64RS0045-01-2020-004045-48
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации13 августа 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО3
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> об обязании совершения действий по возврату ошибочно уплаченного налога,
установил:
истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился к специалисту налоговой инспекции за консультацией по поводу расчета налога с дохода физического лица, полученного от продажи недвижимости. В процессе консультации ему посчитали, что сумма налога составляет 308 620 руб. ДД.ММ.ГГГГ он оплатил налог с дохода от продажи недвижимости в сумме 308 620 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета, чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ №, №. В мае 2005 года путем заключения договора мены недвижимости, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, я приобрел в собственность комнаты в коммунальной квартире №ЗА з <адрес> по уд. Некрасова в <адрес>. В декабре 2005 года после переустройства и перепланировки вышеуказанные: иные помещения, в связи с переводом из жилого в нежилое помещение, приобрели статус нежилого помещения, литер А, расположенного по адресу: <адрес>. о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены соответствующие изменения. Переустройство, перепланировка включая оформление соответствующих документов, потребовали значительных финансовых расходов. Необходимые денежные средства истец брал в долг у родственников. Кроме того, необходимо было оплачивать содержание помещения и коммунальные услуги. В связи с такими обстоятельствами я принял решение передать принадлежащее мне помещение в аренду. Ежемесячна арендная плата расходовалась на содержание недвижимости, уплату долга и уплату налога доходов физических лиц в размере 13%. ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение было продано за 2 500 000 рублей. Нежилое помещение по адресу: <адрес>. 98 принадлежало истцу с 2005 по 2018 годы, то есть более пяти лет. В следствие указанного обстоятельства истец считает, что должен быть освобожден от уплаты налога с его продажи. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с соответствующим заявлением в Межрайонную инспекцию ФНС № по <адрес>. 30.12.2019г. истцу было отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств на том основании, что истец заявлял о своих доходах от сдачи помещения в аренду в декларациях по налогу на доходы физических лиц за 2006, 2017 г.г.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с административным исковым заявлением и просит обязать МИФНС России по <адрес> возвратить ему ошибочно уплаченный налог с дохода физического лица, полученного от продажи недвижимого имущества по адресу: <адрес>А, в сумме 306620 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала объяснения, аналогичные содержанию заявления.
Представитель административного ответчика ФИО4, возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание не явился: административный истец ФИО1, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав объяснение представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей:1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);
Пункт 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: 1) имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей;
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей;
2) вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
При продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств в случае, если налогоплательщик учитывал расходы, связанные с приобретением указанного в настоящем абзаце имущества, в составе расходов при определении налоговой базы при применении специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1 и 26.2 (при выборе объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов) настоящего Кодекса или в составе профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса, имущественный налоговый вычет представляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, уменьшенных на расходы, учтенные при определении налоговой базы при применении налогоплательщиком указанных специальных налоговых режимов или учтенные налогоплательщиком в составе профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 настоящего Кодекса, при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих расчет суммы такого имущественного налогового вычета.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 23, п. п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, предусмотренном ст.225 НК РФ, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в инспекцию 26.04.2020г. (per. №) представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц ф.3-НДФЛ за 2018г., в которой заявлен доход в размере 2500000 руб. 00 коп. от продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>, литер А.
Сумма налога к уплате по данной декларации составила 334360 руб., который уплачен ДД.ММ.ГГГГ - 9360 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 25 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ-300 000 руб.
Уточненные налоговые декларации ф.3-НДФЛ за 2018 налогоплательщиком на текущую дату не представлены.
Мероприятия налогового контроля по налоговой декларации ф.3-НДФЛ за 2018г. представленной в инспекцию с per. № от 26.04.2020г. не проводились, решения по ст. 101 НК РФ не выносились, так как данная декларация заполнена правильно.
Довод истца о том, что налог уплачен ошибочно в связи с тем, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст.217 НК РФ, если такой объект принадлежал на праве собственности в течение минимального предельного срока владения недвижимого имущества и более, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса (в редакции, действующей в отношении имущества, приобретенного в собственность до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более. Положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности.
Таким образом, доходы, полученные от продажи объекта недвижимого имущества, которое непосредственно использовалось в предпринимательской деятельности (сдавалось в аренду), подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке без применения пункта 17.1 статьи 217 Кодекса.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2, пункту 1 статьи 23, пункта 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке; предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
Исходя из п.п.1 п.1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в предусмотренном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налоговый кодекс Российской Федерации также гласит, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П, отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой.
Таким образом, названными нормами во взаимосвязи с п.2 ст. 11 НК РФ обязанность по исчислению и уплате НДФЛ установлена в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не зарегистрированных-в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно данных налогового органа ФИО1 представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц ф.3-НДФЛ за 2016, 2017г.г., в которых заявлены доходы от сдачи в аренду данного нежилого помещения, что свидетельствует о наличии признаков предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Еремина