Решение по делу № 2-882/2024 от 31.01.2024

Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-882/2024

Альметьевского городского суда Республики Татарстан

УИД 16RS0036-01-2024-000737-73

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 апреля 2024г.                         г. Альметьевск РТ дело № 2-882/2024

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи Хабибуллиной Р.А.,

при секретаре Гариповой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Министерства экологии и природных ресурсов к Арутюнян <данные изъяты> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке и возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Юго-Восточное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов обратилось с иском к Арутюнян К.К. ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке и возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указывая, что 10.11.2023г. государственными инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов РТ в ходе рейда выявлен и зафиксирован факт порчи почв путем несанкционированного размещения отходов производства и потребления на общей площади 2750 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером .

В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления причинен вред окружающей среде в размере 2 063 668,75 руб.

Собственником вышеуказанного земельного участка является Арутюнян К.К.

23.11.2023г. ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Претензия в добровольном порядкеи не исполнена.

Просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4021 за счет собственных средств и взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба 2 063 668,75 руб.

В судебном заседании представители истца Кондратенко Е.В. и Петракова О.В. иск поддержали.

Представитель ответчика Арутюнян К.К. – Макарян И.С., иск не признала, пояснила, что истцом в ходе рейда не были произведены отборы проб отходов в точке сброса на почву, не было произведено биотестирование отходов с целю определения (подтверждения) класса опасности, наличие вреда не является доказанным. При расчете площади перекрытия земель не учтена точная площадь, которая должна проводится в маркшейдерских исследованиях. Не определены точки координат с использованием геодезического аппарата.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Из материалов дела следует, что с 14.11.2022г. Арутюнян К.К. является собственником земельного участка площадью 3 601 кв.м., с кадастровым номером находящегося по адресу: РТ, <адрес>, земельный участок .

Указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты складского назначения различного профиля.

10.11.2023г. Министерством экологии и природных ресурсов РТ в лице Юго-восточного территориального управления в соответствии с заданием от 10.11.2023г. в рамках выездного обследования, проведена проверка по факту размещения несанкционированных свалок бытовых отходов.

В ходе проверки выявлен факт складирования отходов, а именно шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанные ФККО 84100001513 на земельном участке с кадастровым номером , на почве на площади 2750 кв.м., объемом 6 875 куб.м.

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес ответчика направлена претензия от 21.11.2023г. о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Указанная претензия получена ответчиком 23.11.2023г.

В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.

Истцом произведен расчет размера вреда, причиненного в результате порчи почвы или почвенной толще, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.

Согласно расчету размер вреда, причиненного при перекрытии ее поверхности на земельном участке с кадастровым номером , составил 2 063 668,75 руб.

Размер ущерба истцом определен на основании п.10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 238, «исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления)» по следующей формуле:

УЩперекр = S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,

где:

УЩперекр - размер вреда (руб.);

S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

В обоснование заявленного иска истцом представлены составленные старшим специалистом 2 разряда ЮВТУ МЭПР РТ единолично протокол осмотра от 10.11.2023г. земельного участка с кадастровым номером , фототаблица к протоколу осмотра, план схема от той же даты, протокол инструментального обследования, из последнего усматривается, что при обследовании территории использовалась рулетка измерительная Р10У2К, рег..

По утверждению представителя ответчика в судебном заседании осмотр был произведен без уведомления ответчика и в отсутствие последнего, в связи с чем ответчик не может утверждать, что на представленных фототаблицах запечатлен земельный участок с кадастровым номером

Материалы выездного обследования не содержат сведений о наличии у специалиста, проводившего обследование территории, образования кадастрового инженера, об участии при обследовании кадастрового инженера и об использовании ими специальных приборов для установления границ земельного участка и координат несанкционированной свалки.

Поскольку координаты земельного участка и координаты несанкционированной свалки на местности не были определены, то представленные истцом доказательства – материалы выездной проверки от 10.11.2023г., не могут быть оценены в качестве надлежащих и достоверных, подтверждающих факт размещения несанкционированной свалки на участке ответчика.

После предъявления иска, 01.03.2024г. специалистами Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ совместно с государственным инспектором по использованию и охране земель Альметьевского района РТ ФИО4 произведен повторный выезд на территорию земельного участка с кадастровым номером , в ходе которого выявлено, что на месте работал погрузчик, который производил сбор и перемещение отходов путем сдвига в кучу на земельном участке с кадастровым номером .

По данным протокола инструментального обследования с использованием геодезической спутниковой аппаратуры SOUTH S82-V, рег. (свидетельство о поверке №С-ГСХ/27-12-2023/304958646) на земельном участке с кадастровым номером размещены отходы на площади 460 кв.м., 145 кв.м. и 618 кв.м. (то есть на общей площади 1 223 кв.м.)

В план-схеме, являющемся приложением к протоколу осмотра от 01.03.2024г., указано, что отходы размещены на площади 460 кв.м., 145 кв.м. и 461 кв.м. (то есть на общей площади 1 065 кв.м.)

В фототаблице к протоколу осмотра от 01.03.2024г. указано, что отходы производства и потребления- шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные ФККО 84100001513 на местности размещены на площади 618 кв.м., из них: на территории земельного участка с кадастровым номером – 461 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером – 105 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером – 47 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером – 5 кв.м.

Таким образом, в документах, составленных 01.03.2024г., содержатся противоречивые сведения о площади размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , следовательно, площадь размещения отходов на участке ответчика объективными и достоверными доказательствами не подтверждена.

Учитывая, что 01.03.2024г. на момент выезда на местность специалистов Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ на указанной территории работал погрузчик, который собирал и перемещал отходы, в том числе, на участке с кадастровым номером , то не является доказанным, что размещение отходов производства и потребления на спорном земельном участке произведено ответчиком или с ее согласия, то есть причинение ответчиком вреда окружающей среде, кроме того, как было указано выше, не установлена площадь размещения отходов, соответственно, не доказан заявленный к возмещению размер ущерба.

При таком положении, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика заявленного к возмещению ущерба.

Поскольку по состоянию на 01.03.2024г. на земельном участке истца зафиксировано наличие отходов производства и потребления, то в силу положений ст.210 ГК РФ на истца, как на собственника, несущего бремя содержания принадлежащего ему имущества, подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером .

В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд для исполнения решения определяет срок - 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для производства работ.

    Кроме того, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

    Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства экологии и природных ресурсов удовлетворить частично.

Обязать Арутюнян <данные изъяты> ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4021 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Арутюнян <данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в размере 300руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Альметьевский горсуд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Хабибуллина Р.А.

            Копия верна.

            Судья Альметьевского горсуда РТ:                                          Р.А. Хабибуллина

            Решение вступило в законную силу «           »_____________________2024г.

            Судья:

2-882/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Юго-Восточное территориальное управление министерства экологии и природных ресурсов
Ответчики
Арутюнян Кристине Кареновна
Другие
Макарян Инга Суреновна
Петракова Ольга Витальевна
Узаков Марат Каримжанович
Кондратенко Елена Владимировна
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Хабибуллина Рамзия Ахтамовна
Дело на странице суда
almetevsky.tat.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее