дело № 2-91/2024
УИД 26RS0002-01-2023-006683-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при помощнике Пасько В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ф.И.О. к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Ф.И.О. обратилась в суд с иском к администрации <адрес обезличен> о признании права собственности в порядке наследования, указав в обоснование требований, что Ф.И.О. <дата обезличена> года рождения, являлась супругой Ф.И.О. <дата обезличена> года рождения, умершего <дата обезличена>. Истец является наследником первой очереди имущества вместе с сыновьями Ф.И.О. и Ф.И.О. Дети покойного отказываются принимать наследство от умершего, поэтому в соответствии со ст. 1142 ГК РФ истец является единственным наследником.
После смерти Ф.И.О. наследственное дело не открывалось. Однако истец фактически приняла наследство, то есть со дня смерти мужа взяла на себя все обязательства покойного, пользовалась и содержала его имущество,
На праве собственности Ф.И.О. принадлежал земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, ДСНТ «Озон» <номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером земельного участка <номер обезличен>.
Фактическое принятие наследство подтверждается отсутствием задолженности по оплате платежей по использованию данного земельного участка.
Руководствуясь вышеизложенным, уточнив исковые требования истец просит признать Ф.И.О. фактически принявшей наследство от своего умершего мужа Ф.И.О..
Признать за Ф.И.О. право собственности на земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, ДСНТ «Озон» <номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером земельного участка <номер обезличен>.
Истец Ф.И.О., в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Ф.И.О./ третье лицо – Ф.И.О. в судебном заседании позицию своего доверителя поддержал, просил суд иск удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ранее пояснял, что отказывается от имущества отца в пользу матери.
Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился в судебное заседание, причины неявки суду не известны.
Третье лицо Ф.И.О. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее пояснил, что отказывается от имущества после смерти отца в пользу матери.
Третьи лица представитель Управления Росреестра по СК, представитель СНТ «Озон» в судебное заседание не вились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, на основании статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав истца и его представителя, исследовав и оценив материалы дела с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу разъяснений, данных в п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В силу разъяснений, данных в п. 82 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования:
на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность);
на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации Ленинского района города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> Ф.И.О. предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, ДСНТ «Озон» <номер обезличен> площадью 453 кв.м, с кадастровым номером земельного участка <номер обезличен>.
В соответствии с членской книжкой СТ «ОЗОН» Ф.И.О. является ее членом с <дата обезличена>.
Между тем согласно сведений, поступивших из Управления Росреестра по СК, права, ограничения прав, обременения в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 26:12:031707:568 в установленном законом порядке не зарегистрированы.
Согласно свидетельства о смерти <номер обезличен> <номер обезличен> Ф.И.О. умер <дата обезличена>.
Наследниками первой очереди являются его супруга Ф.И.О. и сыновья Ф.И.О., Ф.И.О.
В соответствии с заявлением от <дата обезличена> Ф.И.О. и Ф.И.О. от наследства после смерти Ф.И.О. отказались в пользу матери Ф.И.О.
С момента смерти Ф.И.О., наследственное дело открыто не было, ввиду того что наследники умершего не обращались в предусмотренном законом порядке и срок за выдачей свидетельства о праве наследования по закону.
При этом, с момента смерти Ф.И.О., истец принимала меры по сохранению земельного участка, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, производила внесение необходимых платежей и взносов, что подтверждается справкой СНТ «ОЗОН» исх. <номер обезличен>/<дата обезличена>.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок был предоставлен наследодателю Ф.И.О., являвшемуся членом СНТ «ОЗОН», образованным до введения в действие Земельного кодекса РФ, для ведения садоводства. Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок был распределен иному члену СНТ «ОЗОН», не представлено, а согласно выписке, из ЕГРН, права на спорный земельный участок <номер обезличен> в СНТ «ОЗОН», не зарегистрированы, также не имеется сведений о том, что испрашиваемый земельный участок, изъят из оборота, ограничен в обороте или в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, суду не представлено.
Руководствуясь вышеизложенным суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права собственности истца на спорный земельный участок, ввиду его фактического принятия как имущества входящего в наследственную массу Ф.И.О.
Между тем требование истца о признании ее фактически принявшей наследства суд считает не подлежащим удовлетворению, в виду излишне заявленными, поскольку в данном случае надлежащим способом защиты права, суд признает требование о признании права собственности на спорный земельный участок.
В силу положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Исходя из системного толкования, указанной нормы, признание права собственности подразумевает под собой признание лица принявшим наследство и является основанием для регистрации такого права в предусмотренном законом порядке, в виду чего суд, исходя из изложенного приходит к выводу, что исковые требования Ф.И.О. в данной части надлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ф.И.О. – удовлетворить частично.
Признать за Ф.И.О., паспорт <номер обезличен>, право собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный в СНТ «ОЗОН» <адрес обезличен>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ф.И.О. – отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовление его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья Н.В. Суржа