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис»), поставленного согласно акту передачи товара от 07.02.2024 г.
В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Асланукова Р.Р. поддержала заявленные требования и просила суд: Признать бездействие РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в части не принятия мер по установке и использованию оборудования, поставленного в ФАП а.Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», национального проекта «Здравоохранение», согласно акту передачи товара от 07.02.2024 –компьютерного оборудования в количестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров, 1-й единицы облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис») незаконным.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение рабочего места фельдшера ФАП а. Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для чего установить компьютерное оборудование в количестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку в здании ФАП а. Тапанта <адрес> КЧР облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис»), поставленного согласно акту передачи товара от 07.02.2024 г.
Представитель РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с. ч.2 ст.257 Гражданско-процессуального кодекса РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав представителя Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 18 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 323-ф3) каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья обеспечивается, в частности оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 19 Закона № 323-ф3 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 37 Закона № 323-ф3 предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Таким образом, из основных принципов законодательства об охране здоровья, следует, что больницы должны быть не только оснащены медицинским оборудованием, позволяющим оказывать высококвалифицированную стационарную и поликлиническую медицинскую помощь населению с использованием современных методов и средств, но и использовать это оборудование в предназначенных для этого целях.
Согласно Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе: -строительство и реконструкцию объектов здравоохранения; -оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием; -обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации; -дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 (в ред. от 01.04.2024) утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения».
Одной из основных целей программы является создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение передвижных медицинских комплексов, организация санитарноавиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах. Государственной программой «Развитие здравоохранения» предусмотрено предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Здравоохранение». Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2023 № 390 утверждена Государственная программа Карачаево- Черкесской Республики «Развитие здравоохранения в Карачаево-Черкесской Республике» в рамках которой реализуется региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», на реализацию которого в бюджете КЧР на 2023 г. предусмотрены средства в размере 5162,3 тыс. рублей (Закон КЧР от 29.12.2022 № 98-ФЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2023 г. и плановый период 2024г. и 2025 г.»).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 543н от 15.05.2012 (в рад. от 21.02.2020) «Об утверждении Положения об организации первичной медико-социальной помощи взрослому населению» утвержден Стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско- акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) (далее - Стандарт).
Пунктом 1 Стандарта предусмотрено оснащение рабочего места (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно телекоммуникационную сеть "Интернет".
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В порядке, предусмотренном ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из важнейших принципов бюджетной системы является результативность и эффективность использования бюджетных средств.
Согласно требованиям ст. 34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Не исполнение требований законодательства об охране здоровья граждан со стороны РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ», приводит к нарушению одних из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации - принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» о признании бездействие незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать бездействие РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в части не принятия мер по установке и использованию оборудования, поставленного в ФАП а.Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», национального проекта «Здравоохранение», согласно акту передачи товара от 07.02.2024 – компьютерного оборудования в количестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров, 1-й единицы облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис») незаконным.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение рабочего места фельдшера ФАП а. Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для чего установить компьютерное оборудование в количестве: 2-х единиц системных блоков, 2-х единиц ЖК- мониторов, 2-х единиц клавиатура + мышь, 2-х единиц источников бесперебойного питания и 2-х единиц лазерных принтеров.
Обязать РГБУЗ «Адыге-Хабльская ЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку в здании ФАП а. Тапанта Адыге-Хабльского района КЧР облучателя медицинского бактерицидного (ОБН-75 «Азов»), 1-й единицы холодильника фармацевтического (ХБ-250-2 «Позис»), поставленного согласно акту передачи товара от 07.02.2024 г.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Адыге-Хабльском районном суде 04 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Судья Адыге-Хабльского
районного суда КЧР Матакаев А-Г.И.