Решение по делу № 33а-6022/2019 от 12.04.2019

Судья Королев М.А. Дело № 33а-6022/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2019 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.

при секретаре Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Владимира Михайловича к Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области,

по апелляционной жалобе административного истца Алексеева Владимира Михайловича

на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Алексеева Владимира Михайловича к Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса Алексеева Владимира Михайловича, о признании незаконным решения Новониколаевской районной Думы Волгоградской области №6-РД от 13 ноября 2018 года «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области», о признании недействительным избрание Чулкова Сергея Степановича главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

установила:

Алексеев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Конкурсная комиссия), Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решений.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Конкурсной комиссии от 13 ноября 2018 года он недопущен к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатов на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области по основаниям отсутствия у него необходимого стажа работы на руководящих должностях, а также в связи с указанием недостоверных данных о своих доходах.

Данное решение считает незаконным, поскольку при проведении второго этапа в конкурсную комиссию он на собеседование не приглашался, каких-либо претензий по неправильному оформлению документов к нему не предъявляли. Кроме того, кандидатуры на должность главы муниципального района представлены с нарушением порядка, установленного п. 4.6 Положения о проведении конкурса. Поскольку нарушена процедура проведения конкурса, то полагает, что и решение Новониколаевской районной Думы Волгоградской области № 6-РД от 13 ноября 2018 года «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» является незаконным.

Просит признать незаконным решение Конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области в отношении Алексеева В.М.; признать незаконным решение Новониколаевской районной Думы Волгоградской области № 6-РД от 13 ноября 2018 года «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» незаконным, а избрание Чулкова С.С. главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области недействительным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии у него необходимого стажа работы на руководящих должностях.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Алексеев В.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно части 2.1 этой же нормы Закона, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Как следует из материалов дела, решением Новониколаевской районной Думы Волгоградской области от 30 марта 2018 года № 220 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района (далее Положение).

В силу п.п.3.1.,4.1. Положения для проведения конкурса и представления кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Новониколаевской районной Думой формируется конкурсная комиссия, состоящая из 6 членов.

Решение о проведении конкурса принимается Новониколаевской районной Думой. Одновременно с решением о проведении конкурса публикуется объявление комиссии о приёме документов для участия в конкурсе.

Решением Новониколаевской районной Думы № 3-РД от 5 октября 2018 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района и создана конкурсная комиссия для проведения конкурса и представления кандидатур.

Указанное решение Новониколаевской районной Думы № 3-РД от 5 октября 2018 года опубликовано 16 октября 2018 года в общественно-политической газете Новониколаевского муниципального района «Вестник».

Постановлением губернатора Волгоградской области от 12 октября 2018 года № 681 назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.

Согласно п.4.5. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе комиссия осуществляет мероприятия по проверке соответствия документов, представленных кандидатами, установленным требованиям, достоверность сведений, указанных в этих документах.

По результатам указанных мероприятий комиссия выносит мотивированное решение по каждому кандидату о допуске (об отказе в допуске) к участию во втором этапе конкурса.

Решение об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса принимается в следующих случаях: 1) несоответствия кандидата требованиям, установленным пунктом 2.2. Положения, 2) представления кандидатом подложных документов, недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с протоколом № 1 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района от 15 октября 2018 года определены предполагаемая дата, время и место проведения конкурса (1 этапа конкурса) – 13 ноября 2018 года в 10 часов 00 минут в актовом зале Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области; (2 этапа конкурса) - 13 ноября 2018 года в 11 часов 00 минут в актовом зале Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.

Согласно пункту 2.1 Положения гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию в сроки, указанные в объявлении конкурсной комиссии о приёме документов для участия в конкурсе личное заявление и другие документы, поименованные в Положении, в том числе справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

25 октября 2018 года Алексеев В.М. обратился в конкурсную комиссию с заявлением, в котором просил допустить его к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.

В соответствии с протоколом № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района от 13 ноября 2018 года Алексееву В.М. отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, на основании абз.5, п.4.5. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, в связи с несоответствием требованиям, установленным абз.4 п.2.2 Положения, а также представлением недостоверных или неполных сведений о доходах.

С указанным решением конкурсной комиссии Алексеев В.М. ознакомлен 13 ноября 2018 года.

Из содержания протокола № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района следует, что допущены ко второму этапу конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Чулков С.С. и Межов А.С.

Согласно п.4.6. Положения второй этап конкурса проводится в форме собеседования с каждым из кандидатов поочередно в порядке регистрации заявлений.

По протоколу № 3 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района принято решение представить Новониколаевской районной Думе для проведения голосования на должность главы Новониколаевского муниципального района кандидатуры Чулкова С.С. и Межова А.С.

В силу п.4.7., 5.1. Положения решение комиссии о результатах конкурса в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня его принятия направляется в Новониколаевскую районную Думу.

Новониколаевской районной Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность главы Новониколаевского муниципального района, комиссией представляется не менее двух зарегистрированных кандидатов. Решение об избрании главы Новониколаевского муниципального района принимается большинством голосов от установленной численности депутатов открытым голосованием.

Решением Новониколаевской районной Думы от 13 ноября 2018 года № 6-РД главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области избран Чулков С.С.

Признавая законным решение Конкурсной комиссии об отказе в допуске Алексеева В.М. к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, суд первой инстанции верно исходил из того, что кандидатом в Конкурсную комиссию не представлены документы, подтверждающие необходимый стаж работы на должностях, предусмотренных Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.

В соответствии с абз.4 пункта 2.2 Положения для проведения конкурса и представления кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района к кандидатам на должность главы предъявляются следующие требования: стаж работы в качестве руководителя организации в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее 5 лет, либо стаж муниципальной или государственной гражданской службы соответственно на высших или главных муниципальных (государственных гражданских) должностях муниципальной (государственной гражданской) службы не менее 5 лет, либо стаж работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее срока исполнения полномочий.

Из представленной Алексеевым В.М. трудовой книжки, оформленной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года он обучался в <.......>; ДД.ММ.ГГГГ года назначен <.......> до ДД.ММ.ГГГГ года; ДД.ММ.ГГГГ года уволен в связи с сокращением штата; ДД.ММ.ГГГГ года на основании решения Новониколаевского районного суда от 29 мая 1997 года восстановлен на работе в должности инспектора районо; ДД.ММ.ГГГГ года уволен по сокращению штата работников.

Таким образом, необходимый минимальный пятилетний стаж работы на руководящих должностях или должностях государственной либо муниципальной службы административным истцом не подтвержден.

Представленная в Конкурсную комиссию справка от ДД.ММ.ГГГГ года выданная администрацией Новониколаевского района Волгоградской области содержит сведения о наличии у Алексеева В.М. стажа 15 лет 10 месяцев и назначенной в этой связи надбавке за стаж в размере 40%, однако, данный документ не свидетельствует наличии у него стажа работы именно на руководящих постах, необходимого для участия во втором этапе конкурса.

Ссылка административного истца на то, что должность инспектора районного отдела образования относится к руководящим должностям не основана на нормах права и не подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.

Нормативное определение понятия «руководитель организации» дано в статье 273 Трудового кодекса РФ, согласно которой, руководитель организации это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Из анализа положений части 1 статьи 273 Трудового кодекса РФ следует, что отличительными от иных должностей чертами должности руководителя организации являются: осуществлении руководства организацией, в т.ч. в выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, т.е. в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Из представленной в материалы дела выписки из приказа № 10 по Новониколаевскому району от 07 февраля 1992 года «О должностных обязанностях инспекторов школ» следует, что в должностные обязанности инспектора 1 категории входят контрольные и организационные функции в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на территории Новониколаевского района Волгоградской области.

Таким образом, должность инспектора районного отдела образования, которую занимал Алексеев В.М. не относится к должности руководителя организации. Данное обстоятельство правомерно учтено Конкурсной комиссией при принятии решения об отказе в допуске Алексеева В.М. к участию во втором этапе отбора кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, следовательно, данное решение соответствует требованиям абз. 7 пункта 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также абз.4 пункта 2.2 Положения.

Ссылка административного истца на незаконность решения Конкурсной комиссии по мотиву представления кандидатом недостоверных или неполных сведений о доходах заслуживает внимания, поскольку указание сведений о доходах в большем размере, чем они получены кандидатом, не свидетельствует о нарушении требований антикоррупционного законодательства.

Однако данное обстоятельство не влияет на законность оспариваемого решения Конкурсной комиссии, поскольку решение об отказе в допуске к участию во втором этапе может быть принято при наличии одного из оснований, предусмотренных в абз. 4 пункта 4.5 Положения, в рассматриваемом случае, основанием решения об отказе в допуске к участию во вотором этапе конкурса явилось несоответствие кандидата требования установленным пунктом 2.2 Положения.

Разрешая требований о признании незаконным решение Новониколаевской районной Думы от 13 ноября 2018 года № 6-РД «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области», суд, проверив доводы административного истца о нарушении процедуры голосования при принятии данного решения, установил, что оспариваемое решение принято депутатами Новониколаевской районной Думы по результатам открытого голосования, что не противоречит статье 55 Регламента Новониколаевской районной Думы, утверждённого постановлением от 17 февраля 2015 года № 16/9, согласно которой на заседании Думы постановления по рассматриваемым вопросам могут приниматься открытым голосованием. В связи с указанным, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений закона при принятии оспариваемого административным истцом решения.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия также принимает во внимание, что решение Новониколаевской районной Думы от 13 ноября 2018 года № 6-РД «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку пассивное избирательное право им утрачено в связи с принятием Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области. Активным избирательным правом административный истец не обладает, поскольку в силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главы муниципального района выбран представительным органом муниципального образования в рамках процедуры конкурсного отбора.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Алексеева Владимира Михайловича – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:


<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

33а-6022/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижников Денис Сергеевич
Алексеев Владимир Михайлович
Ответчики
Новониколаевская районная Дума Волгоградской области
Конкурсная комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Другие
Белоусова Марина Геннадиевна
Глава Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Чулков С.С.
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
22.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее