Решение по делу № 33-1360/2015 от 22.07.2015

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Судья Варсанофьева С.Г.                                                                                         Дело № 33-1360

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«12» августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Болонкиной И.В. и Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Бобылевой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова Ивана Валентиновича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска Смирнова Ивана Валентиновича к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, включении в реестр и о предоставлении социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Смирнова И.В. - Клица А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Смирнов И.В. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, включении в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, предоставлении социальной выплаты.

В обоснование иска указал, что он имеет статус ветерана боевых действий, с 22 февраля 1991 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Письмом от 2 декабря 2014 года департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области уведомил его о том, что приказом директора департамента № 638 от 25 ноября 2014 года ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты. Считая действия департамента незаконными, указал, что он с семьей из 4-х человек проживает в квартире общей площадью 44,3 кв.м. по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено ему в 2007 году по договору социального найма на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от 1 февраля 2002 года с учетом членов семьи на тот период в количестве 3-х человек. При предоставлении квартиры Администрация г. Костромы не учла, что решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года № 54 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории г. Костромы установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Этим же решением установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на территории г. Костромы - в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Он с семьей занимает квартиру общей площадью значительно меньше учетной нормы. Федеральным законом «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Закона ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 Закона «О ветеранах». Для предоставления мер социальной поддержки предусмотрено три условия: наличие статуса ветерана боевых действий, постановка на учет до 1 января 2005 года, нуждаемость в улучшении жилищных условий. Указанным условиям он соответствует.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Костромы.

По делу постановлено указанное выше решение суда.

В апелляционной жалобе Смирнов И.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что судом допущены ошибки в применении норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам. Указывает, что жилое помещение, в котором он проживает с семьей из 5 человек, предоставлено ему в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» как работнику УФСИН России по Костромской области. Право на предоставление социальной выплаты, как ветеран боевых действий, он не реализовал. Считает ошибочным вывод суда о том, что Администрация г. Костромы необоснованно не сняла его семью с учета нуждающихся. Его жене Е.К.М. в родительской квартире принадлежала 1/3 доля в праве (12,7 кв.м.), право собственности Е.К.М. на 12,7 кв.м. не дает оснований считать семью обеспеченной жилой площадью. Это была единственная площадь. На момент предоставления квартиры в 2007 году и после предоставления жилья его семья на законных основаниях состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд посчитал действия по продаже дома в Судиславском районе намеренными, но из решения не следует, что судом установлено совершение умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Дом был непригоден для проживания, его продажа была обусловлена лишь этим обстоятельством. Полагает, что он имеет право на единовременную денежную выплату.

Смирнов И.В., представители ОГКУ «Центр социальных выплат» и Администрации г. Костромы, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного Совета народных депутатов № 64 от 22 февраля 1991 года Смирнов И.В., являющийся ветераном боевых действий, поставлен на учет по улучшению жилищных условий в списки участников Великой Отечественной войны с составом семьи 3 человека.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 1 февраля 2002 года удовлетворен иск Смирнова И.В. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения, заявленный на основании ст. 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Администрация г. Костромы обязана предоставить семье Смирнова И.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям по нормам предоставления жилья в г. Костроме.

Определением того же суда от 29 мая 2007 года решение суда от 1 февраля 2002 года разъяснено, в качестве членов семьи Смирнова И.В., подлежащих обеспечению жилой площадью, указаны его жена Е.К.М. и дочь С.И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Главы г. Костромы от 3 декабря 2007 года № 2988 на основании заявления Смирнова И.В., решения и определения Свердловского районного суда г. Костромы, решения жилищной комиссии Администрации г. Костромы от 26 ноября 2007 года Смирнову И.В. предоставлена по договору социального найма жилого помещения двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, жилой площадью 27,1 кв.м., общей площадью 44,3 кв.м. на семью из 3 человек.

11 декабря 2007 года между комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы и Смирновым И.В. заключен договор социального найма жилого помещения № 1055, по которому нанимателю Смирнову И.В. и членам его семьи Е.К.М. и С.И.И. предоставлена в бессрочное владение и пользование квартира <адрес>

30 октября 2014 года Смирнов И.В. обратился в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как ветеран боевых действий.

Приказом директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 25 ноября 2014 года № 638 ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты. Основанием к отказу послужило то, что семья Смирнова И.В. в составе 3 человек в соответствии с названным выше решением суда была обеспечена жилым помещением, и он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Данный вывод мотивирован тем, что в 2007 году семье истца из 3 человек была предоставлена квартира общей площадью 44,3 кв.м., в период решения вопроса о предоставлении жилого помещения на основании решения суда жена истца Е.К.М. произвела отчуждение принадлежащей ей 1/3 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 38,3 кв.м., в связи с чем Смирнов И.В. на тот период нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда.

Одной из мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Согласно п. 3.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанные на вытекающем из КонституцииРоссийской Федерации принципе социальной справедливости, направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.

Решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года № 54 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Костромы в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела следует, что размер общей площади жилого помещения, предоставленного семье Смирнова И.В. в соответствии с решением суда, на 0,7 кв.м. меньше размера, установленного решением Думы г. Костромы.

Вместе с тем, судом установлено, что жене истца Е.К.М. по праву общей долевой собственности на основании договора приватизации жилищного фонда от 26 января 1993 года и соглашения об определении долей от 30 июля 2007 года принадлежала 1/3 доля в двухкомнатной квартире общей площадью 38,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. 24 августа 2007 года произведена государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности Е.К.М. на квартиру.

Таким образом, суд, проверяя право истца на получение единовременной денежной выплаты, учитывая отчуждение Е.К.М. доли в праве собственности на квартиру и положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что истец после предоставления ему квартиры в 2007 году утратил основания состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку право на предоставление единовременной денежной выплаты в соответствии с п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» имеют ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, лишь при наличии нуждаемости в жилых помещениях, а Смирнов И.В. после предоставления ему квартиры нуждающимся в жилом помещении не являлся, вывод суда об отсутствии у истца права на предоставление спорной выплаты следует признать правильным.

Те обстоятельства, что органами местного самоуправления Смирнов И.В. не был снят с учета и что в настоящее время состав его семьи составляет 5 человек, правового значения для разрешения спора не имеют. При наличии оснований истец может быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Вывод суда о намеренных действиях Ермаковой К.М., произведшей отчуждение жилого дома в ноябре 2011 года, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не повлек вынесения незаконного решения, в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что судом не установлено совершение Е.К.М. умышленных действий, основанием для отмены решения суда не является.

Несогласие Смирнова И.В. с выводами суда не свидетельствует о нарушении судом норм материального права, а сводится к иной оценке установленных обстоятельств дела, к чему оснований не имеется.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Ивана Валентиновича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1360/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов И.В.
Ответчики
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
ОГКУ "Центр социальных выплат"
Другие
Администрация г. Костромы
Клица А.С.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Кулакова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
12.08.2015Судебное заседание
19.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2015Передано в экспедицию
12.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее