Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-882/2024
Альметьевского городского суда Республики Татарстан
УИД 16RS0036-01-2024-000737-73
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 апреля 2024г. г. Альметьевск РТ дело № 2-882/2024
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Хабибуллиной Р.А.,
при секретаре Гариповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов к Арутюнян <данные изъяты> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке и возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Юго-Восточное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов обратилось с иском к Арутюнян К.К. ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке и возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указывая, что 10.11.2023г. государственными инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов РТ в ходе рейда выявлен и зафиксирован факт порчи почв путем несанкционированного размещения отходов производства и потребления на общей площади 2750 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №.
В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления причинен вред окружающей среде в размере 2 063 668,75 руб.
Собственником вышеуказанного земельного участка является Арутюнян К.К.
23.11.2023г. ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Претензия в добровольном порядкеи не исполнена.
Просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4021 за счет собственных средств и взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба 2 063 668,75 руб.
В судебном заседании представители истца Кондратенко Е.В. и Петракова О.В. иск поддержали.
Представитель ответчика Арутюнян К.К. – Макарян И.С., иск не признала, пояснила, что истцом в ходе рейда не были произведены отборы проб отходов в точке сброса на почву, не было произведено биотестирование отходов с целю определения (подтверждения) класса опасности, наличие вреда не является доказанным. При расчете площади перекрытия земель не учтена точная площадь, которая должна проводится в маркшейдерских исследованиях. Не определены точки координат с использованием геодезического аппарата.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из материалов дела следует, что с 14.11.2022г. Арутюнян К.К. является собственником земельного участка площадью 3 601 кв.м., с кадастровым номером № находящегося по адресу: РТ, <адрес>, земельный участок №.
Указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты складского назначения различного профиля.
10.11.2023г. Министерством экологии и природных ресурсов РТ в лице Юго-восточного территориального управления в соответствии с заданием № от 10.11.2023г. в рамках выездного обследования, проведена проверка по факту размещения несанкционированных свалок бытовых отходов.
В ходе проверки выявлен факт складирования отходов, а именно шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанные ФККО 84100001513 на земельном участке с кадастровым номером №, на почве на площади 2750 кв.м., объемом 6 875 куб.м.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес ответчика направлена претензия № от 21.11.2023г. о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Указанная претензия получена ответчиком 23.11.2023г.
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
Истцом произведен расчет размера вреда, причиненного в результате порчи почвы или почвенной толще, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Согласно расчету размер вреда, причиненного при перекрытии ее поверхности на земельном участке с кадастровым номером №, составил 2 063 668,75 руб.
Размер ущерба истцом определен на основании п.10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 238, «исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления)» по следующей формуле:
УЩперекр = S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,
где:
УЩперекр - размер вреда (руб.);
S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);
Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);
Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.
В обоснование заявленного иска истцом представлены составленные старшим специалистом 2 разряда ЮВТУ МЭПР РТ единолично протокол осмотра от 10.11.2023г. земельного участка с кадастровым номером №, фототаблица к протоколу осмотра, план схема от той же даты, протокол инструментального обследования, из последнего усматривается, что при обследовании территории использовалась рулетка измерительная Р10У2К, рег.№.
По утверждению представителя ответчика в судебном заседании осмотр был произведен без уведомления ответчика и в отсутствие последнего, в связи с чем ответчик не может утверждать, что на представленных фототаблицах запечатлен земельный участок с кадастровым номером №
Материалы выездного обследования не содержат сведений о наличии у специалиста, проводившего обследование территории, образования кадастрового инженера, об участии при обследовании кадастрового инженера и об использовании ими специальных приборов для установления границ земельного участка и координат несанкционированной свалки.
Поскольку координаты земельного участка и координаты несанкционированной свалки на местности не были определены, то представленные истцом доказательства – материалы выездной проверки от 10.11.2023г., не могут быть оценены в качестве надлежащих и достоверных, подтверждающих факт размещения несанкционированной свалки на участке ответчика.
После предъявления иска, 01.03.2024г. специалистами Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ совместно с государственным инспектором по использованию и охране земель Альметьевского района РТ ФИО4 произведен повторный выезд на территорию земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которого выявлено, что на месте работал погрузчик, который производил сбор и перемещение отходов путем сдвига в кучу на земельном участке с кадастровым номером №.
По данным протокола инструментального обследования с использованием геодезической спутниковой аппаратуры SOUTH S82-V, рег. №(свидетельство о поверке №С-ГСХ/27-12-2023/304958646) на земельном участке с кадастровым номером № размещены отходы на площади 460 кв.м., 145 кв.м. и 618 кв.м. (то есть на общей площади 1 223 кв.м.)
В план-схеме, являющемся приложением к протоколу осмотра от 01.03.2024г., указано, что отходы размещены на площади 460 кв.м., 145 кв.м. и 461 кв.м. (то есть на общей площади 1 065 кв.м.)
В фототаблице к протоколу осмотра от 01.03.2024г. указано, что отходы производства и потребления- шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные ФККО 84100001513 на местности размещены на площади 618 кв.м., из них: на территории земельного участка с кадастровым номером № – 461 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № – 105 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № – 47 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № – 5 кв.м.
Таким образом, в документах, составленных 01.03.2024г., содержатся противоречивые сведения о площади размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером №, следовательно, площадь размещения отходов на участке ответчика объективными и достоверными доказательствами не подтверждена.
Учитывая, что 01.03.2024г. на момент выезда на местность специалистов Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ на указанной территории работал погрузчик, который собирал и перемещал отходы, в том числе, на участке с кадастровым номером №, то не является доказанным, что размещение отходов производства и потребления на спорном земельном участке произведено ответчиком или с ее согласия, то есть причинение ответчиком вреда окружающей среде, кроме того, как было указано выше, не установлена площадь размещения отходов, соответственно, не доказан заявленный к возмещению размер ущерба.
При таком положении, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика заявленного к возмещению ущерба.
Поскольку по состоянию на 01.03.2024г. на земельном участке истца зафиксировано наличие отходов производства и потребления, то в силу положений ст.210 ГК РФ на истца, как на собственника, несущего бремя содержания принадлежащего ему имущества, подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером №.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд для исполнения решения определяет срок - 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для производства работ.
Кроме того, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Министерства экологии и природных ресурсов удовлетворить частично.
Обязать Арутюнян <данные изъяты> ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4021 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Арутюнян <данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в размере 300руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Альметьевский горсуд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Хабибуллина Р.А.
Копия верна.
Судья Альметьевского горсуда РТ: Р.А. Хабибуллина
Решение вступило в законную силу « »_____________________2024г.
Судья: