Дело № 2а-259/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Москва 14 мая 2019 года
Никулинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Шайхутдиновой А.С.,
при секретаре Рогив Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мелентьева В. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Мелентьев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение от *** года №***, *** об отказе в государственной регистрации права собственности истца на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. ***, ул.Академика ***, д. *** ; обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права. В обосновании указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. ***, ул.Академика ***, д. ***. *** года Управлением Росреестра по г.Москве принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с: не представлением документов, свидетельствующих об отведении в установленном порядке земельного участка под строительство объекта; поскольку по данным ЕГРН право собственности застройщика на объект недвижимости не зарегистрировано; не представлен акт о результатах реализации инвестиционного контракта; в дело правоустанавливающих документов представлено соглашение от *** года об изменении договора от *** года только в одном экземпляре; не представлены оригиналы передаточных актов и иных документов о передаче объектов, в количестве, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости. По мнению истца, данное решение является незаконным, поскольку административный истец в полном объеме выполнил обязательства по договорам соинвестирования, гаражи были ему переданы, обременений объектов недвижимости не имеется, иных оспаривающих права административного истца лиц, не имеется.
Административный истец в настоящем судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Росреестра по г.Москве на судебное заседание не явился, извещался судом.
В силу части 1 статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет лицу право оспаривания в порядке административного судопроизводства решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Из материалов дела следует, что *** года между ООО *** (инвестор) и Мелентьевым В.М. (соинвестор) заключены договоры №*** и №*** , предметом которых является реализация инвестиционного проекта по строительству подземного гаража под жилым домом по стр. адресу: г. *** , мкр. *** , корп. *** с правом инвестирования строительства машиноместа.
*** года между ООО *** и Мелентьевым В.М. подписаны акты выполнения обязательств, в соответствии с которыми соинвестор выполнил все обязательства по инвестированию строительства машиномест, расположенных по адресу: г. *** , микр. ***, корп. *** машиноместо *** и бок *** .
*** года истцом в Управление Росреестра по г.Москве подано заявление о регистрации права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. ***, ул.Ак. ***, д. *** .
Уведомлением Управления Росреестра по г.Москве от *** года №*** отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности. Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности явилось: отсутствие документов, свидетельствующих об отведении в установленном порядке земельного участка под строительство объекта заявленного к государственной регистрации; отсутствие акта о результатах реализации инвестиционного контракта; отсутствуют сведения о регистрации собственности застройщика; не представлены оригиналы передаточных актов.
Не согласившись с указанным решением, истцом подано настоящее административное исковое заявление.
Вместе с тем, оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права собственности суд не усматривает на основании следующего.
Управление Росреестра по г.Москве осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативно - правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Положения законодательства об инвестициях (ст. 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.
Следовательно, законодательство об инвестиционной деятельности допускает осуществление инвестиционной деятельности опосредованно, то есть через финансирование инвестора - соинвестирование. В этом случае, между соинвестором и инвестором возникают обязательственные отношения, в силу которых в счет финансирования инвестор обязуется в будущем передать соинвестору индивидуально-определенную вещь, создание которой является предметом инвестиционного контракта, при этом возникновение у соинвестора права требовать от инвестора передачи находящейся в его собственности индивидуально-определенной части в объекте инвестиций не влечет за собой возникновение у соинвестора права общей собственности на объект инвестиций, поскольку обязанность инвестора по передаче соинвестору определенного в договоре соинвестирования объекта возникает после определения размера причитающейся инвестору доли и выдела этой доли в натуре.
Таким образом, право собственности на объект недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним этого права за покупателем.
В силу п. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ, ст. 25 Закона о регистрации (с учетом разъяснений Постановления Пленума ВАС от 11.07.2011 №54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество на основании ст. 219 ГК РФ возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права в Едином государственной реестре прав.
В пункте 4 Постановления Пленума №54 разъясняется, что договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости не предполагают специального правового регулирования складывающихся между их сторонами обязательственных отношений, к ним применяются положения о купле-продаже, подряде, простом товариществе и т.д. При этом если не установлено иное, надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю (ст. 131 и 551 ГК РФ) продавец должен обладать правом собственности на него.
Поскольку право собственности застройщика на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано не было, Мелентьеву В.М. было обоснованно отказано в регистрации права собственности на указанные нежилые помещение.
Согласно положениям п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до окончания реализации инвестиционного контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Регистрация вновь созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации осуществляется на основании документов, подтверждающих факт его создания и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона о недвижимости необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами гражданского законодательства приобретение права на вновь созданный объект поставлено в зависимость от соблюдения при его создании существующих градостроительных и строительных норм и правил, наряду с документами, подтверждающими факт создания объекта, на регистрацию представляются документы, подтверждающие соблюдение вышеуказанных норм и правил, и, в частности, документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство объекта, и разрешение соответствующих органов исполнительной власти на осуществление строительства на данном земельном участке.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
В материалы регистрационного дела не представлены документы, подтверждающие, что объект, за регистрацией права собственности на который, обращается заявитель, создан лицом на земельном участке, специально отведенном под цели строительства.
Ввиду изложенного, поскольку вышеуказанные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации заявленного права Мелентьева В.М., суд приходит к выводу о том, что действия Управления основаны на действующем законодательстве, в связи с чем, оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права и обязании осуществить регистрацию не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Мелентьева В. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
1