Дело № 2-1457/2023
50RS0<№ обезличен>-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2023 г. г.о. Химки <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демидова В.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству просвещения Российской Федерации о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, указывая на то обстоятельство, что <дата> получено заключение о возможности быть усыновителем № 20.111-исх-1213, выданное Управлением опеки и попечительства по г.о. Химки МСР МО. В связи с невозможностью подобрать для усыновления/опеки ребенка по месту жительства истец обратилась к Федеральному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей - Министерству просвещения Российской Федерации, и была поставлена на учет в Федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей <дата>. <дата> ознакомившись с содержащимися в Федеральном банке данных о детях анкетными данными ФИО4, направила в адрес Министерства просвещения Российской Федерации заявление о выдаче направления на посещение этого ребенка для принятия решения об оформлении опеки над несовершеннолетней. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации от <дата> № 07-У-МП-1864-з было отказано в выдаче направления на посещение ФИО4
Истец просит признать решение незаконным, обязать выдать направление на посещение для принятия решения об установлении опеки.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась по указанному в исковом заявлению адресу.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен, представил возражения в которых просит отказать в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 получено заключение о возможности быть усыновителем № 20.111-исх-1213, выданное <дата> Управлением опеки и попечительства по г.о. Химки Министерства социального развития <адрес>.
Как указано в исковом заявлении, в связи с невозможностью подобрать для усыновления/опеки ребенка по месту жительства ФИО1 обратилась к Федеральному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей - в Министерство просвещения Российской Федерации, и <дата> была поставлена на учет в Федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
<дата> истец обратилась Министерство просвещения Российской Федерации заявление о выдаче направления на посещение ФИО4, для принятия решения об оформлении опеки над несовершеннолетней.
Письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, ФИО1 отказано в выдаче направления на посещение ФИО4, поскольку учитывая, что решением Ленинского районного суда г. <адрес> матери несовершеннолетней было отказано в восстановлении в родительских правах, последняя имеет намерение повторно обратиться с исковым заявлением.
В соответствии с п.п. 9,10,13 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 275, решение о возможности граждан быть усыновителями, принимаемое органом опеки и попечительства и оформляемое в форме заключения, является основанием для постановки этих граждан на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка.
Как следует из п.п. 4.1.,10, 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 423, гражданин, имеющий заключение о возможности быть усыновителем, обладает правом обращаться в органы опеки и попечительства, а также в Министерство просвещения Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном.
После внесения сведений о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами, гражданину предоставляется информация о ребенке, нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, и выдается направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
В соответствии с п. 63 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от <дата> № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в случае согласия российского гражданина посетить ребенка, с анкетными данными которого он ознакомился, орган опеки и попечительства или соответствующий оператор выдает указанному гражданину направление на посещение этого ребенка.
В соответствии с п. 62 Регламента при согласии заявителя - гражданина Российской Федерации посетить ребенка, с анкетными данными которого он ознакомился, специалист запрашивает факсимильной связью либо по защищенному каналу электронной связи соответствующего регионального оператора государственного банка данных о детях (далее - региональный оператор) информацию о возможности выдачи направления на посещение выбранного ребенка и о состоянии его здоровья на текущий момент.
В соответствии п. 65 регламента установлено, что в случае поступления от регионального оператора информации о том, что направление на посещение выбранного заявителем - гражданином Российской Федерации ребенка не может быть выдано, специалист информирует об этом гражданина и при согласии заявителя - гражданина Российской Федерации посетить другого ребенка, с анкетными данными которого он ознакомился, специалист направляет в порядке, установленном п. 62, 63 Регламента, соответствующему региональному оператору запрос о возможности выдачи направления на посещение ребенка.
Таким образом, из совокупного толкования указанных норм следует, что специалист федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обязан запросить информацию о возможности выдачи соответствующего направления, а отказ в такой выдаче, также является обязательным для специалиста в случае получения от регионального оператора информации о нецелесообразности устройства ребенка в замещающую семью.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от <дата> № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» региональный оператор - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных ст. 122 СК РФ, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Согласно ст. 123 СК РФ, передача детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (усыновление, удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), осуществляется сразу только при наличии такой возможности, а при ее отсутствии указанные дети временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в указанные организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства, одной из задач которых на основании п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ от <дата>.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Конвенции о правах ребенка государства - участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из возражений ответчика, в письме Министерства образования <адрес> от <дата> № 01-23/8842 «О предоставлении информации о детях» было указано, в том числе, что решением Советского районного суда <адрес> от <дата> мать девочки была ограничена в родительских правах, а отец лишен родительских прав. Решение суда вступило в законную силу <дата>, в связи с чем ребенок был поставлен на первичный учет в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Советский районный суд <адрес> не усмотрел оснований для лишения матери родительских прав, ограничив ее за уклонение от надлежащего воспитания и содержания дочери, создание благоприятных условий, необходимых для полноценного развития и проживания ребенка.
Мать несовершеннолетнего ребенка устроилась на работу, имеет намерение забрать ребенка в свою семью, обратившись в Октябрьский районный суд г. <адрес>, с исковым заявлением о снятии с нее ограничения в родительских правах, в связи с чем, в целях исключения лишних эмоциональных нагрузок на ребенка, его передача в замещающую семью до установления окончательного социально-правового статуса матери, нецелесообразна.
Кроме того, мать девочки <дата> предоставила возражения против передачи ребенка в замещаемую семью.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, доводы ответчика, что удочерение девочки по состоянию на <дата> и в настоящее время невозможно, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству просвещения Российской Федерации о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено <дата> г.
Председательствующий В.Ю. Демидов